Король в Жёлтом / The King in Yellow (авторский сборник)
Автор: Роберт Чамберс
Жанр: хоррор, фантастика, реализм, сюрреализм
Год первого издания: 1895
Похожие произведения:
произведения Артура Мейчена, Элджернона Блэквуда, Г. Ф. Лавкрафта, К. Э. Вагнера
Амброз Бирс «Живший в Каркозе» (рассказ)
«Сезон в Каркозе» (антология)
Если кто решился на совесть ознакомиться с «Мифами Ктулху», вряд ли пройдёт мимо замечательного сборника Роберта Чамберса «Король в Жёлтом». Лавкрафт Лавкрафтом, но так называемый «космический ужас» появился ещё до того, как затворник из Провиденса заявил о себе. Свидетельством тому может послужить творчество британских мастеров Мейчена и Блэквуда, а также первый сборник Чамберса.
Удивительный всё-таки был писатель. На его счету столько произведений, что иные графоманы позавидовали бы производительности и продуктивности. Впрочем, большая часть наследия Чамберса предана забвению. Наряду с «Королём в Жёлтом» спросом пользовались ещё его исторические романы (корни повести «За Чёрной рекой» Говарда растут именно из творчества Чамберса). DARKER уже публиковал замечательную статью, посвящённую писателю. Теперь же пришло время пристальнее вглядеться в его главное детище.
Собственно, как сборник «Король в Жёлтом» достаточно своеобразен. Всего в него входит десять рассказов, но лишь первые четыре из них связаны сюжетно. Кое-какие отголоски можно встретить и далее, но по сути своей шесть оставшихся текстов совершенно различны и никак не привязаны ни к Каркозе, ни к Королю в Жёлтом и прочим... Мистика в «Мадемуазели д'Ис», затем восемь коротких зарисовочек в рамках одного текста «Рай пророков», после чего идут три рассказа с «улицами» в названии и заключительный, совершенно сюрреалистический «Rue Barrée». Всё это представляет интерес меньший, нежели первые четыре произведения сборника, из которых мы впервые и узнаём про озеро Хали, Гиады и пьесу, читатели которой сходят с ума.
Обложка первого издания сборника (1895).
Открывает книгу «Восстановитель репутаций» — примечательная вещь, в которой не всё так, как кажется на первый взгляд. После падения с лошади мистер Кастайн полностью излечился. Повреждение мозга было, да, но теперь от него нет и следа. Кастайн продолжает жить, и теперь готовится к очень ответственному событию в своей жизни. Он читал пьесу «Король в Жёлтом», и великие тайны открылись ему! Кастайн ждёт неотвратимого, того, что должно вот-вот произойти, а к этому делу будет причастен не только его ближайший друг мистер Уальд — собственно, восстановитель репутаций. В круговорот событий будут вмешаны и двоюродный брат Кастайна Луис, и оружейник мистер Хоуберк с дочерью.
«Восстановитель репутаций» — это первый шаг «Короля в Жёлтом», фантастико-мистическая история (действие развивается в будущем, после 1920 года) с необычными главными героями. Примерно такими же предстают и остальные три рассказа, связанные образом сводящей с ума пьесы.
«Маска» — рассказ более лёгкий по сравнению с первым. Повествователь Алек рассказывает историю одной трагедии, что случилась с ним самим и двумя его друзьями: Борисом Ивейном и девушкой Женевьевой. Борис открыл формулу состава, который может обращать живое в мрамор. Он делал опыты над цветами, рыбками из аквариума, кроликом... И эти эксперименты закончились довольно печально, хотя в финале рассказа так и не выясняется, что же случилось на самом деле. Как долго действует формула и каким образом она влияет на организм? Эти вопросы Чамберс оставляет на откуп читателю.
Следующее произведение, «Во дворе Дракона», тоже весьма туманно и зыбко. Во время мессы французский архитектор обращает внимание на органиста и всё никак не может понять, что же в этом человеке его насторожило? По окончании службы главный герой возвращается домой и обнаруживает, что тот самый органист следит за ним. Во дворе Дракона происходит решающее противостояние, а после... Что, собственно, после? Возможно, всё это — не более чем сон, привидевшийся архитектору?..
И наконец, заключительный рассказ, касающийся «Короля в Жёлтом». Именно это произведение дало возможность Лину Картеру и прочим задним числом приписать произведения Чамберса к «Мифам Ктулху». Вероятно, «Жёлтый Знак» — лучшая история сборника, во всяком случае, многие читатели думают именно так. В отличие от других рассказов сборника, «Жёлтый Знак» давно известен русскоязычным любителям ужасов — с 1992 года.
Здесь речь тоже идёт о художнике. Однажды он увидел жуткого сторожа, образ которого надолго запечатлелся в его памяти. Затем натурщица Тэсси рассказала об ужасном сне: этот самый сторож был кучером катафалка, а в нём — в гробу, но ещё живой — лежал именно он, художник! Позже подобные кошмары пришли и к главному герою. Образ отвратительного сторожа здесь вовсе неспроста. Он был весь «какой-то толстый и мягкий» и однажды спросил у художника: «Ты нашёл Жёлтый Знак?» После этого беда не заставила себя долго ждать...
Роберт Чамберс, и сам художник, создал весьма своеобразный сборник. Его рассказы визуальны, если можно так выразиться, направлены прежде всего на чувственное восприятие, и потому обладают такой удивительной, довольно мрачной, внутренней энергетикой и притягательной силой. Если разобраться как следует да разложить всего «Короля в Жёлтом» по полочкам, ничего особо страшного или жуткого здесь нет. Но как каждый рассказ (из числа первых четырёх) производит гнетущее впечатление, так и все вместе они тем более «давят» на читателя. И как раз в этом — главный успех Чамберса!
Комментариев: 0 RSS