DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Всегда актуальный вопрос

Сколько?

Сколько денег можно заработать в Интернете писателю?

Сколько денег зарабатывают на писателях в Интернете другие люди?

В предыдущем выпуске колонки я пообещал озвучить некоторые конкретные цифры. И я сделаю это - здесь и сейчас.

Но прежде давайте еще раз вспомнить, как продвигался наш разговор и по какой дорожке мы с вами шли, чтобы дойти до столь меркантильной тематики. Ведь это уже шестой выпуск авторской колонки и, хочу сказать, видимо этот выпуск - предпоследний в серии, посвященной меняющимся условиям и ролям писателей, читателей и издателей (посредников между писателями и читателями) в современном мире, где все больше людей смотрит в сторону Интернета, когда речь заходит о заработке, и где авторы и издатели все меньше получают денег от печатной продукции.

Первый выпуск колонки я назвал Смерть книгоиздания, в нем мы зафиксировали длящийся кризис в издательском бизнесе и отметили, что вектор явно смещается в сторону Сети и новых, электронных форм взаимодействия авторов и читателей.

В статье Автор - посредник - читатель я описал свое видение взаимоотношений между писателями, читателями и издателями. Показал, что это бизнес-схема, в которой автор выступает как производитель, а читатель - как потребитель. Издательства, типографии магазины и т.д. - посредники.

Определившись с терминологией, мы подробно порассуждали на тему Посредники между авторами и читателями в новое время, где, в частности, указали, что электронные библиотеки, сетературные сайты и магазины электронных книг - это посредники.

Шкурный интерес свели к тому, что в Интернете наиболее перспективны те виды посредничества между автором и читателем, который наиболее выгодны как для автора, так и для читателя. Отметили, что в некоторых существующих формах ущемляется интерес автора.

Наконец, в статье Зарабатывать, не продавая я постарался показать, как именно зарабатывают те посредники, которые не продают читателю творчество авторов, а отдают бесплатно.

Собственно, далее мы как раз конкретизируем финансовые моменты, связанные в первую очередь именно с такими формами посредничества. Хотя коснемся попутно и магазинов электронных книг.

Данные, которыми я буду оперировать, получены мною либо из открытых источников - таких как интервью и конференции с участием различных людей из числа "посредников", либо из личного опыта (напомню, что на моем счету с дюжину сайтов и несколько лет в деле монетизации интернет-ресурсов), либо из персонального общения с теми или иными авторами. Имена своих знакомых писателей я называть не буду, так как не спрашивал их разрешения ссылаться на их личный опыт, а спрашивать мне об этом специально для своей авторской колонки - лень.

Итак. Мы определили три формы взаимодействия в Интернет автора, читателя и посредника.

1. Магазины электронных книг

Та форма, которая наиболее близка издательскому бизнесу в реале. И которая превалирует в западном, иностранном сегменте Сети. Там же, на Западе, известны примеры того, когда авторам удавалось заработать на электронных книгах очень солидные деньги. Однако рунет живет по своим правилам (как и Россия в целом), на Западе гораздо лучше обстоят дела в целом ряде связанных с этим сфер: гораздо эффективнее борьба с пиратством; значительно лучше развит сам бизнес по продаже э-книг (или "ебуков", как говорят некоторые мои знакомые, хех) и т.д. Интересно, что наибольшим спросом среди э-книг зарубежом пользуются эротика и женские романы. Не берусь судить, с чем это связано, да и вообще Запад в контексте нашего разговора меня интересует столь же мало как и вас - нам важно знать, кто сколько зарабатывает в рунете, не так ли?

