DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Замыкая круг

Вий

Россия, Украина, Германия, Великобритания, Чехия, 2013

Жанр: ужасы, триллер, приключения

Режиссер: Олег Степченко

Сценарий: Олег Степченко, Александр Карпов

В ролях: Джейсон Флеминг, Алексей Чадов, Ольга Зайцева, Валерий Золотухин, Игорь Жижикин, Агния Дитковските

Похожие фильмы:

  • «Вий» (1967)
  • «Сонная лощина»
  • «Ведьма»

С самого начала многообещающий и в то же время противоречивый проект с громким названием «Вий» вызвал бурную реакцию в кругах любителей такого рода кино. Ведь любой, кто рискнет взяться за экранизацию нетленных произведений Николая Гоголя, автоматически навлекает на себя град критических стрел. Мол, зачем все это нужно? Не так давно уже сняли одно подобие «Вия», именуемое «Ведьмой», но ничего хорошего не вышло. Зачем заново пытаться вселять жизнь в старую историю? Даже использование 3D-эффектов оказалось не в силах умолить отъявленных критиков и недоброжелателей грядущей премьеры. Но все эти доводы, скепсис и изначально предвзятое отношение начали таять как дым на ветру уже по мере появления трейлеров «Вия».

Создатели картины приятно удивляют зрителя уже с первых кадров. Напрочь отринута присущая многим хоррорам некая «картонность» вроде ненужных панорамных планов, банальных диалогов или неуместных действий главных героев. Здесь эти шероховатости отсутствуют как явление. Акценты четко расставлены, зритель проглатывает импровизированный крючок и получает удовольствие от того, как болезненно тот впивается в его раскрывающееся сознание, доставляя ни с чем не сравнимую радость от понимания истинной сути вещей.

Сюжет фильма опирается на основную концепцию повести Гоголя весьма нешаблонно. Центральная мысль, перетекающая из эпизода в эпизод на протяжении всего повествования, подталкивает к осознанию того факта, что все происходящее на экране не является тем, чем кажется. Не стоит искать в новом «Вие» квинтэссенцию страха в ее общепринятом классическом понимании. В данном случае спектр эмоций куда более многогранен и широк. Плюс ко всему, упор делается отнюдь не на страх. Исключительный нетрадиционный подход к повести Гоголя предопределил дальнейшую судьбу экранизации. Вряд ли режиссер Олег Степченко ожидал, что его чересчур смелые новаторские идеи будут одобрены большинством, но подсознательно, скорее всего, надеялся произвести наилучшее впечатление именно филигранно-выверенными шахматными ходами. Вместо банального ужастика ему удалось сделать добротный детектив с небольшими элементами саспенса. На работе Степченко можно заметить влияние фильма «Таинственный лес». Неосознанно, а может, и целенаправленно, несколько деталей кинокартины М. Найт Шьямалана плавно перетекли в новый «Вий». А небольшие аллюзии на «Лабиринт Фавна», как ни странно, оказались вполне обоснованными, яркими и впечатляющими. На фоне всеобщего застоя в жанре отечественного хоррора нынешний фильм смотрится маяком света среди бескрайней черной пустоты.

В основу сюжета легли сразу две линии. Первая — это жизнь и приключения картографа Джонатана Грина, уехавшего из родных мест в далекие и неизведанные территории, чтобы доказать надменному лорду обоснованность своих притязаний на право стать мужем его дочери. Вторая — жуткие и зловещие события, творящиеся на небольшом хуторе, затерянном посреди бескрайних лесов украинских земель. Можно сразу догадаться, что обе линии переплетаются в тесный клубок, как только британца заносит нелегкая в новый и чуждый край. Вот только не поверил образованный исследователь россказням деревенского люда о ведьме, нечистой силе и жутком существе по имени Вий. Решил он убедить местных, что подобные разговоры продиктованы темным невежеством и верой в абсурдные предрассудки, свойственные жителям малых селений. Взялся приезжий британец доказать, что все можно объяснить с помощью науки, помноженной на здравый смысл, подкрепленный неоспоримой логикой. Но карнавал кошмаров, завертевшийся перед его глазами с калейдоскопической быстротой, перевернул взгляды картографа целиком и полностью.

Безусловно, важную роль в успехе фильма сыграл актерский кастинг. С нескрываемым удивлением можно констатировать, что никто не выбивался из общего ряда. Никто не переигрывал и не отбывал номер в кадре. Многие актеры достойны отдельного упоминания. Джейсон Флеминг, приглашенная звезда британского кинематографа, великолепно воплотил образ Джонатана Грина. Валерий Золотухин, к глубочайшему сожалению, сыгравший последнюю роль в кино, также запомнится ею — финальный аккорд выдающегося актера вышел cлавным. Юрий Цурило, Агния Дитковските и Алексей Чадов — герои каждого из них с достоинством перенесли уготованные испытания. В одном из антагонистов — отце Паисии, блистательно сыгранном Андреем Смоляковым, достоверно отображено влияние личных интересов на дела мирские. Также неплохо проявила себя следующая троица: Игорь Жижикин, Алексей Петрухин, Виктор Бычков. Ну и эпизодические роли Чарльза Дэнса, более известного широкой публике по образу Тайвина Ланнистера из «Игры престолов», и Олега Тактарова, сыгравшего неброского, но достаточно интересного персонажа Грицко, запомнятся разве что любителям статистики. Справедливости ради отметим, что эти актеры разнообразили фильм, привнеся дополнительные краски в сюжет. И на десерт — Ольга Зайцева, сыгравшая панночку. Выбор оказался неожиданным, но весьма достойным.

Но не только актерским кастингом и неординарным сюжетом запоминается эта экранизация. Антон Гарсия использовал возможности саундтрека по максимуму, поспособствовав тем самым полному погружению в происходящее по ту сторону занавеса. Отменное музыкальное оформление прибавило киноленте колорита, и аудиоряд стал еще одним фактором, играющим в пользу нового «Вия», не давая расслабиться на протяжении всего просмотра.

Не возникает сомнений и обоснованность вложенных в фильм средств: бюджет потрачен не напрасно. Спецэффекты не сыпались на зрителя, как из рога изобилия, но их использование всегда было уместным. Визуальная составляющая «Вия» вышла поистине безупречной. Исполнительское мастерство тандема оператора и режиссера сработало с точностью швейцарских часов. Не раз и не два можно было поймать себя на мысли, что смотришь не отечественный фильм, а очередной голливудский блокбастер. Но главным откровением стало использование 3D-технологий. Можно без всякого преувеличения сказать, что самое качественное применение их в российском кинематографе теперь прочно закрепилось за «Вием». Вольная интерпретация повести Гоголя не только выглядит свежо, с одной стороны отдавая дань уважения оригиналу, а с другой — делая новое творение неповторимым и неординарным проектом.

Другими неоспоримыми достоинствами фильма стали локации, декорации и костюмы. Все проработано до мелочей, начиная от воссоздания хутора времен XVIII века и характерного юмора, присущего местным обитателям, продолжая удивительно красивыми и притягательными местами, где проходили основные съемки, и заканчивая одеждой, соответствующей особенностям данной эпохи.

Но достаточно о преимуществах: нельзя обойти стороной и имеющиеся недостатки. Минусы оказались ощутимыми и непременно скажутся на итоговой оценке зрителя.

Главная недоработка — провисающая и бедная на события середина ленты. Складывается ощущение, что в какой-то момент съемочная команда утратила чувство ритма, сбилась с уверенной поступи и засеменила на месте. Такая затянутость весьма негативно отражается на восприятии. Рефлекторно хочется перемотать фильм на несколько сцен вперед в надежде, что дальше будет интереснее. Это тот случай, когда динамика была жизненно важна для сюжета, но ожидания зрителей, к сожалению, не оправдались.

Следующим недостатком стало малое количество пугающих моментов. В конечном итоге их оказалось значительно меньше, чем предполагалось. Ведь от экранизации данной повести подсознательно ожидаешь сцен, заставляющих вздрогнуть. Увы, но их было непростительно мало. Исходя из общего настроения киноленты, они были бы уместны.

Другим ощутимым минусом стал отчасти рваный монтаж. Порой сцены слишком быстро сменялись, тем самым создавая несколько сумбурное впечатление от просмотра. Небольшая потеря связности между эпизодами никак не может служить достоинством для какого бы то ни было фильма.

И последним недостатком становится некая неопределенность в сценарии. На протяжении всей картины общий ход событий неоднократно переворачивался с ног на голову, но ближе к концу, включая финальную сцену, ловишь себя на мысли, что создатели не смогли толком определиться, в каком ключе следует преподнести зрителям свое творение. Слишком много оказалось намешано воедино различных жанровых направлений, придав импровизированному коктейлю непонятный вкус. Возможно, имело смысл более четко выдерживать ту или иную линию, а не сводить все к сборной солянке. Но это уже дело вкуса каждого зрителя.

Сразу стоит отметить, что «Вий» желательно посмотреть дважды. Почти наверняка первые впечатления о нем окажутся обманчивыми. Фильм намного глубже, чем видится на первый взгляд. Хотя бы даже темой потерь: как окончательных и бесповоротных, так и неотвратимо грядущих. Страх потерять близкого человека, боль от утраты и умение принять случившееся. Каждый проходит или старается преодолеть горе по-разному. Да только не всем под силу перенести трагедию.

Новый «Вий» — это не ремейк, не продолжение в чистом виде, не ребут и не своеобразный перезапуск гипотетической франшизы. Считайте его историей из параллельной вселенной. «Вий» Олега Степченко стал своего рода «ребрендингом» оригинальной истории, изменив не только форму и концепцию, но и обретшую новые контуры. Он играет на чувствах, на ужасах, рождаемых богатым человеческим воображением. Вещах, способных привидеться в тенях. На рудиментарном страхе неизвестности, которую скрывает за собой таинственный ночной покров.

Напоследок хотелось бы добавить: не смотрите на новый фильм через призму оригинала. Они несопоставимы. Каждое из них хорошо по отдельности и вносит свой общий вклад в гоголевскую вселенную. Авторы «Вия» сразу честно предупредили зрителя, что их творение создано по мотивам произведения великого писателя, а это априори отметает все возможные нападки критиков, для которых незыблемым постулатом служит фраза: «они почти до неузнаваемости переделали сюжет классической повести». Несмотря на весь безграничный риск, которому подвергли свое детище создатели фильма, игра определенно стоила свеч, а результат — труда. Эндшпилем же стала сама концовка «Вия». Уж что-что, а она способна удивить и ошарашить самого искушенного зрителя. Поэтому посмотрите новинку и сделайте собственные выводы. «Вий» Олега Степченко оставит неповторимое послевкусие. Для каждого — свое.

Комментариев: 12 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Хельг 16-03-2014 03:26

    Посмотрел. Общее впечатление - сумбурно, много лишнего, спецэффекты запоздали на несколько лет. Сало, мед, говно и пчелы. При этом картинка скорее понравилась. Да и "превращение" мистики в детектив, в принципе, было довольно любопытным. В общем, не так ужасно, как "Темный мир", но и до "Дозоров" не дотягивает. А больше, в нашем синематографе, и сравнить-то не с чем.

    Учитываю...
  • 2 delovissima 04-03-2014 19:06

    А мне статья показалась заказным пиаром, придающим глубину смысла бездарной абсолютно ленте. И спецэффекты более чем скромные и малочисленные, и чудовища нестрашные и убогие, сам Вий вообще какой-то тщедушный стрекозел, пленэрные съемки не кажутся натуральными по причине выкачанного воздуха и пр. Нет ни атмосферы мистической Украины, которая прекрасно передана у Гоголя, нет увлекательной и завораживающей сказочности, зато есть горлопанящие и перманентно бухающие дикари-украинцы (что в фильме неоднократно проговаривается и внимание на чем исподволь заостряется), бандюки и мошенники с кучей червонцев - именно так западная пропаганда представляет зажиточных "панов" из Восточной Европы, блеклая игра актеров и, главное, прогнутый под Запад сценарий такой степени бессвязности и дебильности.... Есть и герой-просветитель с Запада, который непонятно зачем и как-то неожиданно для себя оказался в этой глуши среди диких аборигенов, которые до него, естественно, и не знали, что это за штука такая - картография. К слову, история с нулевым меридианом в действительности была другая, но для фильма почему-то потребовалось историю переписать. Ну и конечно, финальный аккорд - украинская молодежь в лице Чадова с супругой только спит и видит, как бы сбежать в просвещенную Европу. Угодил режиссер Америке и иже с ней, ничего не скажешь, не продешевил, жаль только нынешнюю Украину - жертву вот такого пиара да бедного Николая Васильевича.

    Учитываю...
    • 3 Caspian 06-03-2014 21:52

      Куда правильнее будет научиться отделять мух от котлет и не искать политической подоплёки в кинематографе, особенно если учесть что съёмки США не затронули, актёров американских в фильме не было. Англичане - да, но не более того.

      Обзоры на то и являются обзорами. Соглашаться с ними или нет - личное дело каждого, ибо сколько людей, столько и мнений. Но самое поразительно-смешное, так это фраза "А мне статья показалась заказным пиаром". Веселее не придумаешь, честное слово. Журнал Даркер не занимается и никогда не занимался пиаром чего бы то ни было. Здесь заказные, проплаченные агитационные материалы не издаются. Если же вам привиделось обратно, то стоит спустить с небес не землю и перестать жить в воображаемом миреsmile

      Учитываю...
      • 4 OLGA 20-03-2014 22:20

        Да без разницы в этом случае - английские, американские, идеология одна, и неприятно очевидная, идеологии много, она лезет через край. Лучше бы авантюрно-романтической что ли стороной занялись, если с чудовищами не вышло. Так нет, они нам даже в наличии крутых монстров и захватывающе-страшной хотя бы литературной фантастики отказывают. Отечественное участие жалко и явно подчиненное. Поверьте, я люблю вообще западное кино, уж гораздо более нашего, но сиё произведение откровенно слабое, хотя попытка сделана, какой-то шаг вперед, пусть в работе оператора или гримера сделан, уже хорошо. Просто хочется, чтобы люди над фильмом думали, а не тупо поглощали его вместе с попкорном и встроенными идеологическими зомби-добавками.

        То, что заглавная рецензия непропиаренная, нагнетает еще более грустные мысли - это задаром так восхищаться?... Журналу "Даркеру" за неподкупность респект, а насчет воображаемых миров - вообще смешно, мой дорогой товарищ с ником как у принца из детской сказки. Спускайтесь с заоблачных высот и Вы.

        Учитываю...
  • 5 Мельник 24-02-2014 20:50

    Отличная рецензия. Не жалею, что сходил на "Вия", очень порадовал. Хотя отзывы читал разные. Всем не угодишь.

    Учитываю...
  • 6 Петр Перминов 24-02-2014 20:21

    На редкость адекватная рецензия! Очень точно про 3D - далеко не каждый голливудский фильм может похвастаться столь качественным три-дэ. Что касается сюжета, то лично мне хотелось бы, чтобы мистики было все-таки побольше. Но это, как говорится, дело вкуса...

    Учитываю...
    • 7 Caspian 24-02-2014 21:05

      Большое сердечное спасибо, Пётр за не менее адекватную оценку моих скромных трудов. "Вий" заслужил не рецензию, а полноценный обзор, что я и постарался сделать, не забыв разобрать даже мельчайшие детали. Очень рад, что это не осталось без внимания у читателей.

      Учитываю...
  • 8 ersi13 20-02-2014 14:32

    Прекрасно написано! Спасибо)

    Практически полностью согласна. Наши молодцы, постарались на славу, несмотря на недостатки, сняли достойный фильм.

    Теперь, думаю, будут у нас снимать больше фантастики)

    Мне, кстати, весь этот коктейль из жанров скорее понравился, хотя и тяжеловат для восприятия.

    Учитываю...
    • 9 Caspian 23-02-2014 18:12

      Лена, большое спасибо за тёплые слова! Очень приятно слышать столь лестную оценку. "Вий" произвёл сильное впечатление и никакие минусы оказались неспособными смазать общее впечатление от просмотра. Надеюсь, отечественный кинематограф возьмёт на вооружение опыт нынешнего фильма.

      Учитываю...
      • 10 ersi13 24-02-2014 11:33

        Да, положительная составляющая перекрыла все огрехи. От просмотра остались лишь приятные впечатления.

        По-больше бы таких фильмов, согласна)

        Учитываю...
  • 11 Xoleric 20-02-2014 08:45

    Отличная рецензия!

    Все расставлено по полочкам, без спойлеров. Полностью согласен, смотреть, лишь помня о первоисточнике, а никак не через призму повести, старых фильмов и прочего.

    Учитываю...
    • 12 Caspian 23-02-2014 18:10

      Xoleric, благодарю за добрые слова. Новое творение получилось ярким и запоминающимся.

      Учитываю...