DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Выхода нет

Конечная станция / The End of the Line (антология)

Составитель: Джонатан Оливер

Жанр: хоррор, мистика

Издательство: Solaris

Год издания: 2010

Похожие произведения:

  • тематические хоррор-антологии

The End of the Line

Наверное, сразу стоит сказать, что метрополитен — это наиболее стабильный и безопасный вид городского транспорта. Персонал — профессионалы высочайшего класса; внутри все подсчитано и выверено до секунды, до сантиметра; всякая мало-мальски опасная компонента перестрахована два, три, четыре раза. Скажем, маршрутки-барбухайки, раз за разом вылетающие на «встречку», — тема для переживаний куда как более благодатная.

Вместе с тем нельзя не согласиться с тем, что подземка — место совершенно особое. Толща земли над головой. Бесконечные тоннели, в которых темным-темно и непонятно кто может обитать. Ментальный флер, послед, оставленный миллионами побывавших под землей людей — а может, и нелюдей. Странные лица, глаза, поступки. Все это (да и многое другое тоже) накладывает на метро свой характерный зловещий отпечаток, который будоражит, и писателей хоррора — в первую очередь.

Антология «Конечная станция» под редакцией Джонатана Оливера (дебют в качестве составителя) вышла в небольшом британском издательстве Solaris в 2010 году. Под ее обложкой девятнадцать новых, написанных специально для этого издания рассказов. Почти все авторы — британцы, но метрополитен представлен самый что ни на есть интернациональный — парижский, нью-йоркский, пражский…

Сборник открывает «Гудок» (Bullroarer) Пола Мелоя, визионерский рассказ-обманка. Главный его герой встречает в тоннеле метро странное рогатое существо, из-за чего в его голове воскресают подзабытые уже детские воспоминания — надо сказать, на редкость порочные и извращенные. За «Гудком» следует «Девушка в стекле» (The Girl in the Glass) Джона Проберта — примитивная история о подземном привидении, весь сюжет которой исчерпывается её названием. «Приманка» (The Lure) Николаса Ройла — скорее путеводитель по Парижу и его метрополитену, нежели рассказ ужасов. Учитель английского пытается выяснить тайну странного слепца в резиновой маске, встреченного в одном из переходов. «23:45 Морден» (23:45 Morden (via Bank)) Ребекки Левин напоминает бессмертный «День сурка»: опоздав после пьянки на поезд, главный герой попадает в круговорот абсурдных и неприятных ситуаций, одна хуже другой. «Конечная станция» (End of the Line) Джаспера Барка работает по тому же принципу: центральный персонаж рассказа из раза в раз просыпается в метро в луже собственной крови, после чего упорно пытается разобраться в причинах этой повторяющейся с ним сцены.

Саймон Бествик и его «Сыны Города» (The Sons of the City) едут по местам боевой славы «полночного поезда с мясом». Племя его антропофагов, проживающих под Манчестером, также требует должного к себе внимания и особых подарков — без их согласия метро в тех местах лучше не строить. Рассказ Эла Эвинга «Розы, что цветут под землей» (The Roses That Bloom Underground) составитель сборника охарактеризовал как «сплаттерпанк», однако на деле это не более чем трэш-зарисовка на тему… гм, пахнущей розами слизи. Хрестоматийная история о призраке, который живет в заброшенной шахте, представлена Марком Моррисом в «Падших мальчиках» (Fallen Boys). Несчастный мальчуган стал когда-то жертвой хулигана (вернее, его отца, но это долгая история), и всякому, кто измывается в школе над слабыми, стоит быть вдвойне осторожным. В «Линиях лондонской подземки» (On All London Underground Lines) Адам Нэвилл в свойственной ему клаустрофобной манере описывает подземный транспортный коллапс. Воображение у автора богатое, болезненное. Стивен Волк в «Колизее» (In the Colosseum) предается вуайеризму: сквозь замочную скважину нам демонстрируется оголтелый свальный грех в метро, со всеми необходимыми подробностями.

Наташа Родес в «Безумном поезде» (Crazy Train) занудно рассказывает о блуждающем по подземке байкере и его подружке. Пэт Кэдиган в «Забавных штуках» (Funny Things) явно слышит голос Стивена Кинга, декламирующего рассказы «“Нью-Йорк Таймс” по специальной цене» и «Вещи, которые остались после них»: «нулевая зона» на месте башен-близнецов, погибший муж — все как положено. Её супруг Кристофер Фаулер в своей работе «Вниз» (Down) вслушивается в отголоски драматичных событий, случавшихся в прошлом лондонской подземки. Очень достойная работа.

Настоящая жемчужина сборника — рассказ Конрада Уильямса «Исходящие звуки» (Exit Sounds), в котором слегка эксцентричный коллекционер обнаруживает на пленке со старым фильмом тайный спуск в метро, который он, конечно же, тут же решает исследовать. «Круги» (The Rounds) Рэмси Кэмпбелла — очередная история мэтра под грифом «черная паранойя» и «померещится же!..», с фирменным же зыбким финалом. «Погружаясь глубже» (Diving Deep) Гэри Макмахона насквозь пропитан лавкрафтианскими мотивами, и это неудивительно: все-таки читатель исследует не абы что, а подземные лабиринты Антарктики. Завершают сборник «Запасный 13» (Siding 13) Джеймса Лавгроува, повествующий про один неосторожный шаг в метро, новогодняя история Майкла Маршалла Смита и тоскливый рассказ «Все мертвые годы» (All Dead Years) Джоела Лэйна (совсем недавно оставившего нас). Все это крепкие, но при этом ничем особо не примечательные работы.

Очевидно, что собирая «Конечную станцию» исключительно из неопубликованных работ, Оливер лишился редакторского маневра. То есть там, где та же Эллен Датлоу обычно вольна выбирать (в том числе и среди «золотой» и оттого беспроигрышной классики), ему пришлось довольствоваться исключительно тем, что есть. И это чувствуется. Представленное в данном сборнике разнообразие тем и сюжетов нивелируется средним их исполнением, а там, где оно на высоте, все с точностью до наоборот: тема подземки в лучшем случае — статичные декорации, размытый фон. Наиболее красноречиво об этой антологии говорит тот факт, что за три года ни один из её рассказов не переиздавался. Единственное исключение — вещь Кэмпбелла, что вошла в его последний на сегодняшний день сборник Holes for Faces(2013).

Впрочем, если ради пары-тройки по-настоящему хороших рассказов вы готовы упорно гнать свою дрезину по не самым лучшим и ровным шпалам, то «Конечная станция» ваш выбор. В конце концов, свет в конце тоннеля видят лишь самые стойкие.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 25-12-2013 00:50

    Неоднозначный сборник, хотя тема очень привлекает. Может быть и приобрету, когда появится на русском, посмотрим.

    Учитываю...