У нас не так много магазинов э-книг. К тому же им приходится конкурировать с пиратскими библиотеками и сетературными сайтами. Одним из первых магазинов э-книг был Публикант (http://www.publicant.ru). Работают они давно, аж с 2003 года. Точно известно, что поддерживает ресурс кое-кто из известных критиков-фантастоведов. Однако если судить по статистике сайта (а посещаемость там сейчас в среднем 150-180 человек в сутки), Публикант не может похвастать большим числом продаж даже не смотря на то, что с ними сотрудничают многие известные отечественные писатели (Пелевин, Перумов, Лукьяненко, Пехов, Панов и другие). Данных по продажам на Публиканте мне на глаза не попадалось, но, опять же если судить по посещаемости, общие продажи Публиканта, мягко говоря, не велики. Представьте, что у вас есть собственный книжный магазинчик. И за день к вам заходит всего 150 человек. Из них человек этак 100 - не покупатели, а авторы, которые хотят у вас что-то продать. Из оставшихся 50 кто-то что-то купит, а кто-то - посмотрит на ассортимент и уйдет. Возможно, для вас и 5-10 покупок в сутки будет нормально, каков окажется доход сотрудничающих с вами авторов, исходя из такого порядка цифр и с учетом, что авторов этих - сотни? Сущие копейки.

Гораздо лучше обстоят дела у другого магазина, Литрес (http://www.litres.ru/). Это более новая платформа, активно "взявшая быка за рога" несколько лет тому назад. Про Литрес важно знать следующее: основан магазин был пиратами, владельцами пиратских электронных библиотек. В какой-то момент несколько крупнейших пиратских библиотек решили, что им пора легализовать свой бизнес. У них к тому времени уже была огромная база текстов. Литрес предлагает авторам схему такую: вы заключаете договор с неким агентством, после чего ваши тексты начинают продаваться в Литрес. Вам идут отчисления. Кроме того, ваши тексты можно почитать бесплатно в онлайн-режиме на сайтах тех самых библиотек, при этом читатель видит еще кучу рекламы, а вы получаете некоторый процент от доходов и с этой рекламы. Литрес весьма активно пиарится, пользуется широкой известностью, работает с массой партнеров как в интернет-сфере, так и в книгоиздательском бизнесе.

Это все выглядит очень заманчиво, однако присутствует несколько "но".

Первое "но" - вы можете и не заключать контракта с агентством, а ваши тексты все равно будут в онлайн-доступе на сайтах библиотек. Фактически, вас ненавязчиво принуждают к сотрудничеству с Литрес. А иногда и довольно навязчиво.

Второе "но" - типовой договор, который с вами заключает Литрес, предусматривает, что вы от продажи ваших текстов получаете достаточно скромный процент, что-то около 30%. Что интересно, в некоторых случаях из этой суммы еще и вычитают немаленький налог от продаж. Ничего личного, это просто бизнес, но в данном случае посредник, декларируя полную чистоплотность, на деле не прочь вас, авторов, "поиметь". Это логично, так что лично я всем советую: будете сотрудничать с Литрес - внимательно читайте договора, которые с ними заключаете через агентство. Агентство, кстати, одним из основателей Литрес основано, так что работает оно НЕ НА ВАС.

Третье "но" - некоторое время назад Литрес был на корню куплен издательством "Эскмо" (которое недавно еще и своего главного конкурента АСТ поглотило). Удивительным образом после этого цены на э-книги в Литрес, по моим наблюдениям, выросли в 2-3 раза. Опять же ничего личного - Литрес по сути стал монополистом в этом бизнесе (сервисы вроле Публикант ему явно не конкуренты), а любая монополия всегда устанавливает свои правила просто потому, что это - монополия.

Четвертое "но" - статистика, которую автору предоставляет Литрес, статистика по продажам и по доходам от показов рекламы. Во-первых, это статистика, которую предоставляет именно Литрес. И формирует ее тоже Литрес. Немного разбираясь в деле создания тех или иных скриптов, я вам могу твердо сказать, что нет ничего сложного в том, чтобы при формировании статистики для автора алгоритм работал таким образом, чтобы указывались не 100% продаж, а, скажем, 50%. Или 10%. Или 0,5%. Проще говоря - вы не можете реально проверить эти данные, которые поступают к вам от зависимого (и не от вас зависимого, а от посредника) источника. Это особенно интересно, если учесть, что статистика Литреса (мне об этом авторы, с ними сотрудничающие, говорили) нередко дает сбои.

Однако вернемся к вопросу о деньгах. Ушлые ребята из Литрес конкретные данные о продажах держат в секрете. Однако же самопиара ради их руковдство часто дает интервью. В 2011 году они фиксировали общие продажи в несколько сотен тысяч в месяц. При этом средняя цена на файл у них составляет около 100-150 рублей. Даже за вычетом авторских и налогов вы можете себе представить примерно общий уровень дохода Литрес. 300 тысяч продаж по 50 р. это 15 миллионов рублей в месяц.

15 миллионов в месяц. Черт с ним, пусть даже в десять раз меньше будет... И это мы не считаем, сколько библиотеки из литресовского пула зарабатывают на рекламе.

Гм. Вы все еще думаете, что на книгах в интернете нельзя зарабатывать хорошие деньги?

Однако надо понимать, что ЛитРес берет свое массовостью и монополизмом. Сотни авторов, тысячи книг, сотни и тысячи ежедневных покупок. Понятно, что конечный доход одного автора, пусть даже и Пелевина или Лукьяненко (да пусть даже Донцовой!) не сопоставим с доходами всей компании.

Парочка знакомых писателей, сотрудничающих с Литрес, поделилась со мной некоторой информацией о своих, с позволения сказать, "прибылях" от такого сотрудничества.

Один - признался, что за полгода, пока он не заглядывал в свою статистику, его доход (за вычетом посреднического процента и налогов) был таков, что ему даже "на пиво не хватило бы". Вау.

У другого дела обстоят получше, но и то, ежемесячная сумма дохода составляет у него ну где-то 100-150 рублей, не больше.

Секундочку... Пусть не 100, пусть 200 рублей в месяц. Это 2 тысячи 400 рублей в год.

Кажется, этому автору, моему другу, еще очень далеко до того, чтобы зарабатывать на жизнь сотрудничая с магазинами электронных книг.

Должен сказать, что оба автора если и не очень популярны, то вполне себе известны, к категории "начинающих" уже давным-давно не относятся.

Наверняка, авторы самого-самого высокого калибра (те же Пелевины и Донцовы) зарабатывают гораздо больше. Но они и в реале гораздо больше зарабатывают. Но если смотреть в среднем, в общем и целом, то приходиться признать - есть Литрес или нет Литреса, но автору от этого легче жить не становится. Даже если ему что-то перепадает от этих продаж.

Нельзя, однако, не признать, что будущее у такой формы сотрудничества есть. Тут скорее можно вести речь о некоем продвижении автором самого себя, а также о том, чтобы автор писал так, чтобы именно читатели э-книг, прочитав его произведение - захотели купить еще. Сериалы с продолжением либо продажа э-книг по частям кажутся правильным коммерческим шагом со стороны автора. Плюс этот рынок наверняка будет расти, а если еще и с пиратами удастся покончить в какой-то мере - то и доходы вырастут если и не до небес (маловероятно, прямо скажем), то уже хотя бы до каких-то вменяемых сумм. Сопоставимых с гонорарами в реале. В реале, кстати, гонорары в среднем не велики. Ну пусть даже 20-30 тысяч за книгу - если вы, как автор, от продаж своих э-книг будет получать столько же в год - это уже неплохо.

Двигаемся далее.

2. Пиратские библиотеки

Тут с цифрами, увы, все гораздо сложнее. На чем зарабатывают пираты, раздавая файлы на халяву? На рекламе, на том, что у них много посетителей, много просмотров рекламы, много кликов по баннерам и т.д. Также частенько используется и тот вид рекламы, который не связан с посещаемостью. Но все-таки в первую очередь важен фактор популярности ресурса, его посещаемости. Этот фактор является главным для любого пиратского сайта, не только литературного, но и варезного, или сайта онлайн-кинотеатра. Существует масса рекламных систем, бирж, брокеров и агентств, которые не слишком серьезно подходят к отбору площадок. Существует масса рекламодателей, которые не могут пользоваться легальными площадками для размещения своей рекламы - потому что рекламируют порно, вирусные файлы, лохотроны всяческие или еще что-то мерзкое.

Учитывая и нелегальный характер самого этого бизнеса, и широту спектра разных рекламных форматов, оценить более-менее точно уровень доходов сложно. А сами пираты, естественно, данные о своих доходах открывать не торопятся.

Здесь я могу ориентироваться лишь на собственный опыт и собственные знания о тех или иных ставках в той или иной рекламе. Реальные цифры в каждом отдельном случае будут разные, в зависимости от того, как много рекламы размещает владелец сайта, насколько она агрессивна, каков ее формат и, конечно же, какова посещаемость сайта.

Мой опыт показывает, что сайт с посещаемостью в несколько тысяч уникальных посетителей в сутки с небольшим количеством неагрессивной (без всплывающих баннеров, открывающихся самостоятельно дополнительных страниц и т.д.) рекламы на этом сайте может зарабатывать 1-2 тысячи рублей в месяц. Большинство пиратских ресурсов, однако, активно используют для заработка именно агрессивные форматы рекламы, а у таких форматов, как правило, и цена за клик/показ несколько выше, и само число кликов больше - ведь иногда посетитель просто вынужден кликать по назойливому "плавающему" баннеру, чтобы, собственно, получить возможность просмотра сайта. Так что среднюю сумму следует умножить раза так в два-три. Кроме того, пиратские сайты обычно забиты рекламой, то есть ее там несколько больше, чем "умеренное количество" и это также сказывается на доходах владельца сайта. Следует также иметь в виду, что нередко у одного пирата есть сразу несколько сайтов, с каждого из которых он получает некоторую сумму.

И все-таки в этой сфере все достаточно индивидуально. Самые посещаемые пиратские сайты с наибольшим количеством рекламы, приносят своим владельцам солидные барыши в несколько десятков (а то и сотен - хотя это уже большая редкость) тысяч рублей ежемесячно.

Но вам все-таки хотелось бы услышать какие-то конкретные цифры по части пиратства. Что ж, такие цифры имеются, но касаются они не доходов пиратов, а убытков, которые терпят издатели. Поскольку информация от самих издателей и исходит, то, понятное дело, цифры эти несколько завышены. К тому же, лично у меня есть подозрение, что на пиратов валят скопом все убытки издателей, связанные во многом не только с пиратами (подробнее об этом см. в статье Смерть книгоиздания). Тем не менее порядок цифр впечатляет и вы можете прикинуть, что даже если только 1/10 от убытков издателей связаана с пиратами, насколько же велик вред нелегальных электронных библиотек.

В мае Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям был выпущен доклад по теме "Книжный рынок России". Свои подписи под докладом оставили представители более полусотни издательств и торговых компаний, а также крупнейшие российские продавцы электронных книг - уже знакомый нам Литрес и Аймобилко (http://www.imobilco.ru). Про последний я не стал писать выше, так как сервис "Аймобилко" занимается продажей не только э-книг, но и аудио-книг, музыки, видео. Согласно данным из доклада, ежегодно в России убытки книжной индустрии составляют по оценкам экспертов 3-4 млрд. рублей. Это связано с тем, что пираты на незаконных основаниях предоставляют в общий доступ до 90% книг. Именно в подобной активности интернет-пиратства авторы доклада видят главную причину упадка российского книжного рынка.

3-4 миллиарда рублей в год. Пусть это завышенная цифра. Пусть очень завышенная. Но в любом случае речь идет как минимум о сотнях миллионов рублей в год - и по всей видимости сотнями миллионов исчисляется совокупный "оборот" средств в пиратских электронных библиотеках рунета.

Делайте выводы, дамы и господа, делайте выводы.

3. Сетературные сайты

Принципы получения и источники доходов тут те же, что и у пиратов - то бишь все завязано на посещаемость и на рекламу. Но есть один достаточно важный нюанс. Базовую аудиторию сетературных сайтов составляют не столько даже читатели (хотя их, конечно, немало), сколько сами писатели. Поэтому владельцу сетературного сайта крайне невыгодно, чтобы его ресурс отторгал постоянных посетителей обилием агрессивной и зачастую просто похабной или вредоносной рекламы. В этой сфере крен больше сделан даже не на визуальную рекламу, не на рекламу, оплачиваемую по кликам и по показам - здесь акцент делается чаще на рекламу другого типа, ссылочную. Это хитрая схема, ведь цена такого рода рекламы не связана напрямую с числом посетителей сайта, она связана с тем, как много интернет-страниц ссылается на такой сайт. Конечно же, большинство авторов, заведя себе страничку на сетературном сайте, начинает везде давать ссылки на эту страницу - таким образом быстро повышается капитализация сетературного ресурса - за счет того, что много авторов дает на него много ссылок. Самому автору же предлагается удовлетвориться сомнительной перспективой "выбиться в люди", когда издатели заметят его на сетературном сайте, прочтут, восхитятся и предложат сотрудничество. Не то чтобы такого не происходило никогда - бывали случаи. Но, если смотреть на вещи объективно, редакторы и так не особо-то активно рассматривают тот поток текстов, что им поступает - многие ли из них РЕАЛЬНО шерстят тысячи страниц какого-нить Самиздата в поисках молодых талантов? Пусть каждый сам отвечает на этот вопрос, я не настроен спорить, но мое мнение тут однозначно.

К слову о Самиздате. Как известно, владельцем этого и еще нескольких ресурсов является хороший человек Максим Мошков. Хороший хотя бы потому, что некоторое время назад, давая интервью для радио "Финам", он выдал уровень доходов, которые приносит ему портал Самиздат. Ниже приведена полная видеозапись из студии радиостанции "Финам".

По словам Максима Мошкова, Самиздат и Либ.ру приносят порядка 200 тысяч рублей ежемесячно. Максим, правда, замечает, что тратятся эти средства на зарплаты программистам сайта и на поддержку технического оснащения. Пусть так (хотя любопытно, что практически все владельцы сетературных сайтов утверждают, что все доходы вкладывают в поддержку и развитие своих ресурсов, не оставляя ничего себе - лично мне это кажется, мягко говоря, лукавством), но, согласитесь, пара сотен тысяч рублей в месяц - это немаленькие деньги. Это, простите, миллион четыреста тысяч рублей в год. Почему-то мне кажется, что немногие, очень немногие авторы могут похвастать таким уровнем доходов от своего творчества.

Кроме того, я бегло изучил и ряд других сетературных сайтов и могу с уверенностью утверждать, что буквально КАЖДЫЙ из них зарабатывает. Кто-то больше, кто-то меньше, но каждый размещает какую-то рекламу и получает какой-то реальный доход. От нескольких тысяч до, как мы услышали, нескольких сотен тысяч ежемесячно.

Наш DARKER - сайт молодой, ему немногим более года и монетизироваться он начал совсем недавно. Сейчас он приносит порядка 1000 рублей в месяц. Что, конечно же, мало, но мы рассчитываем выйти на 2-3 тысячи уже в течение ближайших 1-2 месяцев. В потенциале, мы надеемся вырасти до 10-15 тысяч через какое-то время, а при очень удачном раскладе в максимуме думаем получать 20-30 тысяч ежемесячно. С этим мы связываем надежду на будущее, на то, что сможем в разы повысить гонорары авторов. До этого светлого будущего еще далеко (а может оно и вовсе не достижимо), но окупать свои затраты мы, считаю, начнем уже в ближайшие месяцы. Если же состоится заметный рост, то проект можно будет считать успешным - сказочно обогатиться на нем ваш покорный слуга никак и никогда не рассчитывал, но если будет реальный доход (т.е. окупаемость + прибыль хотя бы в 1-2 тысячи в месяц), то я буду справедливо и уверенно считать что эксперимент нам удался.

Меж тем, я уже давно и много размышлял над всем тем, о чем писал в этой и предшествующих статьях своей колонки. И у меня появилась идея нового проекта, не связанного с хоррором напрямую. Новой формы посредничества между авторами и читателями. Каковая форма, на мой взгляд, способна со временем составить мощную конкуренцию уже существующим - и будет при этом приносить доход авторам. Именно рассказом об этом своем проекте я и хочу завершить эту серию постов в авторской колонке.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 30-06-2012 20:02

    Наконец-то цифры )

    В общем, главное захотеть и не лениться.

    Интересный материал.

    Учитываю...
  • 2 снова Хельг 29-06-2012 17:31

    Пара сотен тысяч в месяц, это таки не 1,4 млн, а 2,4 млн.

    А так - любопытная статья.

    Учитываю...
    • 3 Парфенов М. С. 29-06-2012 17:32

      Ну да.

      А ты что, зайти не можешь на сайт под своим логином и паролем?

      Учитываю...
      • 4 сноваХельг 29-06-2012 17:34

        С работы сижу. Дома за меня машина пароль помнит, а на работе можно и капчу разок-другой ввести.

        Учитываю...