DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Зарабатывать, не продавая

Ух. Я уже четыре выпуска колонки развиваю тему того, как меняется ситуация в сфере отношений "автор-посредник-читатель", это будет пятая моя статья, все о том же. И сегодня мы наконец-то рассмотрим те вопросы, что были заявлены еще 1 июня, главный из которых: как именно авторы и посредники зарабатывают на продукте, не продавая его, а отдавая бесплатно потребителю? Думаю, вы уже обратили внимание, что в целом я исхожу из определенных фактов, далее представляю вам свой анализ этих фактов и делаю некоторые выводы, которые, возможно, кому-то кажутся и не однозначными. На самом деле я просто пытаюсь донести свою логику и свое понимание текущих процессов, попутно же упорядочиваю собственные мысли на сей счет. Итогом этой серии статей станет вполне определенный проект моего авторства - проект для авторов и читателей. То есть мой личный интерес еще и в том, чтобы привлечь ваше внимание к этому проекту, объяснить его суть.

Чтобы не потерять нить разговора, давайте кратко пробежимся по предыдущим выпускам колонки и повторим еще раз некоторые выводы, к которым мы пришли.

Смерть книгоиздания - книгоиздание и книготорговля уже долгое время находятся в кризисе; в этих условиях авторы, издатели и читатели ищут новые способы реализации своих функций, новые формы такой реализации - и вектор явно направлен в сторону Интернета.

Автор - посредник - читатель - взаимоотношения между авторами, издателями и читателями с точки зрения бизнеса являются взаимоотношениями между производителями продукта (авторы), потребителями продукта (читатели) и посредниками (издатели, продавцы и т.д.).

Посредники между авторами и читателями в новое время - магазины электронных книг, электронные библиотеки и сетературные сайты являются посредниками, разница между которыми - в том, как именно они реализуют свои посреднические функции.

Шкурный интерес - с соблюдения интересов другие, пока не распространенные широко формы взаимоотношений "автор-посредник-читатель" (подобные DARKER) эволюционно стоят выше, чем пираты или сетература, а также и, как мимимум, являются значительной альтернативой магазинам э-книг.

Еще мы сделали очень важное наблюдение, без которого весь дальнейший наш разговор был бы бессмысленным: в Интернете можно зарабатывать на текстах, не продавая их напрямую читателям.

Мы отмечали, что в такой форме посредничества как электронная библиотека и сетературный сайт продукт (текст, авторское творчество) перестает быть товаром. При этом я утверждал и утверждаю, что и пиратские библиотеки и сетературные сайты являются формой бизнес-отношений. Я указывал на то, что в бизнес-схему "производитель-посредник-потребитель" сетературные сайты и пиратские библиотеки встраиваются именно как посредники, а посредник является той стороной, которая непосредственно делает в этой схеме бизнес. При этом мы знаем, что сетература и пираты не платят ничего авторам, но это только объясняет нам, на чем владельцы этих ресурсов экономят, но никак не объясняет нам источники их доходов.

Здесь мне пригодится мой собственный опыт по созданию и монетизации интернет-ресурсов. Занимаюсь я сайтами с 2005-2006 года, причем занимаюсь я в основном только сайтами о хорроре - специфический сегмент, довольно узкая тематика. Мое мнение при этом всегда было такое, что каждый мой сайт должен окупать мои на него затраты. Это не вопрос жадности, это вопрос долгого существования моих сайтов - если сайт финансово самодостаточен, то он не исчезнет в случае, если у его владельца возникнут проблемы с работой, резко снизятся доходы в реале. Поэтому я изучал, пробовал, внедрял различные способы получения дохода непосредственно самим сайтом - то, что в Интернете называется монетизацией или манимейкингом. То есть я точно знаю, о чем пишу далее - это не мои догадки, это понимание, основанное на собственном опыте.

Источник доходов тех сайтов, который ничего не продают, не являются магазиноподобной площадкой - это реклама. Реклама в Интернет бывает очень разная, расписывать все варианты рекламы я не буду, но отмечу, что существуют такие виды рекламы, доход от которых не завязан на посещаемость сайта, что позволяет монетизировать даже небольшие ресурсы, не пользующиеся сумасшедшей популярностью. А существуют виды рекламы, которые напрямую связаны с количеством посетителей сайтов - которые видят рекламу, кликают по баннерам и т.д. Технически там реализуются разные подходы, не будем опять же вдаваться в детали, но вы имеете право и должны знать о том, каково положение вещей в этой сфере в целом.

Так или иначе, но чтобы зарабатывать на рекламе - сайт должен иметь содержимое. У него должны быть страницы - и, конечно, не 1-2, а достаточно много. Страницы сайта - это место под рекламу. Но никому не нужна страница, где нет ничего кроме рекламы - ни посетителю сайта, ни рекламодателю.

Улавливаете логику? Все верно: размещая текст того или иного автора, пиратская библиотека или сетературный сайт создает новую страницу. Таким образом получает дополнительное место для размещения рекламы того или иного вида.

Таким образом, вместо продажи продукта (текста, текстового файла) посредник размещает этот продукт бесплатно и тем самым делает две полезные для себя вещи:

  1. Привлекает потребителя - то есть увеличивает посещаемость своего сайта;
  2. Создает место для размещения рекламы.

Получается принципиально новая схема заработка на продукте. Продукт действительно перестает быть товаром на продажу. Продукт используется для заработка иначе, косвенно. То есть уже само наличие продукта позволяет посреднику заработать, даже если продукт бесплатен для потребителя.

Именно по этой схеме работает и DARKER. Это не значит, что мы тут в деньгах купаемся. Более того - мои личные финансовые вложения в DARKER еще не оправдались. Но проект уже не столь убыточен как в начале. И в принципе я могу вам сказать, что благодаря наличию еще пары по-тихонечку монетизирующихся сайтов, сейчас в DARKER я не вкладываю реальные средства - затраты полностью покрываются доходами от этих трех проектов. В текущем году, судя по динамике (и в соответствии с планами) это трио ресурсов должно выйти в прибыль. Конечная же цель моего личного эксперимента с DARKER - выход проекта на полную самоокупаемость, то есть достижение того уровня, когда доходы непосредственно DARKER будут полностью покрывать расходы на него же. В идеале хотелось бы достичь уровня, когда доходы DARKER заметно превысят текущие расходы - это позволит повысить размеры вознаграждений авторам.

Давайте представим, как эта схема могла бы смотреться, если бы могла быть реализована в реале, в печатной продукции.

Читатель приходил бы в магазин, но не покупал бы книгу, а брал бы ее бесплатно. При этом на каждой странице этой бесплатной книги читатель видел бы помимо собственно текста произведения еще и рекламу, которую туда встраивал бы издатель (или магазин - не важно, мы же говорим метафорически). Рекламодатель за такую рекламу платил бы издателю, а издатель из этих денег платил бы гонорары авторам.

В реале этого всего, конечно, нет. Было бы возможно - было бы реализовано. Значит - не возможно, в силу тех или иных причин. Ну например, затраты на типографические услуги достаточно велики, да плюс еще распространение и прочая. К тому же рекламодатель не может заведомо знать, будет ли пользоваться популярностью книга того или иного автора, разберут ли весь тираж или многие тысячи экземпляров так и будут пылиться где-нибудь на складе.

Но в Интернете работают несколько иные механизмы. В Сети реклама встраивается не в текстовый файл, а в на страницы сайта. То есть реклама размещается не в "книге", а как бы на "книжной полке", причем каждая такая полка размером в целый книжный магазин.

Что получается. Посредник может зарабатывать в Интернет на продукте, не продавая его, но в тоже время очевидно, что для заработка посреднику продукт все равно нужен. Этот факт доказывает то, о чем я писал ранее: посредник в Интернете всегда делает бизнес, вне зависимости от того, продает он продукт или дает его бесплатно.

Это важно понимать прежде всего производителю и потребителю, потому как бизнес делается на них. Без того продукта, что производит производитель и что получает потребитель, этот бизнес был бы не возможен.

При этом я не утверждаю, что в Интернете здесь и сейчас все посредники делают большие деньги. Понятно, что тут многое зависит и от ушлости самих посредников, и от того, насколько востребован продукт. Но принципиально важно, чтобы все стороны понимали, что встроены в конкретную бизнес-схему. Такое понимание, в общем-то, приводит к пересмотру своих ролей в этой схеме. Ну потому что одно дело, когда вы выкладываете свои опусы на сетературный сайт просто так, а другое - когда вы делаете это, осознавая, что владелец этого сайта на вашем опусе что-то зарабатывает.

Конечно же, многих из вас интересует в этой связи, а каков именно порядок цифр и т.п. нюансы. Конечно же, никакой посредник не будет рад взять и запросто так вам сообщить эти цифры. Но кое-какая информация на сей счет порой проскакивает, а кое о чем мы можем судить сами, сопоставляя имеющиеся в наличии данные. Несколько подробнее об этом я расскажу в следующий раз.

Комментариев: 17 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Hanterdd 17-06-2012 01:48

    По моему, определенную роль играет и концептуальность рекламы, размещаемой на сайте. Соответствие тематики увеличит вероятность посещения рекламируемых ресурсов. Да и пользователю приятно воспринимать рекламу, как органическую составляющею проекта, а не нечто противное и чужеродное, вынужденно принимаемое как данность. В конце концов это будет влиять и на имидж проекта: солидный сайт для солидных рекламодателей, и на оборот.

    Учитываю...
  • 2 Kartonka 16-06-2012 22:51

    Я в эти дела с сайтами, издателями и прочим вошел постольку, поскольку хоррор ценю и люблю...

    Наверное, это есть ключевой момент, необходимый для благоприятного существования ресурса.

    Спасибо за емкий ответ. Мне кажется, это важные вещи, затрагивающие самощущение авторов на проекте.

    Искренне желаю DARKER'у успехов, ну и сама, как автор, попытаюсь внести в это хоть какой-нибудь скромный вклад.

    Учитываю...
  • 3 Парфенов М. С. 16-06-2012 22:00

    Здравствуйте, Елизавета. Вы задали сразу три вопроса, я начну отвечать с конца, если вы не против.

    Не получится ли так, что в скором времени он сочтет содержание журнала нерентабельным...

    Так не получится. Как я написал в самой статье, DARKER уже сейчас окупается за счет самого себя и еще пары моих ресурсов. Конечно, какой-то верхний потолок, ограничение есть у любого проекта, но по-моему DARKER этой планки еще не достиг, а значит доходы еще должны подрасти.

    Другой вопрос, что в силу занятости над иными проектами со временем я планирую передать бразды правления DARKER одному из редакторов, а сам хотел бы остаться автором - это даст мне больше свободы. Но до этого еще далеко, да и происходить это все будет очень постепенно.

    Определенно могу сказать, что совсем бросать DARKER я не собираюсь. Я в эти дела с сайтами, издателями и прочим вошел постольку, поскольку хоррор ценю и люблю, а не ради того, чтоб миллионы тут заработать)

    есть ли для Посредника разница в том, что размещать на своих страницах?

    Ну, наверное это в первую очередь зависит от того, на кого Посредник конкретный ориентируется. Есть ведь издательства, специализирующиеся только на документальной, научной лит-ре. Есть те, кто по худлиту спецы, есть узкопрофильные, которые издают лит-ру конкретного жанра.

    Сейчас Посредники (и авторы с читателями) претерпевают интересные трансформации, постепенно все больший приоритет отдается Интернету, электронным формам. Интересно тут то, что если в реале есть по сути лишь 1-2 устоявшиеся формы взаимоотношений "автор-посредник-читатель", то в Сети таковых еще не выработалось, тут существуют разные варианты и что-то будет еще придумываться и реализовываться. Но и здесь уже оформляются подчас такие Посредники, кто ориентируется на конкретную жанровую литературу. Скажем, Публикант сориентирован на НФ. Еще есть онлайн-журнал "Млечный путь", он тоже по НФ. DARKER, как видите, на хоррор ориентируется. Но это частные случаи и там все связано именно с личными пристрастиями конкретных посредников.

    В теории же в целом для Посредника важно наличие текстов и авторов, а также некий, пусть не очень большой, но постоянный "спрос" на этих авторов и тексты, некоторое количество очень лояльных читателей. С т.з. сайтостроения я могу утверждать, на основе собственных знаний и опыта, что в литературном сегменте Сети посещаемость не является очень важным фактором в плане окупаемости ресурса. Грубо говоря - как бы ни был велик и известен автор, поисковая система Яндекса, Гугл, портал Mail.ru, Одноклассники и Фейсбук все равно всегда будут гораздо, в десятки и сотни тысяч раз более известны. Популярность будет важна только в плане продаж э-книг. В иных случаях, при иных формах сотрудничества, важнее будут другие факторы.

    Главное, чтобы содержимое ресурса пользовалось успехом у пользователей.

    Это тот критерий, на который ориентируются те, кто в массовом порядке создает (заваленные кучей отвратительной рекламы и нередко вирусами) сайты с пиратскими фильмами, порнографией. Встречаются и пиратские библиотеки такого плана. Это вроде как легкие и относительно быстрые деньги. Но серьезные люди исповедуют другие подходы. В том числе, вероятно, осознавая, что рано или поздно весь этот бардак в Сети прикроют)

    Учитываю...
  • 4 Kartonka 16-06-2012 21:08

    Здравствуйте.

    При такой схеме вполне закономерно возникает вопрос: есть ли для Посредника разница в том, что размещать на своих страницах? Главное, чтобы содержимое ресурса пользовалось успехом у пользователей. Какова в этом отношении позиция издателя и главного редактора журнала? Не получится ли так, что в скором времени он сочтет содержание журнала нерентабельным и займется, скажем, заработком рекламой на ресурсе с другим направлением?

    Учитываю...
  • 5 Парфенов М. С. 16-06-2012 17:41

    Все то, о чем вы говорите, это все раньше в основном как раз Посредник осуществлял, все эти функции. А в условиях новых, во время Интернета, меняются функции и соответственно новые формы работы Посредника должны появляться. Вот мой проект - это такой мной придуманный вариант Посредника будет.

    Я планирую в следующей статье привести некоторое количество фактов по монетизации, которая уже осуществляется в рунете. Ну а в следующей и последней, заключительной статье по этой большой теме, расскажу о своем Проекте, о том, каким я вижу этот вариант Посредника. Надеюсь, что смогу показать и первые примеры работы Проекта - но там будет без финансовой части, так как до этого дело дойдет (до получения каких-то доходов) по моим прогнозам не ранее чем через полгода.

    Учитываю...
  • 6 R.A. 16-06-2012 12:54

    "Что касается того проекта, который разрабатываю я, то он мне видится честнее чем то, о чем пишете вы."

    я ни в коем случае не говорю о чьей либо честности, либо нечестности. я говорю о том, что в наше время мало быть просто автором, мало просто написать, надо уметь представить свой товар. образы глубокомысленных старцев с густыми бородами и пером в руках ушли. надо быть больше чем просто автором. надо уметь привлечь хоть какое-то внимание к своему произведению. прости меня Господи, опять ругательное слово скажу - "менеджер" самого себя. хотя может быть это во мне черная душа рекламщика говорит сейчас, спорить не стану.

    так что не о честности речь. я не мировой судья чтобы решать кто честен кто нет.

    )))

    может опять "недовыразил" мысль)

    Учитываю...
  • 7 Hanterdd 16-06-2012 01:43

    извиняюсь выделил как цитату, браузер тормозит.

    Учитываю...
  • 8 Hanterdd 16-06-2012 01:42

    Такие газетки есть и у нас в городе. В пример я их не привел, так как они - перечень рекламных объявлений и по сути родственны бумажкам, раздаваемым промоутерами. В них отсутствует информация представляющая эстетическую ценность. Хотя возможно, что я плохо знаком с этим явлением
    Учитываю...
    • 9 Парфенов М. С. 16-06-2012 12:22

      Ну там по-разному, хотя высокого качества нет. Но, как правило, либо несколько статей имеется, либо хотя бы программа телепередач и частные бесплатные объявления. В контексте разговора для нас это не так важно, важно что сам принцип работает именно так, как мы его и вывели: бесплатное распространение материала + доход от рекламы.

      Учитываю...
  • 10 Hanterdd 15-06-2012 23:11

    Читатель приходил бы в магазин, но не покупал бы книгу, а брал бы ее бесплатно. При этом на каждой странице этой бесплатной книги читатель видел бы помимо собственно текста произведения еще и рекламу, которую туда встраивал бы издатель

    Частично реализовано газетно-журнальной отраслью. Только газеты-журналы печатающие тексты представляющие эстетическую ценность для читателей не бесплатные. Имеют место ситуации, когда доходы от продаж продукции уходят на покрытие производственных нужд, а реальную прибыль издательству приносит именно реклама.

    Учитываю...
    • 11 Парфенов М. С. 16-06-2012 00:20

      Да, частично. Тут можно привести иной пример. Не знаю как где, а у меня в городе есть 2-3 газетенки, которые распространяются по всем жилым домам бесплатно. Очевидно, что свой доход они полностью формируют за счет рекламы.

      Учитываю...
  • 12 Мельник 15-06-2012 23:10

    Я это себе так и представлял. Теперь жажду увидеть цифры )

    Учитываю...
    • 13 Парфенов М. С. 16-06-2012 00:17

      Теперь жажду увидеть цифры

      на самом деле ничего такого сверхсекретного не будет, инфа либо моя, либо из открытых источников почерпнутая

      Учитываю...
      • 14 Мельник 16-06-2012 12:09

        Пускай даже такая, всё равно жду. Интересно.

        Учитываю...
        • 15 Парфенов М. С. 16-06-2012 12:23

          Уже после выхода нового номера DARKER, вероятно. Но надеюсь что до конца месяца с этой темой я покончу, так как далее надо будет уже другой разговор начинать на более хорроровую тему)

          Учитываю...
  • 16 R.A. 15-06-2012 16:32

    ну, собственно так оно и есть.

    интересная мысль.

    в такой системе каждый автор заинтересован в рекламе сайта, на котором размещается его гммм... "продукт".))

    хотя бы ссылками, бог с ним.

    чем выше посещаемость сайта, тем больше шансов заинтересовать более крупного рекламодателя. больше рекламодателей, выше доход владельца сайта, выше гонорар авторов.

    если проект действительно заработает в полный рост, то и мыслишку по-поводу э-магазинчика можно реализовать.

    корни сетевого маркетинга тут наблюдаются, не поймите меня привратно за использование этого ругательства)))

    вот и весь шкурный вопрос.

    есть о чем подумать. спасибо за интересную статью.

    Учитываю...
    • 17 Парфенов М. С. 15-06-2012 21:37

      Ваша мысль ясна и понятна. Хотя вы, скорее всего, не владеете полной информацией, а я еще не писал о конкретных цифрах и деталях. Что касается того проекта, который разрабатываю я, то он мне видится честнее чем то, о чем пишете вы. DARKER это такой пробный камень выходит был, но и он изначально честнее любого сетературного сайта.

      Учитываю...