Зона ужаса

Конец света в воображении писателей и сценаристов очень изредка являлся полным завершением истории. Напротив, на этой почве с легкостью возникали сюжеты о группах последних людей, изо всех сил старающихся выжить и даже «перезапустить» человеческую цивилизацию с нуля. А окружающий их мир далеко не всегда остается «умершим» – зачастую новым пилигримам противостоят куда большие опасности, чем голод и холод. Давайте вспомним самые популярные виды постапокалиптического мира в кинематографе.

Постапокалипсис в кино

Зомби

Первой в очереди, конечно же, становится наиболее популярная в Голливуде и за его пределами причина тотального вымирания рода людского, а именно – нашествие живых мертвецов. Термин «зомби», однако, отсылается к магической практике народов, населяющих остров Гаити, а впервые в кинематографе он был использован еще в 1932 году в картине «Белый зомби» Виктора Гальперина. Но современное значение слова миру подарил культовый фильм ужасов Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» (1968). С момента его появления зомби стали ассоциироваться именно с толпами воскресших мертвецов-каннибалов. Тем не менее, фильмы Ромеро, в основном, рассказывают о ранних стадиях апокалипсиса – до пессимистического финала историю доводят только «День мертвецов» и «Земля мертвых». Поэтому самым ярким и подробным повествованием о жизни людей на планете, уже павшей от гнета «возвращенцев» из могилы, является сериал Фрэнка Дарабонта «Ходячие мертвецы», созданный по мотивам комикса Роберта Киркмана и Тони Мура.

Ходячие мертвецы

Самой распространенной причиной для возникновения подобной угрозы является, конечно же, неизвестный науке вирус, случайно ускользнувший из сверхсекретной лаборатории. Франшиза «Обитель зла», весьма вольно переносящая на экраны сюжет видеоигры «Resident Evil», основывается именно на этой версии происхождения зомби, а также добавляет к ним еще и жутких существ, мутировавших под влиянием вируса. Та же «лабораторная утечка» наблюдается и в фантастических хоррорах «Я, легенда», «Новая эра Z» и «Возвращение живых мертвецов». Но причины зомби-апокалипсиса этим не ограничиваются – к примеру, экранизация романа Стивена Кинга «Мобильник» переносит ответственность за появление монстров на некий сигнал, передаваемый мобильными телефонами. Испанский «Репортаж» (2007) связывает появление зомби с одержимостью злыми духами. В картине «Ночь кошмаров» 1986 года люди становятся живыми мертвецами под влиянием инопланетных существ, похожих на слизняков, а в «Лесном змее» 2014 года инфекцию приносит с собой метеоритный дождь. Казалось бы, в таких обстоятельствах вымирание человечества практически неизбежно, но отнюдь не всегда. Довольно позитивную оценку шансам на выживание в потерянном мире дает комедия «Тепло наших тел» 2010 года: как выяснилось, не все из плотоядных мертвецов опасны, а некоторые даже способны «исправиться» и снова стать людьми во всех смыслах этого слова.

Восстание машин

По формулировке Азимова, робот не может причинить вреда человеку – вот только искусственный интеллект, восставший против своих создателей, уже давно является одной из популярнейших тем научной фантастики. Самую мрачную картину будущего, порабощенного компьютерами, представляет трилогия братьев (теперь уже сестер) Вачовски «Матрица». В этой серии фильмов машины используют людей как источники энергии, а непокорных уничтожают. Еще одним сильным противником для человечества стал искусственный интеллект «Скайнет» из серии фильмов «Терминатор». Это порождение технологий будущего не только полностью осознает себя, но и способно на креативные идеи вроде изобретения «машины времени» или выпуска новейших моделей роботов-убийц. В кульминационный для саги «судный день» Скайнет провоцирует ядерную войну между Россией и США, которая приводит к гибели большей части населения Земли, а оставшиеся в живых повстанцы вынуждены скрываться и придумывать все более хитрые методы для борьбы с превосходящим врагом. В экранизации комикса «Люди Икс: Дни минувшего будущего» ученый Боливар Траск создал роботов-стражей для уничтожения мутантов – вот только те взбунтовались и начали находить мутационные гены в обычных людях, что привело к практически полному уничтожению человеческой расы. Чтобы спасти планету, в прошлое отправляется бессмертный мутант Логан, более известный как Росомаха.

