ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Полночь (роман)

Автор: Александр Варго

Жанр: анимал-хоррор, мистика

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: MYST. Черная книга 18+

Год: 2010

Полночь. Обложка

С именем Александра Варго связано немало перетолков в Интернете. Таинственному автору посвящают сообщества в социальных сетях, вышедшие книги подвергаются многоголосой обструкции, однако все новинки те же хулители продолжают раз за разом покупать. Мистика, да и только.

Роман «Полночь» представляет творчество «правильного Варго». Знакомство с предыдущими работами (а также сразу с тремя эксклюзивными Варго-интервью из прошлого номера DARKER) показывает, что есть еще и Варго «неправильный» — тот, который написал «Кулинара», «Медиума» и «Корень зла». Как раз те маловразумительные творения, чье присутствие в хоррор-серии MYST изначально выглядело чужеродным. «Полночь» переносит читателя в экзотическую Тасманию, что является несомненным плюсом книги — не все же время путешествовать по свалкам и захолустным деревням. Две группы туристов решают как следует отдохнуть в этих краях, но у них, разумеется, ничего не выходит. Привычный для Варго линейно-параллельный сюжет ведет героев к встрече друг с другом через различного рода неприятности. Прежде всего это акулы. Романтика открытого моря, страх перед неизвестностью и темной толщей воды — широчайшее поле для создания липкой атмосферы ужаса. Наверняка Варго читал Питера Бенчли (об этом говорит и эпиграф из «Челюстей»), однако до уровня отца самой знаменитой из белых акул Александру пока далековато. Не хватило то ли познаний в избранной теме, то ли писательского мастерства, а может, того и другого. Там, где у Бенчли загривком ощущается животный страх перед огромным подводным монстром, у Варго к тексту приковывает только любопытство. Акулы из «Полночи» лишены того загадочного величия, нет чувства, что перед нами настоящие хозяева океана. Все это идет во вред напряжению, хотя, надо отдать автору должное, увлекать сюжетом он умеет, пускай зачастую использованные мотивы не раз уже эксплуатировались коллегами по перу и кинематографистами. На этот раз, кроме упомянутого «JAWS», эпизодами узнается и «Открытое море», и еще кое-что.

Набор персонажей для такой истории вполне подходящий. Чтобы придать героям индивидуальности, Варго пытается ввернуть в их речь сленг, присказки, американизмы. Но перебор с этим приемом отчетливо бросается в глаза, и уже ближе ко второй половине романа начинают раздражать «попугайные» повторения в духе классического «От Розарио Агро еще никто не уходил». На фоне русских персонажей выделяются аборигены, а точнее — два капитана. Кажется, будто они как минимум с другой планеты — настолько гротескго вылеплены эти морские волки.

По всем симптомам «Полночь» катилась к финалу, будучи самым натуральным образчиком поджанра animal-horror, однако добрые люди в издательстве по привычке впихнули в аннотацию спойлер, намекая, что не все так просто. И действительно, в последнюю часть романа вторгается мистика, открывающая мотивы некоторых героев, но в то же время выглядящая лишь сказочной добавкой к жесткому реализму предшествующих страниц. Спойлером на этот раз грешит и текст. Варго не удержался и вложил в уста героев разговоры о событиях «Дома в овраге» (заботливая сноска не позволит пропустить этот момент), разболтав при этом его концовку.

Несмотря на минусы, которые присущи всему творчеству Варго, книга все же заслуживает внимания. Пускай читателю не суждено смаковать каждую фразу или дивиться оригинальному сюжету, но интерес к роману сохраняется до последних страниц — во многом благодаря композиции и вниманию автора к деталям, которые, успев позабыться, возникают в сюжете вновь, чтобы сыграть свою роль. «Полночь» — не самый плохой представитель русского хоррора, которым нас почти не балуют, так что если и проходить мимо, то очень медленным шагом.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх