ГОЛЕМ

Несмотря на то, что хоррор в видеоиграх живёт, он представляет собой однообразную мешанину. Как правило, это инди-игры от первого лица без возможности защищаться, с исследованием местности и прятками от назойливых врагов. И всё. Такие проекты, бывает, цепляют необычным миром или прыгающим выше головы сюжетом, но такой подход срабатывает не всегда. А вот если оглянуться назад, лет так на десять, то можно встретить достойных представителей жанра, за которыми посидеть приятно и сейчас. И играя в них, понимаешь, что им не хватает второй жизни, пусть в виде продолжения, обновлённой версии или вообще перезапуска, ведь старые видеоигры не всегда идут на современных машинах, или же многих может отпугнуть графика и баги. И, в конце концов, обидно, что такие видеоигры канули в лету и остались лишь в сердцах искренних поклонников этого жанра. Далее представлены игры и целые серии, которые заслуживают второго шанса.

Серия «Clock Tower»

Прежде всего, она была популярна в Японии, а уже потом на Западе. Первая часть вышла на «SNES» в 1995 году и представляла собой причудливую смесь квеста и приключения – играя пятнадцатилетней Дженнифер Симпсон, нужно было исследовать огромный особняк «Часовая башня», решать головоломки и спасаться от преследующего вас опасного маньяка Скиссорсмэна, вооружённого огромными ножницами. Уникальность «Clock Tower» заключалась в нелинейности прохождения, вследствие чего игрок зачастую попадал в разные ситуации и получал различные концовки (коих насчитывалось восемь). У игры была неповторимая атмосфера ужаса, таинственности и постоянного напряжения, ведь маньяк мог напасть в любую минуту, а из-за случайного действия героиня могла умереть от невидимой ловушки. Сюжет же был необычным, увлекательным и очень запутанным – главную героиню и её подруг некогда удочерила влиятельная семья Бэрроуз, проживающая за городом в огромном замке. Но мечты о прекрасной жизни были в первый же вечер разбиты после встречи с ужасным маньяком. Отныне Дженнифер, предоставленная сама себе (её подруги оказались мертвы), вынуждена не только спасти собственную жизнь, но и раскрыть страшную тайну кровавой семейки.

Clock Tower

Вторая часть, вышедшая на «PlayStation», повторила успех первой. Сюжет продолжал историю выжившей Дженнифер, которая столкнулась с ожившим кошмаром в студенческом городке: изуродованные трупы, звон ржавых ножниц, горбатый силуэт неистребимого чудовища… Кровавый маньяк вернулся и жаждет плоти. Как и предшественница, продолжение также отличалось нелинейным прохождением (можно было играть аж за несколько персонажей) и множеством концовок. Сиквел стал бестселлером и, казалось бы, укрепил успех серии. Если бы не…

Третья часть, которая вышла спустя год после первой. «Clock Tower: Struggle Within» не была похожа на предшественниц, и в этом оказался её минус – отличающийся сюжет, никак не касающийся ни «Часовой башни», ни Скиссорсмэна, был несуразен и довольно слабоват, а имеющиеся нелинейное прохождение и тринадцать концовок не спасали ситуацию. Тем не менее, критики были довольны сложными загадками, но при этом игра была копиркой предыдущей части практически во всём, начиная от механики и заканчивая графикой. Это и утратило интерес публики к серии, а издатели лишились солидной прибыли.

«Clock Tower 3», вышедшая на «PlayStation 2» в 2002 году должна была воскресить серию и придать ей свежее дыхание. Начнём с того, что игровой процесс стал похож на оный из «Silent Hill» – с плавающей камерой, головоломками и, о боже, битвами с боссами, – а сюжет получился ещё более сумбурным, но, тем не менее, гораздо более увлекательным за счёт идеи перехода во времени. Ещё одной отличительной особенностью стали шесть серийных маньяков, преследующих героиню, и призраки. Если первые, по всем законам серии, появлялись тогда, когда их не ждёшь, и от них нужно было спрятаться (а сначала – убежать), то последние были эдакими дополнительными миссиями – необходимо было найти особенный предмет и отдать им.