Ядерная война

Пожалуй, самая реальная из глобальных угроз человечеству во второй половине 20 века прочно укрепилась как главная причина апокалипсиса. Один из самых очевидных (но, к счастью, так и не реализованных) вариантов развития «холодной войны» до сих пор не дает покоя фантастам, придумывающим различные исходы для остатков человечества при его исполнении.

Книга Илая

Итальянско-французская лента «2019: После падения Нью-Йорка» рассказывает о случившейся после ядерной войны стычке правителей Евракской монархии с повстанцами Федерации на фоне руин мегаполиса. В триллере «Книга Илая» главный герой бродит по выжженной войной пустыне, храня при себе, возможно, единственную надежду человечества – таинственную книгу. По сюжету фантастического хоррора «Разделитель» Ксавьера Генса укрывшиеся от ядерной атаки люди борются за выживание в подземном бункере, где им предстоит столкнуться не только с поисками годной для проживания земли на поверхности, но и с неожиданной жестокостью товарищей по несчастью.

Смертельные вирусы

Не раз о себе заявлял и еще один из самых реалистичных путей развития глобального запустения – вырвавшаяся на свободу неизученная болезнь. Этот вариант предполагает не превращение носителя в зомби, а гарантированную смерть, но чаще всего ничуть не менее страшную. Контакт с зараженными в большинстве случаев должен пресекаться полностью, а это зачастую означает расставание главных героев с близкими людьми, что добавляет сюжету драматизма.

Носители

В картине «Носители» 2009 года, представляющей из себя постапокалиптический «роуд-муви», главные герои путешествуют по стране в поисках последнего оплота человечества. Триллер Нила Маршалла «Судный день» рассказывает о появлении вируса «Жнец», который уничтожает большую часть населения Шотландии, а выжившие превращаются в агрессивных мародеров, оказывающих сопротивление прибывшим в карантинную зону английским солдатам. Уцелевшие в эпидемии смертельного вируса герои «12 обезьян» Терри Гиллиама отправляют в прошлое освобожденного уголовника, чтобы предотвратить само появление заразы. А в экранизации «Противостояния» Стивена Кинга общество, разрушенное новой формой гриппа, делится на две группы – одна примыкает к смиренной Матушке Эбигейл, а вторая становится на сторону загадочного «человека в черном», Рэндалла Флэгга.

Анархия

Иногда человечеству не требуются внешние причины для вырождения – за них вполне сойдут и разногласия в обществе, которые способны привести мир к довольно напряженному состоянию столкновения самых различных идеологий. Итальянская фантастика «1990: Воины Бронкса» рассказывает о павших Соединенных Штатах, над которыми властвуют жестокие банды, а закон соблюдается лишь на отдельных территориях. На создание ленты оказал немалое влияние «Побег из Нью-Йорка» Джона Карпентера, в котором США пали под натиском преступности, а главный герой поставлен перед задачей спасти президента, взятого в плен заключенными. Тот же разгул криминала имел место и в «Робокопе» Пола Верховена, где правительство нашло оптимальный выход из сложившейся ситуации – создание киборга-полицейского, обеспечивающего порядок на улицах разгромленного Детройта.

Инопланетные захватчики

Знаменитый фантаст Артур Кларк писал: «Существует две возможности: либо мы одиноки во Вселенной, либо нет. И обе одинаково ужасны». Со вторым из вариантов по Кларку человечество не раз столкнулось во множестве фантастических сюжетов – и далеко не всегда люди смогли выйти из схватки с инопланетной расой победителями.

Обливион

В блокбастере «Обливион» инопланетяне предпринимают попытку захватить Землю, предварительно уничтожив Луну и спровоцировав этим полнейшее изменение климата на планете. Землянам удается отбить атаку, но их место обитания навсегда остается разрушенным, вследствие чего они вынуждены искать себе новое пристанище во вселенной. Внеземные захватчики из «5-й волны», снятой по одноименному роману Рика Янси, реализуют стратегию нападения с помощью так называемых «волн», каждая из которых несет определенные разрушения и провоцирует катастрофы. А в полнометражном анимационном фильме «Последняя фантазия» пришельцы-фантомы используют в качестве прикрытия для проникновения на землю упавший метеорит. Они немедленно начинают истребление человечества, а последние группы уцелевших укрываются на околоземной орбите, где строят планы по нанесению ответного удара.

Природные катаклизмы

А что, если против расы людей взбунтуется сама планета Земля или даже бескрайний космос? Последствия таких «волнений» могут быть весьма разрушительны – в их число входят и глобальное потепление, и похолодание, и даже падение метеорита. И пока технологии не станут достаточно развитыми, чтобы противостоять подобным катастрофам, мир всегда будет в одном шаге от смертельной опасности.

Дорога

Версию с потеплением и последующим таянием полярных льдов поддерживает картина «Водный мир» – в ней выжившие создают новую цивилизацию прямо посреди бескрайнего океана, заодно пытаясь найти оставшиеся кусочки суши. Кроме того, катастрофа приводит к появлению мутантов, обладающих рыбьими жабрами, одним из которых и является главный герой в исполнении Кевина Костнера. С глобальным потеплением пытались сражаться лучшие умы человечества из фильма «Сквозь снег» Пона Чжун Хо, но разработанный ими химикат вышел из-под контроля, превратив Землю в заснеженную пустыню, где выжившие укрылись в безостановочно следующем в никуда поезде. К подобному «холодному» развитию событий планету привела и неудачная попытка контроля над погодой в триллере «Колония» Джеффа Ренфро – там люди спасались от нового Ледникового периода в подземных бункерах. В ленте «После апокалипсиса» 2004 года причиной конца света становится упавшая комета, а среди выживших людей находится безумец, который с помощью пилотируемого спутника пытается уничтожить остальных уцелевших. Но самую мрачную из версий постапокалипсиса выдает экранизация романа Кормака Маккарти «Дорога» с Вигго Мортенсеном в главной роли. Картина имеет сильнейшее психологическое воздействие на зрителя и поражает мрачной красотой пейзажей погибшего мира.

Дефицит ресурсов

Исчерпание природных ресурсов может привести человеческий род к настоящей битве за выживание, которой сопутствует как разрушение цивилизации, так и полный пересмотр моральных принципов. Наиболее ярко мир, в котором исчезли надежные источники топлива, показывает дистопическая сага Джорджа Миллера «Безумный Макс». В боевике «Крепость» Стюарта Гордона из-за нехватки продовольствия правительство вводит суровые меры, ограничивающие деторождение, а главный герой в исполнении Кристофера Ламберта пытается скрыться со своей женой, беременной вторым ребенком. Французская черная комедия «Деликатесы» Жан-Пьера Жене и Марка Каро подходит к теме с другой, более сатирической стороны: в ней главный герой, живущий в мире с недостатком еды, нанимается работать в мясную лавку, товарами в которой становятся самые неудачливые из ее посетителей.

Безумный Макс

Другое

Причин для постапокалипсиса на деле куда больше, ведь воображение сценаристов, перед которыми встала задача угробить Землю как можно более изобретательным способом, навряд ли когда-нибудь обретет границы. Взять хотя бы экранизацию романа Пьера Буля «Планета обезьян» и ее многочисленные продолжения, в которых контроль над планетой получили разумные приматы. Сверхъестественную угрозу для человечества могут представлять не только зомби, но и вампиры – последствия установления ими мирового господства просматриваются в антиутопическом триллере «Воины света» и в хоррорной дилогии «Земля вампиров». Не стоит забывать и боевик «Власть огня» Роба Боумана, в котором мир рухнул после освобождения из земных глубин яростных драконов.

Власть огня

Придет ли всему живому окончательный конец? Ответ на этот вопрос мы вряд ли узнаем при любом из раскладов – как при положительном, так и при самом неприятном из отрицательных. Но в том, что мир кино продолжит дарить нам самые разнообразные картины апокалипсиса и того, что наступает после, можно быть уверенным. Ведь каждый хочет хотя бы одним глазком взглянуть на планету, на которой нас больше не будет.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх