DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Зиндан со всеми удобствами

Во тьме / In Tenebris (роман)

Автор: Максим Шаттам

Жанр: триллер, детектив

Издательство: РИПОЛ Классик

Серия: Национальный Bestселлер

Год издания: 2015 (в оригинале — 2003)

Перевод: М. Петров

Похожие произведения:

  • Джеффри Линдсей «Деликатесы Декстера» (роман)

  • Ричард Лаймон «Ночь без конца» (роман)

От француза ожидаешь триллера на французской же почве, какими славится, скажем, Жан-Кристоф Гранже, Фред Варгас и Пьер Леметр. Предвкушать это логично, ведь региональная жанровая литература в моде: можно вспомнить недавний подъём скандинавских мастеров детектива и триллера, вроде Ю Несбё, Юхана Теорина и Стига Ларрсона. Но Максим Шаттам зачем-то выбирает местом действия Нью-Йорк, а также соседние штаты: Нью-Джерси и Делавэр. Может быть, следователь — французский эмигрант? Наравне с врачами, военными и домохозяйками они оставили след в детективной литературе. Вспомним великого бельгийца Эркюля Пуаро, разоблачающего преступников на земле Туманного Альбиона. Однако герои «Во тьме» — типичные янки. Ну хоть что-то французское есть в этом романе? Увы, нет.

Героиня повествования — чернокожая детектив Аннабель О’Доннел, похожая на голливудскую звезду Анджелину Джоли. Наверняка в школе, как и другие девушки, она заполняла многочисленные анкеты. Представим, что Аннабель вернулась к детскому увлечению:

Место работы — 78-й Бруклинский полицейский участок. Любимая книга — «Над пропастью во ржи». Любимое оружие — «Беретта» калибра 9 мм. Любимое блюдо — спагетти. Причёска — две короткие косички. Лучший друг — напарник Джек Тэйер. Любимый мужчина — ушёл из дома и не вернулся. Основной инстинкт — доводить до конца дела, связанные с исчезновениями людей. Хобби — кикбоксинг.

Как можно видеть, образ Аннабель проработан достаточно подробно.

С Аннабель связывается бывший профайлер ФБР, ныне — частный детектив Джошуа Бролен. Он выполняет задание по поиску беременной Рейчел Фаулет. Так складывается союз двух профессионалов. Союз, который имеет полное право называться творческим.

Вскоре выясняется, что существует целое сообщество серийных убийц. Они обмениваются фотоснимками пленников и называют своим богом Калибана — уродливого невольника-дикаря, сына колдуньи Сикораксы и дьявола из пьесы Шекспира. Счёт жертв приближается к сотне. Похищенных содержат в погребах в толще холма. Работая посменно, они закапываются всё глубже, расширяя подземный концлагерь для новых узников. Держат на цепи, но в еде не ограничивают, а наоборот, поощряют. Почему? Так ведь «Caliban» — это анаграмма испанского слова «canibal». Легко догадаться, какие действия угодны такому «богу»! Хорошая еда вкупе с посильной физической работой придают мясу несчастных пленников умеренно-плотную консистенцию и идеальное соотношение мышечных волокон и жира.

Впрочем, об этом сюжетообразующем моменте мы узнаём не из названия романа — оно слишком общее и не отражает сюжетных коллизий. Посмотрим, какие ещё недостатки есть в тексте.

Автор с такой старательностью придумывает главным героям застарелые психологические травмы, что порой становится смешно. Увы, зачастую люди скучны, не имеют «скелетов в шкафу», а сознание взрослого человека пронизано не байроновским трагизмом, а ленью и желанием подремать часок-другой после обеда. Придумывать душевные травмы персонажам руководствуясь жанровой модой, только «чтобы было» — это моветон. Но не будем придираться к литературным условностям.

Время от времени Максим Шаттам позволяет рассуждения на абстрактные темы: о сущности общества потребления, религии и морали. Это не вредит повествованию и атмосфере, но и не работает на них. Должно работать по задумке автора, но... В такие моменты Максим Шаттам создаёт впечатление плохо образованного человека, вдобавок склонного к популистским высказываниям, которым место на заурядном сетевом форуме, а не на мелованной бумаге.

Автор пугает нас ужасами «двора чудес» — расположенного глубоко под городом логова. Пугает многообещающе, даже назойливо, вкладывая в это дело много творческих сил. В итоге весь накал отзывается пшиком: там не проводят шабашей и чёрных месс, а всего лишь продают нацистскую символику, поддельные документы, наркотики и снафф-видео. Всё!.. Перечень «товаров» вызывает недоумение. Почему автор не знает, что в США можно легально купить хоть «Mein Kampf»? В хвалёном «дворе чудес» нет даже какого-нибудь завалящего рынка рабов! Отсутствует ассортимент «чёрных трансплантологов»! Может быть, Шаттам старается избегать действительно серьёзных и опасных тем? Такая возможность не исключена.

Что же, роман так плох? Отнюдь. Если вещь критикуют чересчур въедливо, значит пришлась по вкусу и её хочется улучшить. Высокое напряжение романа с лихвой искупает все упомянутые несовершенства. Детективная цепочка крепкая, хорошо продуманная, — вопросов по поводу перипетий следствия не возникает. Фабула чёткая, рельефная, как на фотографиях высокого разрешения. Читатель вместе с героями распутывает шифры, составленные лидером маньяков.

Автор то и дело подбрасывает читателю волнующие вопросы. Кто такой загадочный Боб, стоящий у руля преступной организации? Успеют ли детективы спасти беременную девушку? Отсрочит ли пленница каннибала встречу с разделочным ножом, если начнёт голодовку? Как маньяк ухитряется сводить жертв с ума, фактически «обнуляя» им сознание?

Ответы будут даны в конце книги, а до того читателю предстоит без малого пятьсот страниц насыщенного тревогой и болью текста.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)