Clock Tower 3

Но третья часть прошла практически незамеченной – продажи небольшие, а критика сдержанная. Игру поругали за вторичность игрового процесса и отхождение от истоков серии, но похвалили за графику и сюжет. К сожалению, на этом серия умерла, но оставила после себя достойных наследников – «Rule of Rose» и «Haunting Ground», а также привнесла в жанр дух напряжения и постоянной опасности за счёт отсутствия какой-либо возможности нанести противнику вред. И жаль, что ещё одного сиквела не предвидится, ведь хочется снова получить подобное эстетическое наслаждение от прохождения японского молодёжного слэшера.

Дилогия «Echo Night»

Две части, вышедшие исключительно на первой «PlayStation», смотрелись более чем оригинально на фоне других представителей жанра. В плане игрового процесса это были квесты от первого лица – собираем предметы и с помощью них решаем загадки. Но уникальность «Echo Night» для своего времени не в том – игрок сталкивался с многочисленными призраками (предтеча серии «Fatal Frame»). Кто-то не замечал героя, кто-то просил о помощи, а кто-то внезапно появлялся перед лицом главного героя и у того оставалось лишь несколько секунд, пока он не включит свет и не изгонит привидение. Именно из-за последнего игра выглядела невероятно страшной и напряжённой.

Echo Night

Действие первой части разворачивается в давно потерянном в бермудском треугольнике корабле. Главный герой – частный детектив – должен был найти осколок таинственного камня, из-за которого пропал его отец. В ходе поисков он узнавал мистическую тайну судна, красного камня и роли отца в происходящих событиях. Вторая часть не изменила канонам серии, но в целом была принята весьма сдержанно – нововведений присутствовало мало, зато атмосфера ужаса и мистики осталась практически такой же. Собственно, после этого «Echo Night» была забыта разработчиками, которые переключились на другие игры. А жаль.

Дилогия «Blood»

Дилогия шутеров от первого лица, разработанная студией «Monolith» (позже они создадут «F.E.A.R.»), прежде всего цепляла неповторимой атмосферой инфернальности и чернухи. Мир захватили злобные демоны, убивающие всех и вся, а единственным, кто решил перейти им дорогу, стал оживший мертвец-каннибал-циник по имени Калеб. Ему плевать на мир, и спасётся ли он вообще, Калебу важны убийства, льющаяся кровь и сердца убитых противников, которые можно пожирать. И важна месть за собственную смерть верховному демону Чернобогу, который планирует захватить этот самый мир.

Также «Blood» была примечательна просто десятками отсылок к популярным фильмам ужасов, будь то «Пятница 13-е», «Кошмар на улице Вязов», «Оно живёт», «Зловещие мертвецы» (оттуда перекочевал оригинальный и опасный противник Оторванная Рука) и другие.

Blood

После выхода первой части, на вторую были возложены большие надежды, но, к сожалению, все они провалились. Продолжение стало примечательно лишь улучшенной графикой, динамичным игровым процессом, оригинальными уровнями и… всё. Атмосфера чёрного юмора ухудшилась, от неё остались лишь жалкие куски, а сюжет зачем-то переполнили «избранностью» главного героя и какими-то потусторонними мирами.

На второй части и её дополнении серия прекратила недолгое существование, и не мудрено – сиквел получил шквал критики и провалился по продажам. Но при этом серия оставила после себя заметный «чернушный» след, на который обратит внимание куда более безумный и кровавый наследник – серия «Postal».

Серия «Painkiller»

Несмотря на то, что «Painkiller», вышедшую в 2004 году, ругали за схожесть с другой популярной серией «Serious Sam» (куча противников, аренообразные уровни, безостановочный экшен), искреннюю любовь фанатов она заслужила. В первую очередь, из-за сюжета. Главный герой – погибший в катастрофе Дэниел Гарнер – вынужден был отправиться в глубины Чистилища и остановить нашествие четырёх верховных демонов, приближённых к Люциферу, тем самым предотвратив возможные планы по вторжению зла в Рай. Собственно, на этом история останавливалась и представляла игроку неповторимую атмосферу «того самого потустороннего мира», населённого демонами и призраками. В дополнение ко всему, динамичный экшен сопровождался «ацким митолом», достойным занять место в аудиоплеере каждого уважающего себя фаната тяжёлого рока. Да, игра была длинной и однообразной, но при этом безумной и увлекательной! К тому же, где ещё вам дадут победить самого Дьявола?

Поняв, какую жилу зацепили, издатели дали указ продолжать серию. Через год последовало интересное, но короткое дополнение, продолжающее похождения главного героя, который пытается остановить вновь воскресшего верховного демона. Сюжет же, следуя традиции серии, оставлял после себя длинное многоточие, что и стало проклятием франшизы – события каждой части стартовали с предыдущей, и проект превращался в натуральную Санту-Барбару.

Painkiller

В целом, франшиза обзавелась аж пятью частями, но достойна внимания лишь одна, дополнение и «Overdose», где вниманию игроков был представлен новый суровый главный герой и новое оригинальное оружие. А что было дальше, не представится даже самому циничному игроку – отдав серию в руки моддеров-любителей, издатели думали поднять угасающую популярность, но напротив, погубили её. «Ressurection», «Redemption» и «Reccuring Evil» мало того, что ничего нового не привносили в серию, так ещё и нагло плясали на костях устаревшего движка, добавив при этом кучу багов и пресноту прохождения.

Ситуацию должен был спасти ремейк серии на новом движке – «Painkiller: Hell & Damnation» от многообещающей студии «Farm 51», и, практически, им это удалось. Несмотря на то, что сюжет игнорирует события последних трёх частей и продолжает аддон «Battle out of Hell», игра представляет собой укороченную версию первой части – карт стало раз в тридцать меньше. Но. Финальная битва поражала оригинальным подходом и хардкорностью, да и сам сюжет был неплохим. Не обошлось без расплывчатой концовки, но в отличие от предыдущих частей она действительно заставляла ждать продолжения, которое, увы, так и не вышло. Видимо, из-за не очень благоприятной критики и разбиения игры на платные дополнения, в которых содержались те самые вырезанные из оригинала карты (хотя и не все).

Дилогия «Suffering»

Дилогия хорроров от третьего лица с весьма интересным миром (тюрьма и заброшенный город) и атмосферой мистических ужасов 80-х годов. В обеих частях игрок брал на себя роль молчаливого и таинственного заключённого по имени Торк, осуждённого на смертную казнь за убийство собственной семьи. Интересно то, что стиль прохождения, заключающийся в помощи/убиении всех, кого можно, определял, действительно ли Торк совершал эти убийства, или его подставили. Соответственно, что влияло и на концовку. В этом, а также в атмосфере и заключалась особенность «Suffering», вызвавшая благоприятную критику.

Играть в первую часть действительно было страшно. Судите сами: мрачная тюрьма, изуродованные трупы, ужасные монстры – результаты безумной фантазии Стэна Уинстона, – призраки, ведьмы. К тому же разработчики не кормили нас глубоким сюжетом и не пытались пояснить, что за чертовщина вообще происходит. А это и не нужно было. Все объяснения оставались в записках и дневниках и навевали лишь дымку мистичности происходящего.

Suffering

Вторая часть, к сожалению, немного отошла от канонов мистики и в большей степени представляла собой шутер с элементами хоррора – меньше монстров, больше солдат правительства. При этом сюжет стал гораздо сумбурнее, а концовки не давали никаких намёков ни на судьбу героя, ни на произошедшее в целом.

В общем, обидно, что такая серия канула в лету – она была особенной за счёт ощущения, что смотришь запыленную кассету с мутным, но страшным ужастиком. К тому же позволяла игроку делать выбор: спасать, игнорировать или убивать. Это хоть и не меняло события сюжета, но прямо сказывалось на персонаже, делало его злодеем или падшим героем.

«Rule of Rose»

Старый забытый мистический хоррор от третьего лица с механикой «Silent Hill», который вышел в 2002 году исключительно на «PlayStation 2». Также, как и вышеперечисленные игры, был незаслуженно забыт и остался в сердцах лишь преданных фанатов жанра. А зря, ведь в проекте было много такого, чего не встретишь в современных хоррорах.

Rule of Rose

Например, место действия – сиротский приют, в котором дети живут без взрослых и беспрекословно подчиняются культу «Аристократы красного карандаша» во главе с  безумной девочкой Джошуа. Та всячески заставляет покорных детей издеваться над главной героиней – сиротой Дженнифер, что вынуждает последнюю защищать себя любыми способами. И не только от детей, но и от безумных монстров, порождённых детским культом. Впрочем, внешность очень обманчива – за мистическим содержимым скрывалась весьма грустная история о неравной дружбе и потере разума после серии трагических событий. При этом всё выглядело как мрачная детская сказка с не очень счастливым концом.

