DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Хоррор по-нашему!

Геймеры, которые любят пощекотать нервы, обычно обращают внимание на зарубежные студии, будь то «Frictional Games», «Konami» или «ID». Однако немногие из них знают, что в России и странах СНГ тоже есть разработчики, создающие видеоигры в жанре хоррор. К сожалению, при фразе «отечественная игра» у многих возникают негативные ассоциации. Что ж, попробуем развеять их. Русским разработчикам тоже есть чем гордиться.

«Подземелье Кремля» – первый шутер от первого лица, разработанный в России (1995). Создан студией «Gelios» на популярном тогда движке «Build». Несмотря на то, что это была пародия на «Doom» или «Heretic», в «Подземельях Кремля» присутствует несколько необходимых хоррору элементов – монстры, огромные тёмные помещения и неожиданные появления врагов. В роли безымянного русского солдата мы попадаем в подземелье Кремля и сталкивается там с различной нечистью. Цель довольно банальна – выжить и покинуть мрачные лабиринты. И хотя к серьёзному хоррор-проекту «подземелья» отнести нельзя, для своего времени они были вполне неплохи.

Подземелье Кремля

Спустя десять лет на том же поприще сыграет известная студия «Orion», за плечами которой многочисленные малоизвестные и низкопробные проекты («Метро-2», «Как достать соседку» или «Территория Тьмы»). Однако две игрушки выбиваются из общей канвы –  это «Чистильщик» и «Чёрная метка».

«Чистильщик» – шутер от первого лица с элементами хоррора – вышел в 2005 году сразу же на российские рынки. В управление геймеру попадает бармен Стивен Гейтс, который в один прекрасный миг отправляется на поиски пропавшей девушки и сталкивается с полчищем странных существ. Позже выясняется, что это одержимые бесом люди, чьи души поглощены новым устройством некоего доктора Коула. Да, «Чистильщик», как и «Подземелье», был чистым трэшем, однако при этом довольно качественных продуктом. Множество монстров, тёмные помещения, атмосфера медленно умирающего города – всё на высоте. И что не менее важно, проходить интересно и даже немного страшно. Особенно адреналиновым вышло начало, когда на тебя движутся хромые фигуры, а отбиваться можно лишь ржавой трубой.

Чистильщик

«Чёрная метка» (2008) пошла дальше. На первый взгляд она была некой смесью зарубежных «Manhunt» и «Condemned». Перед геймером представало тоталитарное общество, погрязшее в коррупции и жестоком тотализаторе. В моду вошло новое реалити шоу «Чёрная метка» – любому гражданину Москвы, получив такую, необходимо было бежать от преследующих его жестоких охотников и полицейских, чтобы передать метку другому. Последний её обладатель должен был любой ценой дойти до телестудии. Главный герой – веб-программист Артём – поневоле становится участником злосчастного шоу. И теперь вынужден выживать, прячась от охотников и сражаясь с безумными маньяками, населяющими, казалось бы, благополучную Москву. В первую очередь «Чёрная метка» радовала великолепной атмосферой отчаяния и безысходности. Вы – один. Вам приходится прислушиваться к каждому шуму, прятаться, ведь любая схватка может стать последней. Достаточно страшно было идти по тёмному туннелю и гадать, выпрыгнет ли из-за угла очередной охотник. Именно атмосфера цепляла больше всего, так как остальное оказалось на довольно среднем уровне.

Чёрная метка

Следующим шагом в среде русских разработчиков стала известная «Мор. Утопия», выпущенная московской студией «Ice-Pick» в 2005 году. Пожалуй, это первая по-настоящему качественная игра на постсоветском пространстве в жанре приключения и RPG. Несмотря на детективную основу и необычный геймплей, «Мор. Утопия» давила мрачностью и безысходностью. Только представьте себе – огромный город охвачен чумой, жители подавлены, мы ходим по тёмным переулкам, то и дело сталкиваемся с томящимися в тенях прокажёнными существами, которые желают нашей смерти. Но бояться надо не только их, ведь заразиться можете и вы. Этот подход придавал игровому процессу особую динамику. Неудивительно, что недавно «Ice-Pick» выпустили HD переиздание, в котором улучшили визуальный ряд и исправили технические ошибки оригинала, изменив и эффекты.

Мор. Утопия

Мрачную атмосферу и нотки ужаса подкидывала также противоречивая «You Are Empty» (2006) украинских разработчиков «Mandel ArtPlains» и «Digital Spray Studios». На дворе – альтернативные 50-е годы. Лучшие умы СССР создали специальный аппарат, который с помощью излучения меняет физические свойства человека. Но, как всегда, всё вышло из-под контроля, и на один советский город свалился локальный апокалипсис. Жители превратились в ненасытных мутантов, которые только и бродят по улицам в поисках пищи. Мы же в роли безымянного милиционера, очнувшегося после комы, должны разобраться со всем этим. Как и в «Чёрной метке», авторы идеально поработали над атмосферой. Советская атрибутика на фоне безлюдных улиц, страшные фигуры, шагающие вдалеке, разрушенные дома и смерть на каждом шагу – благодаря всему этому создавалась аллюзия на одиночество с нотками безысходности. Ещё поражал дизайн противников, особенно впечатляли (в ужасающем смысле) курицы-мутанты и существа, похожие на горилл-переростков в майках. В остальном «You Are Empty» была на любителя и вскоре оказалась поспешно забытой.

You Are Empty

Большую популярность снискала знаменитая серия «S.T.A.L.K.E.R.» (2007-2009) от украинской студии «GSC Game World». Она сочетала в себе шутер и небольшую толику RPG с открытым миром. Одно упоминание о том, что события происходили на территории заброшенной ЧАЭС в так называемой «Зоне», уже наводило определённый ужас. Вспомнить хотя бы заброшенную лабораторию «X-18» с её тёмными коридорами, раздающимися вдалеке скрипами, шагами и чьими-то стонами. А внизу были слышны звуки огромного уродливого существа, прячущегося в тени и ждущего нашего прихода. При первом посещении это место наводило на закалённого в боях геймера неподдельный ужас, а каждый шаг сопровождался ударами сердца. Стоит отдать разработчикам должное. А вот сиквел «Зов Припяти» запомнился лишь очередной подземной лабораторией «Х-8», особенно бюррерами, которые заманивали нерадивых сталкеров жутким детским плачем.

S.T.A.L.K.E.R.

Конечно же, не только шутерами богат русский хоррор. В 2008 году российская компания «Phantomery Interactive» выпустила интерактивный квест «Sublustrum». Мы выступаем в роли брата профессора, который создал устройство для перемещения между нашим миром и «Мерцающим». Но однажды профессор пропадает. Чтобы его найти, мы приезжаем в его огромный особняк. Однако нас встречает только тишина. Комнаты пусты, но почему-то чувствуется чьё-то присутствие – чего-то странного, неизвестного. Если играть ночью, то эффект вполне ожидаем. «Sublustrum» пугала не скримерами (хотя они тоже были), но шорохами. Не призраками, не монстрами – она пугала неизвестностью, тягостным ощущением, что кто-то следит за вами. Элементы сюрреализма, декорации в стиле арт-деко и стимпанка только добавляли масла в огонь.

Sublustrum

Не стоит забывать и о «Фобосе: 1953», выпущенном той же студией в 2010 году. Как и в «Sublustrum», создатели использовали для устрашения атмосферу страха и неизвестности, таящейся в стенах заброшенного подземного бункера, куда попадает главный герой. Вот только психологическая составляющая здесь была на куда высшем уровне: геймеров пугали не только раздающимися вдалеке криками и шорохами, но и разбросанными по локациям записками, в которых рассказывалось об экспериментах над заключёнными.

Фобос: 1953

Стоит упомянуть и наследницу «S.T.A.L.K.E.R.» – «Metro 2033» (2010) от украинских разработчиков «4A Games», которая основывается на одноимённом романе Дмитрия Глуховского. По части животного ужаса это творение превосходит предшественника. Действие разворачивается в подземном метро, где после чудовищной катастрофы прячутся оставшиеся в живых. Наш протеже Артём получает задание пробраться к главной станции, но путь туда оказывается сложнее, чем думалось. Тёмные туннели, раздающиеся вдалеке шаги… только холодная сталь собственного автомата успокаивает нас, ведь впереди может быть кто угодно – чудовищный мутант или бандит. А ещё разработчики пугают призраками. И можно с уверенностью сказать, что им это удалось. Не каждый останется спокойным после посещения разрушенного дома с запертыми в нём навсегда духами.

Metro 2033

И на поприще инди-проектов отечественным хоррорам повезло не меньше, среди них тоже попадаются вполне достойные кандидаты. Например, «The Cursed Forest» (2015), созданный на движке «Cry Engine 3» одним (!) человеком. Ваша цель – ни больше ни меньше, пройти через лес в больницу к матери, попутно избегая подстерегающих опасностей. Вас преследует странное чудовище, таящее душу невинного человека, и герою необходимо не только выжить самому, но и спасти её. Хоть «The Cursed Forest» отдалённо и напоминала «Slender: The Arrival» с её долгими похождениями по лесу и прятками от монстров, но пугает она сильнее.

The Cursed Forest

В начале октября 2015 года российская студия порадовала ещё одним инди-проектом – «Skyhill» (от «Mandragora»). Помимо несколько необычной визуальной составляющей, внимание притягивает также жуткая история. В альтернативной вселенной многолетняя война между Конфедерацией и Новой Европой закончилась масштабной биологической атакой. Незадолго до этого молодой бизнесмен Перри Джейсон остановился в шикарном отеле «Skyhill», но случилось страшное, и постояльцы либо погибли, либо превратились в монстров. Теперь Перри вынужден выживать. А чтобы спастись из отеля, ему необходимо пробиться на сто этажей вниз, собирая ресурсы и сражаясь с тварями. Но не всё так просто. С каждым спуском на один лестничный пролёт, с каждым посещением комнаты расходуется определённое количество еды, а когда запасов не останется, персонаж начнёт терять здоровье. Жуткая атмосфера и элементы выживания позволяют лучше вжиться в роль и спускаться всё ниже и ниже, до первого этажа.

Skyhill

Некоторые геймеры гадают, будут ли и в дальнейшем русские разработчики радовать нас пугающими до дрожи играми? Думается, ответ на этот вопрос очевиден. На горизонте, например, всплывает ещё один инди-проект, за основу которого взяты существа из популярного британского сериала «Доктор Кто» – Плачущие ангелы. Судя по многообещающему ролику, мы будем спасаться от тварей, которые любят притворяться статуями, при этом новинка обещает быть очень страшной.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)