Вот они, весёлые зелёные ребята, знакомые нам с детства. Леонардо, Микеланджело, Донателло и Рафаэль. Герои в панцирях.

Помните мультсериал, где наша отважная команда почти в каждой серии мешала осуществлению планов коварных злодеев Шреддера и Кренга по захвату Земли (или уж хотя бы Нью-Йорка)? А тупоголовых мутантов Бибопа и Рокстеди, которые порой успешнее черепашек сводили на нет задумки своих боссов, помните? И любопытную тележурналистку Эйприл О'Нил, лучшую подругу зелёных героев? Как насчёт Ирмы и Вернона, Кожеголового и Крысиного короля, каменных солдат и весёлых нейтрино из измерения Икс?

Помните всё это?

Отлично.

Забудьте... Потому что на самом деле черепахи совсем не такие. Вернее, сначала они были другие. Но популярность ребята в зелёном обрели именно благодаря первой мультверсии образца 1987 года, и при упоминании словосочетания «Черепашки-ниндзя» в памяти всплывает образ весёлых любителей пиццы.

Оригинальные комиксы никогда не были так популярны...

Обратимся к истокам.

В 1983 году художниками Кевином Истменом и Питером Лэрдом были придуманы Юные мутанты ниндзя черепахи (Teenage Mutant Ninja Turtles). Из дружеской игры вырос первый выпуск, увидевший свет в 1984 году. По замыслу создателей, их истории должны были пародировать сюжеты известных комиксов, однако со временем работа Истмена и Лэрда вылилась в нечто оригинальное.

Когда первый выпуск был готов, друзья-художники отправились искать издателя, но потерпели неудачу. Тогда Истмен и Лэрд, набрав нужную сумму, сами издали свою работу тиражом в 3000 экземпляров. Это был чёрно-белый комикс объёмом 40 страниц с трёхцветной обложкой. Вышел он под эгидой «Студии Мираж», которую художники назвали так, потому что на момент появления первой их работы никакой студии фактически не существовало.

Юные мутанты ниндзя черепахи, воспитанники крысы-мутанта Сплинтера, наконец узнают, ради чего учитель тренировал их долгие годы. Оказывается, ради мести тому, кто убил прежнего хозяина крысы, — человеку по имени Ороку Саки, которого также называют Шреддером. Незавидная досталась доля тринадцатилетним подросткам — было ясно, что шансы выйти из сражения со Шреддером живыми стремятся к нулю. Тем более удивительной оказалась победа четырёх ребят в зелёных костюмах с красными повязками на глазах (в комиксах «Студии Мираж» у всех черепах маски одинакового цвета)...

Комикс Истмена и Лэрда был мрачным. Ночь, пустынные трущобы, заброшенные дома — и кровавые схватки!.. Второй выпуск, представивший совершенно другую историю, был менее «тёмным», но некое мрачное обаяние таилось и в нём — притягательность тьмы человеческой души... Именно в этом выпуске черепахи впервые встретились с Эйприл О'Нил, бывшей ассистенткой Бакстера Стокмана, изобретателя роботов для уничтожения крыс в городе. Следующий комикс послужил, в общем-то, лишь переходом к дальнейшему повествованию, а вот вышедший следом за ним выпуск «Рафаэль: я, опять я и снова я» представил читателям новый персонаж.

Кейси Джонс, гроза уличных хулиганов и преступников, один из самых харизматичных героев вселенной черепах. Носящий хоккейную маску и сражающийся спортивным инвентарём, он так же вспыльчив, как Рафаэль, с которым их пути и пересеклись однажды ночью. Славная драка двух сорвиголов закончилась примирением. С тех пор Кейси — один из ближайших друзей черепах.

В следующих нескольких выпусках комикса зелёная команда пытается разыскать сгинувшего неизвестно где Сплинтера, отправляется в далёкую-далёкую галактику, затем возвращается на Землю и узнаёт тайну своего происхождения. Сплинтер тоже благополучно найден. Параллельно с основной линией выходят мини-серии о каждом из черепах (а также один выпуск «Фуджитоид», связанный с историей пребывания нашей четвёрки на другой планете).

В восьмом номере герои в панцирях путешествуют во времени со своей новой знакомой; в девятом — помогают Сплинтеру... После этого вышел выпуск «Леонардо: что посеешь, то и пожнёшь!»

Эта история — одна из самых ярких, атмосферных и динамичных во всём первом томе комиксов. Приближается Рождество — черепахи, Сплинтер и Эйприл готовятся к празднику... Но Леонардо не с ними, он где-то в городе... И ему нет дела до праздничных приготовлений: его атаковали ниндзя клана Фут, главой которых когда-то был Шреддер.

В конце выпуска Леонардо возвращается к друзьям — через окно, крепко побитый — и сообщает, что Шреддер вернулся.

История продолжается в десятом выпуске первого тома. Дом Эйприл, где квартируют зелёные ребята со своим учителем, окружён, и им надо отступать, продираясь сквозь орды ниндзя Шреддера. Неизвестно, как бы закончилось это отступление (минус один боец — Лео не может сражаться), если бы не неожиданное появление Кейси Джонса. Комикс до предела наполнен динамикой, игрой теней, шевелением тьмы... Не обошлось и без эффектного появления Шреддера!

Черепахи, Сплинтер, Эйприл и Кейси выбираются из ловушки и отправляются в город Нортхемптон на старую ферму бабушки Джонса. Там они осмысливают пережитое поражение, Леонардо понемногу восстанавливается.

Вот на этом заканчивается так называемая «золотая серия», к которой самое непосредственное отношение имели «отцы» черепах Кевин Истмен и Питер Лэрд. Они выступали как авторы сценария и художники этих выпусков. Дальше история черепах всё больше и больше начинает отдаляться от первоначально заданного направления. Появляются новые художники, привносящие во вселенную черепах своих героев.

Комиксы разных авторов не обнаруживают сквозного сюжета и порой даже никак не связаны с предшествующими выпусками. В 1987 году, когда серия «Eastman and Laird's Teenage Mutant Ninja Turtles» набрала обороты, «Студия Мираж» запустила другую серию комиксов — «Tales of Teenage Mutant Ninja Turtles». В ней появлялись отдельные не связанные между собой эпизоды из жизни черепах, в ней же впервые увидели свет такие персонажи, как Никто, Кожеголовый и другие.

Однако продолжение истории со Шреддером последовало. В трёх номерах основной серии (с 19 по 21) черепахи возвращаются в Нью-Йорк спустя год после бегства в Нортхемптон. Они ищут базу клана Фут, ищут Шреддера. Находят его... даже в несколько большем количестве, чем рассчитывали... Как водится, дело заканчивается знатной дракой и большим взрывом. И тогда...

Истмен и Лэрд вновь отходят на второй план, уже на более длительный срок. Однако и в их отсутствие черепахам не приходится скучать. В это время появляются самые разные комиксы, от весёлых и непринуждённых до атмосферных, мрачных, наполненных философскими размышлениями. Трилогии Рика Вейтча и особенно Майкла Зулли стоят особняком в череде комиксов первого тома «Студии Мираж». Это довольно своеобразные работы, в которых авторы предпочли рассказать о зелёной команде по-своему, в оригинальной манере.

Рик Вейтч не слишком отошёл от привычных образов черепах в своей трилогии «Река». Однако сам сюжет истории не совсем классический. Во время игры на реке Коннектикут Рафа кусает пиявка, после чего он начинает постепенно превращаться в обычную черепашку. Зато пиявка, испившая заражённой мутагеном крови, тоже изменяется. Вместе с физическим ростом увеличиваются и её аппетиты. Теперь она известна как Кровопийца — пиявка-мутант, пьющая людскую кровь.

Чтобы спасти своего брата, черепахи отправляются вверх по реке, по пути ввязываясь в очередное приключение и находя того, кто может помочь. Они узнают, что в верховьях реки живёт некий мудрый старец, и спешат туда. Кровопийца идёт за ними по пятам...

В своей трилогии автор обращается к экологической проблеме, вспоминая попутно о коренном населении Америки; размышляет на философские темы; не обходит вниманием и бои в черепашьем — и не очень — стиле... В конце концов история, рассказанная Вейтчем, вписывается в основную линии комиксов о черепахах, чего нельзя сказать о работе Майкла Зулли.

Если «миражовскую» зелёную команду можно назвать «орептиленными гуманоидами», то охарактеризовать так героев комикса «Зима души» и двух его продолжений язык не повернётся. Это скорее «очеловеченные черепахи».

Сплинтер терпит ментальное поражение от Шреддера и будит своих сыновей-черепах (они находились в зимней спячке), чтобы те готовились к сражению. Большая часть комикса — как раз и есть та самая битва в снежном лесу. В схватке с людьми Шреддера один из черепах был ранен, и они отступили вместе со Сплинтером.

Вторая часть истории Майкла Зулли появилась не следующим номером, а несколько позже. Сплинтер пытается вылечить своего раненого сына, а Шреддер между тем начинает их поиски... И в заключительной третьей части крыса и черепахи ищут новый дом. Раненому брату придётся встретиться лицом к лицу с посланцем бога Анимуса на ментальном уровне, чтобы освободиться и вернуться к жизни...

Вряд ли в первом томе можно найти комикс, по исполнению и духу хотя бы приближающийся к работе Майкла Зулли. Три его истории радуют глаз, отменно созданная мрачная атмосфера присуща каждому выпуску. Даже несмотря на схватку в зимнем лесу, происходящую на белоснежном фоне, в целом вся трилогия выполнена в тёмных тонах. Черепахи очень немногословны, мастер Сплинтер мудр и сдержан, Шреддер спокоен и силён. За исключением первого комикса, действие происходит в полутёмных, скудно освещённых помещениях где-то на городских задворках или на пустынных грязных улицах...

Первая часть трилогия Зулли была опубликована в номере 31, а двумя выпусками раньше появился комикс А. С. Фарли «Люди тени». Автор работал над ним под впечатлением от творчества писателей, прославившихся своими произведениями в жанре ужасов: Брэма Стокера и Говарда Лавкрафта. Черепахи и их друзья сталкиваются с вампирами и сектантами, пытающимися вызвать бога Дагона. Вызвать-то они его вызвали, только вот закончилось всё немного не так, как рассчитывали культисты... А в каких городах всё это происходит — от названий закачаешься!

Аркхем! Иннсмут!

К сожалению, из-за того, что автор смешал довольно много ингредиентов в своём коктейле, комикс А. С. Фарли получился несколько сумбурным. Но всё-таки мертвяки и прочие Глубоководные действительно радуют...

В номере 36 вышла последняя часть трилогии Майкла Зулли, и следующие одиннадцать комиксов серия готовилась к выходу на финишную прямую. В последний раз основной сюжет первого тома развивался в трёхчастной истории «Возвращение в Нью-Йорк».

Когда на горизонте замаячил юбилейный пятидесятый выпуск, Истмен и Лэрд задумались о достойном завершении первого тома, о возвращении к истокам. Они сделали это в тринадцатисерийном триллере «Война в городе». Но прежде чем подвести историю к заключительному марш-броску, требовался какой-то переход. Им стали два выпуска под названием «Оттенки серого».

В компании черепах и их друзей назревает раскол, приближение которого предваряет убийство. Кейси Джонс в пылу драки сильно ударил одного парнишку, и тот неожиданно умер. Джонс не находит себе места, а все остальные не горят желанием его поддержать. Эти два номера перед «Войной в городе» подготавливают почву для юбилейного выпуска.

Впервые за долгое время Кевин Истмен и Питер Лэрд снова работали вместе. Номер 50 дался им нелегко, но комикс получился действительно таким, каким и должен был, по-видимому, быть: гнетущим, рваным и... безмолвным. Действительно, на страницах выпуска никто не издал ни звука (кроме диктора телевидения).

Раскол случился. Со старой фермы в Нортхемптоне уезжают все: Эйприл — к сестре в Лос-Анджелес, Кейси — следом за ней, черепахи — в Нью-Йорк. Сплинтер живёт в лесу в уединении. На протяжении всех тринадцати выпусков «Войны в городе» рассказ ведётся о разных персонажах отдельно, лишь в заключительном номере их дороги снова пересекаются.

В Нью-Йорке идёт нешуточная война между бандитскими группировками. После смерти Шреддера клан Фут разделился на несколько противоборствующих лагерей. Восстановить контроль над американскими воинами прибыли ниндзя из Японии. И даже попросили помощи у черепах...

В целом последние выпуски первого тома совсем не те, с чего серия начиналась. Но именно «Война в городе» вывела историю черепах к логическому финалу, и второй том можно было открывать, можно сказать, с чистого листа. Этим «Студия Мираж» и занялась, но, несмотря на то, что новые комиксы были уже в цвете, популярность серии падала. Так что второй том содержал всего тринадцать выпусков.

Несмотря на пестроту первого тома, он остался единственным и неповторимым, примером для подражания, началом начал во вселенной черепах. В его рамках увидели свет совершенно различные комиксы, и самые что ни на есть классические, и те, что позже были признаны неканоничными, противоречащими линии развития глобального сюжета. Среди последних были работы такие атмосферные и серьёзные, как трилогия Майкла Зулли, и такие весёлые и разухабистые, как пародии Марка Мартина и тандема Рич Хедден — Том МакВинни.

Однако основная линия — от «золотых» пятнадцати номеров через «Возвращение в Нью-Йорк» к «Войне в городе» — была проведена. Позже на основе сюжетов этих комиксов создавались многие серии второго мультсериала о черепашках, образца 2003 года. И хотя это воплощение было гораздо ближе к оригинальным комиксам, чем мультверсия 1987 года, оно, однако, не соответствовало им полностью.

Так что вернуться к истокам и узнать, что первоначально черепахи были совсем не такими, каких мы видели в детстве, весьма полезно. Кто знает, может, и вас они очаруют больше, чем более поздние воплощения?..

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх