DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Занимательная демонология

Асмодей Pictures (роман)

Автор: Zотов

Жанр: магический реализм, сатира, городское фэнтези, детектив

Издательство: Эксмо

Серия: Zотов®

Год издания: 2014

Похожие произведения:

  • Нил Гейман «Песочный человек» (графический цикл)
  • Евгений Лукин «Тело, которому ты служишь» (повесть)
  • Сергей Лукьяненко «Дозоры» (цикл романов)

В октябре 2014 года на полках книжных магазинов появилась новая книга — на обложке нарисованный черными чернилами оскаливший зубы череп, его окружают бутоны роз, в глазницах у него тоже розы, а сам он как будто под гжель расписан, и вокруг всё иероглифические знаки, знаки, фон такой ржаво-кровавый, книга называется «Асмодей Pictures», и автор Zотов.

В некоторых читательских кругах ещё с момента первой публикации Zотова в 2007 году бытует мнение, что это сугубо коммерческий проект с очень грамотно продуманной маркетинговой кампанией. Издатели интриговали потенциальных читателей, туманно намекая на то, что под этим псевдонимом скрывается известный писатель, что, возможно, это сам Пелевин балуется таким образом. «Не может быть», — качали головами знатоки творчества автора «Священной книги оборотня» и писали на форумах: синтаксис не характерный, тема не та, да и подача материала совсем другая, и уж если Стивена Кинга в Ричарде Бахмане разглядели, то и мы уж нашего автора разглядим. Но книги Zотова всё равно купил не один почитатель Пелевина.

Другие покупатели «повелись» на интересную «внешность» книги — суперобложка, аскетичное оформление: белые крылья ангела и знак минуса в скобках — креативно, броско, интригует. Даже в метро клеили плакатики с рекламой этой книги. Издатель вложился в раскрутку, и автор, что называется, «выстрелил». И отработал с лихвой все вложенные в него деньги.

В 2007 году никто не знал, как выглядит этот таинственный Zотов, ходили слухи, что он высокий и худой, около двух метров ростом, похож на Бориса Карлоффа, участвовал в ритуалах Вуду на Гаити и имеет в друзьях несколько бокоров. Особо радикальные конспирологи утверждали, что Zотов пьет человеческую кровь и спит в настоящем гробу. Но в том же 2007 году оказалось, что он похож на Александра Бло из пелевинской «Generation П» — полный, весь какой-то щетинистый, потный, глаза навыкате, губы чувственные, огромные очки, бейсболочка, рубашка навыпуск. Бло был колумнистом и писал статьи о сексуальных извращениях, радикальных политиках и прочем эстетическим экстремизме, читатели не видели его и думали, что он демон во плоти, а он был многодетным отцом, и ему надо было просто кормить свою большую семью. Так и Zотов — не волхв и не пророк, с Голосом и Шефом (читатели данного автора хорошо знают, кто это) не знаком, просто человек, занявший пустовавшую до него нишу.

«Асмодей Pictures» — на сегодняшний день последняя вышедшая книга автора. Главное действующие лицо — демон-неудачник самого низкого, девятого ранга — Корнелий Этельвульф. У него беда — он не может справиться с текущим заданием, данным ему демонической коллегией: соблазнить обычного православного священника, а тут еще появляется, отчасти по вине его бывшей любовницы, некто, кто открывает охоту на Демонических иерархов России…

Мир, созданный в этом романе, достаточно условный, он не прорисован детально, скорее, обозначен легкими штрихами и некоторыми маркерами для большего его правдоподобия — есть демоническое кафе «Адская кухня», есть некие порталы, которые сторожат охранители (кто это? — о них в романе ни слова), через эти порталы каждый день проникают некие сущности, задача охранителей их уничтожить, а порталов только в Москве триста штук, сколько же всего их в Мире? Есть некие «скрижали сатаны», на которые ссылаются как на кодекс демонические Иерархи, но что конкретно он из себя представляет и какие содержит правила — не указано. Сами собой возникают конспиративные квартиры и снайперское оружие… Демонологический фольклор и сама демонология не убедительны, демоны в романе, как обычные люди, пьют пиво, хотят получить бесплатный минет, сомневаются в наличии Высшего Божества, получают отказы на получение кредита в банке, живут в малогабаритных квартирах и считают, что быть «демоном-хачом» (так у автора написано) в Москве и работать дворником — это ещё хуже, чем просто хачом: у простого хача нет задачи распечатать восемнадцатилетнюю целку (попробуй найди её, целку, в современной Москве!)…

При этом автор сознательно утрирует все аспекты, связанные с православным богослужением и отношением иерея и прихожан — ну не может автор, а как следствие, и демон, проживший 500 лет в православной России, не знать, что не обращаются к православному клиру словами: «святой отец»; что не может возникнуть драки в московском православном храме на Пасху по причине большого количества присутствующих на богослужении людей; руку невозможно поднять и голову повернуть, не то что увидеть чей-то «греховно выбритый лобок». Мир «Асмодея» скомкан и плохо продуман (в конце романа автор пытается объяснить нам несуразицу и недоделанность Мира, но выглядит это очень неубедительно).

Злободневность — одна из наиболее узнаваемых и характерных особенностей прозы Zотова. В этом романе он помянул и деятелей культуры: Михалкова и Машкова, эстрадных певцов Билана, Михайлова, Вурст, каких-то очень искусно замаскированных писателей (Владислава Курицына?), литературную серию «S.T.A.L.K.E.R.», Патриарха, Президента, бойню на востоке Украины, московские пробки… Ну, спасибо, что в этот раз обошлось хотя бы без Маши Малиновской.

Zотов любит ругаться. Ругает всё — от салата «селедка под шубой» до целых наций. Издевается, вкладывает в уста своих персонажей разоблачение несуразиц жизни, наших её национальных особенностей и недостатков.

Зло высмеивая современные реалии, Zотов говорит о том, что всё, по-большому счету, является подделкой и фикцией: куличик на Пасху православных христиан — это в прошлом языческое подношение богу плодородия, вся современная эстрада — одна и та же песня, спетая разными словами, а современное богослужение — «пустышка» и жалкий отзвук того, что когда то творили ацтеки, распарывая грудные клетки и вынимая сердца приносимых в жертву людей. Особенную злость у автора вызывают православные пасхальные яички, он их просто ненавидит и пытается уничтожить на страницах романа множеством способов. Но по факту для человека, мало-мальски знакомого с современной литературой и кинематографом, этой самой «пустышкой» и «пародией» окажется сам Zотов. Читая «Асмодей Pictures», невольно ловишь себя на мысли, что это всё уже было сказано раньше (причем глубже и интересней) в той же «Жизни насекомых» и «Принце Госплана» Пелевина (тираж которых с допечатками был отнюдь не 10 000 экземпляров), трилогии «Муравьи» француза Бернара Вербера (один из самых популярных авторов 2007—2008 годов), или в малобюджетном и не зрелищном, но от этого не менее глубоком фильме «Тринадцатый этаж», ну и, конечно, в «Матрице».

Zотов в «Асмодее...» не написал ничего нового, ну, то есть совсем ничего, но зато больше тридцати раз на 380 страницах употребил слово «говно» и более жесткую обсценную лексику, которая, по понятным причинам, не цитируется в данной рецензии. Zотов, являясь, по сути, писателем подростковым, переплюнул в этом романе совсем не подростковых писателей Лимонова и Сорокина, у которых мат смотрится очень органично. У Zотова же он просто неприятно режет глаз.

Стоит отметить то, что, как и любой из романов писателя, «Асмодей Pictures» — это готовый костяк для экранизации, и, будь он экранизирован, смотрелся на экранах ничуть не хуже, чем американский блокбастер 2013 года «Призрачный патруль», с которым «Асмодей...» близок тематически.

Резюмируя, хочется сказать, что весь сюжет и весь придуманный автором Мир является просто каркасом для того, чтобы устами своих персонажей он зло проговорил нам вполне очевидные и банальные истины, которые, собственно, понятны и без чтения данной книги любому живущему в России думающему человеку.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)