ГОЛЕМ

Волк / Wolf

США, 1994

Жанр: фильм ужасов, мелодрама, драма

Режиссер: Майк Николс

Сценарий: Джим Гаррисон, Уэсли Стрик

В ролях: Джек Николсон, Мишель Пфайффер, Джеймс Спэйдер, Кейт Неллиган, Ричард Дженкинс

Похожие фильмы:

19 ноября 2014 года пришло печальное известие: умер Майк Николс, один из ключевых американских режиссеров второй половины XX века. Почти сразу во всех новостных изданиях вышли статьи в память о нем. И все как одна сопровождались пресловутым кадром, где юный Дастин Хоффман глядит на обтянутую чулком женскую ножку. Лейтмотив тоже словно под копирку — ушел из жизни автор фильма «Выпускник».

Что ж, это, конечно, закономерно. Должно быть, когда умер Шекспир, где-то тоже написали: «Скончался автор “Гамлета” и “Ромео и Джульетты”». Как будто остальных его пьес никогда не было на свете. Все в жизни, в том числе и эпитафии, определяет общее, никак не частное. Действительно, Майк Николс был в первую очередь известен как автор драм и мелодрам, лучшей из которых признан «Выпускник». Ради чего городить огород, пытаясь показать его в ином свете?

Но все же хочется городить. Потому что если не сломать стереотип сейчас, то он может потом превратиться в железный штамп. И еще: возможно, очень многие из тех, кто в ноябре строчил типовые некрологи, таская информацию из Википедии, удивились бы, узнав, что когда-то давно они видели один из фильмов Николса. А потом лежали под одеялом, трясясь от страха: вдруг придет серенький волчок и укусит за бочок?

 

Ночной кошмар детей 1990-х.

Интересный факт: многие рецензии на «Волка» с «КиноПоиска» начинаются воспоминаниями автора о том, как еще в детстве он увидел это кино. Затем следует радость, что фильм наконец-то удалось посмотреть снова — словно от встречи с другом, которого не видел много лет. «Здравствуй, тьма, мой старый друг, — пел дуэт Саймона и Гарфанкела в «Выпускнике». — Я вновь пришел с тобой пообщаться».

Спорим, что у вас есть хотя бы один знакомый, для которого «Волк» стал первым в жизни фильмом ужасов? И до сих пор, глядя на Николсона, он вспоминает не «Пролетая над гнездом кукушки», а волосатое чудовище, которое жило у него под кроватью. В 1990-е кассета с «Волком» для многих детей оказалась дверью в мир жуткого и таинственного, где на волю, торжествующе хохоча, выбирается темная сторона людской натуры.

Ну, а пересматривая его сегодня, бывшие дети с удивлением отмечают, что фильм им по-прежнему интересен. Да, теперь уже не так страшно,зато возникает идентификация с героем, для которого ликантропия это не тяжкий недуг, а повод порвать с обыденным, поставить на место зарвавшихся коллег и, наконец, зажить полной жизнью. Многим ведь тоже так этого хочется! Конечно,человеком-волком быть не очень приятно, но офисным планктоном или подкаблучником еще хуже.

 

Внутренний зверь рвется наружу.

Выйти за рамки сумел не только герой, но и режиссер. В то время как от него ждали очередного кино о взаимоотношениях, он неожиданно снял единственный за карьеру фильм ужасов. Но несмотря на это остался верен себе: «Волк» — это в первую очередь история двух сердец.

Героиня Мишель Пфайффер проживает жизнь под гнетом влиятельного отца, не имя возможности существовать так, как ей хочется. И озверевший — в самом хорошем смысле — герой Джека Николсона приходит к ней на выручку. Конечно, на пути у них будет много препятствий, но нет на свете преград для настоящей любви, особенно когда один из любовников — инфернальный детина с длиннющими клыками.

Итак, под жуткой маской хоррора Николс предложил нам очень даже нежную мелодраму. Он снова обманул зрителя, как тогда, в 1967-м, когда в «Выпускнике» все увидели банальную романтическую комедию и лишь немногие разглядели тоску в глазах Дастина Хоффмана, уезжающего на автобусе в якобы счастливом финале. Ну, а в «Волке» за слоем мрака, напротив, скрывается хэппи-энд. 

 

Буквально звериная страсть.

Но что, если вы не смотрели «Волка» в детстве и проблематика, связанная с потаенными желаниями загнанного обывателя, вас не прельщает? Стоит ли знакомиться с картиной в таком случае? Сложно сказать наверняка. Кого-то может оттолкнуть эстетское злоупотребление рапидной съемкой или подчеркнуто лирическая музыка Морриконе. А кто-то предпочитает, когда в ужасах ставка сделана на кровь и всякие жестокости, но не на внутреннее развитие персонажа и любовную линию.

В доводах «за», помимо сказанного выше, можно упомянуть качественный грим выполненный одним из признанных ассов ремесла Риком Бейкером, а так же участие в небольшом комическом эпизоде Дэвида Швиммера — Росса из сериала «Друзья».

Зато для поклонника кинематографа, если он еще и фанат жанра хоррор, просмотр «Волка» будет прекрасным и небанальным способом помянуть почившего мастера. Майк Николс ушел на встречу тьме, с которой он, как следует из его фильмов, был на короткой ноге. Потому что знал, что там, где начинается тьма, начинается настоящая жизнь. К тем, кто, как персонаж «Выпускника», привык к комфорту, она бывает сурова. Но тем, кто не боится трудностей, как герой Николсона, в итоге воздается сполна. Это важный урок, ведь любая жизнь, как ни крути, кончается тьмой. А раз так, то почему бы не попробовать понравиться ей заранее? Улыбнись мраку, и он, дружелюбно оскалившись, улыбнется тебе в ответ.

 

Здравствуй, тьма, мой старый друг.

Покойтесь с миром, Майк. Спасибо вам за «Волка», «Выпускника», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Познание плоти», «День дельфина», «Что касается Генри» и все-все другие ваши фильмы.

Уютной вам Там темноты.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх