DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Задворки подсознания простых советских граждан

Вы когда-нибудь задумывались, что общего у Ленина и Битлз? А каким образом с помощью кукурузы можно обогнать Америку? И какой вклад в становление русского рока внес северокорейский поэт Тё Рен Чур? Ответы на эти и многие другие вопросы были даны в рамках одного из самых ярких и необычных проектов в истории тогда еще советского андеграунда, имя которому «Коммунизм». По странному совпадению у руля проекта стоял Егор Летов.

 Коммунизм Егор Летов

Когда в 2002 году было объявлено, что готовящийся к выходу после долгих 6 лет творческого молчания новый альбом «Гражданской Обороны» будет состоять сплошь из советских песен, наверняка среди неискушенных поклонников таланта Егора Летова нашлись такие, кто решил, что Игорь Федорович кончился как поэт. Их неправоту годом позже наглядно продемонстрировал знаменитый концерт в Горбушке, но сейчас речь не об этом. Дело в том, что любовь к советской культуре и эстетике проявлялась у Егора на всех этапах творческого пути, кроме, может быть, самого первого. Так, идею записать альбом советских песен Летов высказывал еще в середине 90-х, а многие концерты того периода, наиболее известный из которых прошел 4 июля 1997 года в московском дворце спорта «Крылья Советов» и позднее был издан на CD лейблом «ХОР», открывала знаменитая «И вновь продолжается бой».

Тогда же в концертном репертуаре ГО привлекала внимание вещь на стихи не известного широкой публике корейского поэта Тё Рен Чура. «Песня о китайском народном добровольце», радостно шедшем «гнать американцев прочь», крайне органично вписывалась в радикальный посыл творчества ГО тех лет, сдобренный идеями национал-большевизма. Однако мало кто догадывался, что впервые эта вещь была записана в далеком 1989 году, когда ни о каком «советском национализме» еще не было и речи.

Именно 1989 год по праву можно считать периодом расцвета одного из самых самобытных проектов сибирского рока «Коммунизм», в котором, помимо собственно Летова и ряда участников Гражданской Обороны успели отметиться многие другие, не менее примечательные личности. Очевидно, текст «Песни о китайском народном добровольце» был взят из одного из многочисленных песенников, а сам альбом носил название «Чудо-музыка» и был в дискографии Коммунизма шестым по счету.

Всего же на 1989 год пришелся выход сразу 10 альбомов этого проекта. Началось же все годом ранее, когда вернулся из армии Константин «Кузя УО» Рябинов, а сам Егор получил возможность вздохнуть спокойно, так как большую часть 1987 года провел в скитаниях, скрываясь от жадных объятий советских психиатров.

Егор Летов Коммунизм

Первый альбом Коммунизма, в состав которого, помимо Егора и Кузьмы, вошел также поигравший в составе ГО Олег «Манагер» Судаков, был записан уже зимой 1988 года. Вот как охарактеризовал альбом сам Егор в «Официальной альбомографии «ГрОб Рекордс» 1990 года:

 

Весь текстовый материал взят из советского песенника, содержащего песни хрущевского периода. Музыкально — это пестрая смесь "коммунистического" авторства и используемых в качестве аккомпанемента творений таких прославленных деятелей, как Франсис Гойя, Поль Мориа и т. п.

 

Стилистически альбом примечателен тем самым фирменным грязным саундом, характерным для работ ГО тех лет, а насмешливо-ироничный вокал Летова делает большинство вещей логическим продолжением таких хитов, как «КГБ-рок», «Все в порядке» и остальной махровой антисоветчины.

Тем не менее, уже тогда музыканты четко давали понять, что коммунизм – это не только  субботники, пятилетки и сборы урожая. Есть здесь место и героизму («Четыре солдата»), и даже романтике, причем если «Небо темно-синее» исполнено во все той же нарочито насмешливой манере, то стихотворение «Когда идешь ты на свидание» в манагеровском исполнении звучит скорее наивно, как бы в подтверждение известного мема об отсутствии секса в СССР.

Коммунизм Сулейман Стальский

Следующий альбом получился еще более интересным – как по концепции, так и по звучанию. Музыкально «Сулейман Стальский» получился уже более авангардным по сравнению с предыдущей пластинкой, а вся лирика являет собой творческое наследие одноименного поэта, которого еще М. Горький называл Гомером XX века. Разумеется, творчество лезгинского поэта Сулеймана Гасанбекова (Стальский – творческий псевдоним) вовсе не ограничивалось дифирамбами Сталину и Красной Армии, но многие, как, кстати, и автор этих строк, впервые узнали о его существовании именно благодаря Летову со товарищи.

Третий диск, ставший первым из десяти альбомов того самого 1989 года, довольно сильно контрастировал с первыми работами. Во-первых, лирика на пластинке «Веселящий газ» полностью собственная, а во-вторых, к панку и авангарду прибавились элементы индастриала и нойза. В итоге Манагер, который в записи альбома участия не принимал, в одном из интервью отметил, что по своей концепции диск не слишком вписывается в общую задумку проекта.

А уникален альбом «Веселящий газ» хотя бы тем, что стал первой пластинкой, почти полностью записанной на стихи Константина Рябинова: из 15 треков лишь для четырех лирику написал Егор. Если индустириальных и нойзовых элементов в последующем творчестве Коммунизма было предостаточно, то альбомов, полностью записанных на «свои» стихи после Веселящего Газа не было, а гимноподобная «Концептуализм Внутри» стала одним из хитов Кузи УО.

Применительно к большинству альбомов Коммунизма 1989 года лучшее определение – «музыкальный коллаж». Участники проекта так ловко и затейливо переплетают исконно советское творчество, дворовую романтику и собственные творения, что аналогов получившемуся таким образом  мракобесию попросту не существует.

Можно сказать, что «Коммунизм» – это самый, если так можно выразиться, романтичный проект сибирского рока. Именно он вобрал в себя как наиболее глубокие переживания самих участников, так и творения, повлиявшие на их творческое становление извне. Где еще болезненная лирика Летова может органично смотреться на фоне классической музыки, песенок из советских мультфильмов или речей Ленина?...

Коммунизм Солдатский сон

Среди концептуальных работ 1989 года выделяется «Солдатский сон». Как известно, армия во все времена была на Руси средством усмирения строптивой молодежи, наряду с тюрьмой и психиатрическими лечебницами. Не миновала сия чаша и некоторых участников Коммунизма. Так, помимо уже упомянутого Константина Рябинова, отдать долг родине пришлось музыканту тюменского проекта «Инструкция по выживанию» Игорю «Джеффу» Жевтуну. Демобилизовавшись, однако, он принимает решение не возвращаться в ИпВ, а присоединиться к Летову. В итоге альбом «Солдатский сон» стал дебютным для Джеффа в качестве участника «Коммунизма» и последним в том же качестве для Манагера, который проект покинул.

Прежде чем дать оценку альбому, уместно снова привести цитату из «Официальной Альбомографии» за авторством Егора Летова: 

 Весь текстовой материал почерпнут из натурального дембельского альбома и без изменений напет на натуральные солдатские мелодии, а также — на мелодии собственного сочинения. Использованы фрагменты классических произведений и джазовых композиций. По нашему с Кузей мнению, это — одни из наиболее ярких, страшных и трагичных опусов нами созданных. 

В то же время, та картина, которая складывается в сознании слушателя под влиянием пластинки, - это не только жгучее неприятие армейских реалий, но и переживания живых людей, их чувства, страдания и надежды. Кульминацией альбома, без сомнения, является трагическая по своей сути вещь «Новогодний тост», красочно живописующая все «прелести» службы на благо родины, начиная от банальных холодов и заканчивая разбитыми чувствами.

Самым лиричным в дискографии «Коммунизма» стал диск «Лет Ит Би». Десятый юбилейный альбом целиком и полностью посвящен «запретным плодам» капиталистического Запада, воплощенным в народном творчестве. Образ американца здесь не имеет ничего общего с недалеким пивным алкоголиком а-ля Гомер Симпсон и ему подобные – в ряде треков парень из Америки выступает подлинным лучом света в темном царстве, но в большинстве песен это такие же люди, которые, как и все остальные, хотят жить и любить вместо того, чтобы гибнуть в войнах, защищая интересы сильных мира сего.

Помимо Егора и Кузьмы, в записи альбома принимали участие Валерий Рожков и Олег Сурусин, больше известные как дуэт «Флирт». Кроме того, нельзя не отметить духовую секцию в лице флейты и саксофона.

Если говорить об индустриально-нойзовом наследии Коммунизма, то это, в первую очередь, болезненно-психоделические работы «Сатанизм» и «Игра в самолетики под кроватью». Если первый из обозначенных альбомов более тягуч и психоделичен, то второй являет собой рваный душераздирающий коллаж, а чтобы оценить весь размах индустриальной составляющей, достаточно заглянуть в буклет к диску:

 

ИНДУСТРИАЛ: Ротор, статор, хлебница, топор, молотки, железный бак, батарея, стеклотара, вёдра, металлические трубы, камни, листовое железо, сейф, металлические каркасы, кузов автобуса, мотоциклетная рама, цистерны, стальные прутья и ленты и пр. объекты.

 

Последний из альбомов 1989 года – «Лениниана» – тоже по-своему концептуален. Любой, кто хоть мало-мальски знаком с творчеством Летова, знает, что к вождю мировому пролетариата Егор никогда не был равнодушен, но именно «Лениниана» стала своеобразным апогеем. Альбом представляет собой яркий болезненный микс из архивных материалов, обильно приправленных современными звуковыми экспериментами. Особняком стоит детский вокал в исполнении маленькой племянницы Егора, а «Ленинский хардкор» стал своеобразным бенефисом барабанщика Аркадия Климкина.

Наступивший вслед за этим 1990 год должен был стать жирной точкой в истории Коммунизма. Тринадцатый по счету альбом – это сборник так называемых студийных «опилок», некоторые из которых, впрочем, представляют интерес лишь для коллекционеров, а отдельные вещи – это вообще фрагменты препирательств участников проекта в процессе записи, обильно сдобренные русским матом.

Подлинной вершиной творчества «коммунистов» стал четырнадцатый и последний полноформатный альбом «Хроника Пикирующего Бомбардировщика». Это тоже своего рода музыкальный коллаж, но проходные элементы на нем отсутствуют как класс. По числу людей, причастных к созданию пластинки, «Хроника…» также держит уверенное первое место среди остальных альбомов проекта. В итоге для кого-то из участников этот альбом стал эпитафией, для кого-то предсмертным посланием, а для кого-то билетом в новую жизнь…

Под стать содержанию вышло и визуальное воплощение альбома. Одноименный коллаж Егора Летова, красующийся на обложке, на разных этапах созерцания может вызвать самые разные ассоциации – от чистилища до сказочной сокровищницы.

Завершая разговор о студийном наследии Коммунизма, нельзя не упомянуть «Благодать». Хоть этот альбом и представляет собой своеобразный The Best всего «коммунистического» творчества, но, будучи изданным на четырех компакт-дисках лейблом «ХОР», включает в себя вещи, которые вы не найдете ни на одном из современных переизданий номерных альбомов.

Особого внимания заслуживает «Песня Гвоздя», ставшая плодом совместного творчества Летова, Судакова и Рябинова и являющая собой настолько болезненный опус, что людям, склонным к депрессии и суициду ее лучше вообще не слушать. Кроме нее, нельзя не отметить стихотворение Летова «Про иголки и калитки», написанное Егором в 1993 году и звучащее одновременно как пролог к новому этапу творческого пути и как эпилог «коммунистической» саги:

 

И Родина щедро поила меня

И кормила меня

И корила меня

И вела меня за руку.

 

Но и это был еще не конец. С момента записи знаменитой «Хроники» прошло 20 лет, когда было принято решение возродить проект. Можно сказать, что 2010 год стал временем не просто возрождения, а перерождения «Коммунизма». Если тогда, в конце 80-х, проект был чисто студийным, то теперь Коммунизм стал давать концерты.

Коммунизм Манагер

К сожалению, Летову по причине смерти в 2008 году так и не довелось выйти на сцену в рамках возрожденного «Коммунизма», новоявленным фронтменом которого стал Манагер. Когда видишь его на сцене, порой складывается впечатление, что возраст над ним не властен, - настолько чумовая энергетика исходит от Олега Михайловича, когда тот беснуется перед публикой. Не остались в стороне Кузьма и Игорь Жевтун, а за барабанные партии теперь отвечает поигравший в свое время в «Гражданской Обороне» и «Кооперативе Ништяк» Александр Андрюшкин.

И все же, концерты возрожденного «Коммунизма» – это в большей степени ностальгия. Дело здесь даже не в отсутствии нового материала - просто людей из той музыкальной когорты становится все меньше и меньше, а тем, кто пока жив, приходится отдуваться, как принято говорить, за себя и за того парня. Вот и звучат в исполнении убеленных сединами «коммунистов», помимо всего прочего, песни из репертуара ГО середины 80-х, а на недавнем московском концерте в Шоколадной Фабрике прозвучали две вещи, принадлежащие перу скончавшегося двумя годами ранее Вадима Кузьмина, известного как Черный Лукич…

В то же время, окончательно хоронить «Коммунизм» определенно рано. Учитывая, что Судаков и в особенности Рябинов продолжают время от времени радовать поклонников новыми работами в рамках собственных проектов, почему бы им вдруг не тряхнуть стариной – назло, так сказать, врагам? Да и та атмосфера единения, которая царит на концертах, сама по себе дорогого стоит, равно как и традиционный «Туман» в финале каждого выступления, хором исполняемый всем залом, в то время как музыканты выполняют функцию аккомпаниаторов. В общем, как сказал в свое время Егор, «поживем - увидим, что к чему, где и как».

 

 Коммунизм Афиша

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)