Дилогия «Obscure»

Это французский хоррор, сделанный с любовью к молодёжным слэшерам. В первую очередь дилогия была примечательна местом действия – школа (первая часть), университет, леса и больница (вторая часть), – а уж потом игровым процессом. Да, он был похож на оный из упомянутого не раз «Silent Hill», но при этом мог похвастаться выбором уникальных персонажей, чьи умения могли пригодиться в очередной вылазке в школу. Кто-то хорошо бегал, кто-то взламывал замки, кто-то разгадывал головоломки, а кто-то стрелял, как Клинт Иствуд. Подобное сохранилось и во второй части. Всё это заставляло вдумчиво проходить «Obscure», оценивать каждый шаг и действие, а заодно детально изучать местность (учить там было что).

По сюжету в маленьком городке на территории школы начинают пропадать школьники. Полиция бессильна, учителя и директор размахивают руками и делают жалобные лица. Когда же в небольшой компании пропадает герой, его друзья решают остаться в школе после уроков и провести собственное расследование. И то, что они увидели, явно выходило за рамки их привычного мира. Коридоры и классы наводнили монстры и безумные мутанты, рыщущие в поисках плоти, а оставшиеся в живых из персонала шептались о каких-то экспериментах в подвале. Постепенно группа героев-школьников узнавала о мрачных тайнах их учебного заведения, а их кошмарное приключение плавно перетекало в спасение мира от зла.

Obscure

Несмотря на то, что сиквел выглядит ещё более безумным и увлекательным, он всё-таки ставит крест на продолжении – линия героев закрыта, и больше там придумывать нечего. Но, с другой стороны, мы были бы не против увидеть что-то подобное. Мрачная школа, или группа героев, которыми можно управлять, или безумное зло, скрывающееся под личиной добродушного господина. Да, что-то такое изобразила недавно вышедшая «Persona 5», но в ней не хватило духа «старой школы», который так плавно витал в дилогии «Obscure».

«Clive Barker’s Jericho»

Вот уж незаслуженно забытый продукт. По сути, игра представляла собой настоящий кровавый шутер от первого лица с кучей уродливых монстров, стен из человеческой плоти, мрачный древний мир и уникальных главных героев, входящих в состав отряда Иерихон (отсюда и название).

По сюжету отряд, специализирующийся на сражении с паранормальными существами, отправляется в заброшенный город Иерихон, где правительством был обнаружен портал в другое измерение, откуда в наш мир посыпались монстры. Все думали, что операция займёт не больше дня. Но внезапная смерть руководителя отряда, а также исчезнувший в портале враг вынуждают героев отправиться назад в прошлое, чтобы остановить нашествие зла. Они попадают в Иерихон, где свирепствуют смерть и хаос.

«Clive Barker’s Jericho» была уникальна практически во всём. Начиная с того, что по сюжету игроку позволяют взять под контроль любого члена отряда, обладающего уникальным оружием и паранормальными способностями (это, к слову, ещё и обоснованно сюжетно). Хотите, играйте за священника с двумя мощными пистолетами, хотите – за здорового негра с пулемётом, пускающего во врагов адское пламя, а хотите – за лесбиянку с мощной снайперской винтовкой. Собственно, это добавляло немало разнообразия в однотипный процесс и смотрелось очень здорово.

Clive Barker’s Jericho

Почему игре нужна вторая жизнь? Да потому что такой уникальный, динамичный и кровавый продукт не должен прозябать в небытие. А с «Clive Barker’s Jericho», увы, так и случилось – продажи оказались крайне низкими, вследствие чего о продолжении и не могло быть речи – мы уже никогда не узнаем, что в итоге станет с отрядом.

Список не полон, но вполне печален. Перечисленные игры были не столько вехой в развитии жанра, сколько просто приятными и увлекательными проектами, оставшимися без «наследства» из-за суровой критики или алчности собственных разработчиков. Жаль, конечно, ведь выйди они сейчас, точно бы вытащили жанр хоррора из той пучины, в которой он сейчас прозябает.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх