DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Зловещий фальцет Короля

В восьмидесятые и девяностые годы прошлого века, пору расцвета метала всех видов и мастей, на вопрос «кто может считаться аналогом Стивена Кинга на музыкальной сцене?» ответ был совершенно однозначен: конечно же, только другой Кинг - Даймонд. Музыканта окружало множество легенд - некоторые из них, вроде причастности к Церкви Сатаны Антона ЛаВэя, были даже правдивы. С тех пор он несколько утратил позиции, да и современные его альбомы, откровенно говоря, уступают классическим. И тем не менее, с его лучшими записями конкурировать не просто сложно - некому.

King Diamond

 

 

Милосердная судьба и Посмертный Портрет

 

Кто бы мог подумать, что будущий король хоррор-метала мог бы стать профессиональным футболистом? Тем не менее, когда пришла пора выбирать, музыка победила - и слава богу. Хотя, учитывая убеждения нашего героя, стоило бы, наверное, говорить - Хвала Дьяволу.

Первым его проектом, добившимся заметного успеха, были Mercyful Fate: собственно, практически все слагаемые успеха Кинга были заложены уже тогда. Во-первых, это невероятный вокал, перепутать который с чьим-то еще просто не получится: Даймонд поет на разные голоса, совершая акробатические пируэты с довольного низкого голоса и до фальцета, причем постоянно проделывает это в пределах одной фразы. В результате, особенно на студийный записях, возникает иллюзия, что поют несколько разных вокалистов, причем постоянно перебивая друг друга. Если верить средневековым теологам, то такими особенностями звукоизвлечения отличались... одержимые дьяволом. Учитывая многолетнее увлечение певца разнообразной мистикой и чертовщиной - возможно, именно это поверие и подсказало ему идею подобного вокала. В свое время ходила живучая легенда, что именно он озвучил мертвецов в «Зловещих мертвецах» Сэма Рэйми.

Как бы то ни было, но воздействие мистического голоса певца усиливалось имиджем: он выступал в тщательно разработанных костюмах, зловещем гриме, использовал микрофонную стойку в виде человеческих костей. Ну и тексты, разумеется: «Добро пожаловать на Шабаш», «Добро пожаловать, Принцесса Ада», «Падение Сатаны».

После распада группы, Кинг Даймонд создал сольный проект, на первом же альбоме которого нашел последнюю характерную черту своего творчества: альбом предлагал слушателю отдельную историю, изложенную в нескольких песнях. Последующие диски певца и вовсе станут концептуальными.

Fatal Portrait

Итак, «Fatal Portrait», вышедший в 1986 году. Название альбома можно перевести как «Смертоносный портрет»: в нескольких песнях этой пластинки рассказывается история о девушке Молли, которую собственная мать держала взаперти. А еще заботливая родительница писала портрет собственного ребенка - когда тот был закончен, душа девочки перешла в картину. Вся эта милая история излагается последовательно в первых трех песнях. Последующие пять композиций связаны с основной историей скорее тематически: можно посчитать, к примеру, что «Облаченная в белое» - это рассказ о том, как дух бедной девочки покидает этот мир. Следующая песня - «Харон», где Возница Мертвых приветствует новую душу - возможно, он встречает именно Молли, не правда ли? Последняя песня на диске - «Посещаемая привидениями» рассказывает, что девочка стала призраком, прикованным к тому самому чердаку, на котором ее держали при жизни.

В музыкальном плане это достаточно типичная хэви-метал запись, с довольно быстрым, но мелодичным материалом - есть подозрение, что как раз она и стала чуть позже одним из основных источников вдохновения мелодичного дэта гетерборгского разлива. С другой стороны, композиторская работа уже тогда была не такой прямолинейной, как у многих коллег по «сталелитейному цеху». Правда, как соглашался и сам Кинг Даймонд, гитарам на этом альбоме несколько недостает тяжести. Лучшими вещами можно назвать уже упоминавшиеся «Dressed in White» и «Charon»: мелодия первой из них, возможно, лучшая из когда-либо записанных этой группой.

 

Мертвые девочки и зловещие призраки

 

На следующий год вышел, пожалуй, самый известный альбом группы - легендарный «Абигейл». На этот раз он стал полностью концептуальным, причем история, изложенная на альбоме, обладала довольно закрученной структурой: первая композиция, на самом деле, финал всей истории, которая начинается со второй песни. А на обложке изображены события, произошедшие между... последней композицией второй стороны пластинки и первой композицией альбома.

Abigail

Сюжет, изложенный таким замысловатым образом, достоин пера классиков готической литературы. Молодая чета приезжает в старый особняк, который достался им по наследству - но уже по дороге их пытаются предупредить и заставить повернуть назад таинственные семь всадников. Когда же молодожены все-таки добираются до дома, то понимают, что в нем царит довольно зловещая атмосфера. Как оказывается, много лет назад предок главного героя заподозрил, что ребенок, которым беременна жена - не от него. Недолго думая, граф покончил как с женой, так и с младенцем - и теперь его нерожденная дочь готова возродиться... Изложить эту историю лучше, чем получилось у автора - с готической атмосферой и нумерологическими изысками - вряд ли получится. Лучше послушать альбом. Из отдельных песен (хотя несколько странно рекомендовать избранные композиции в концептуальном альбоме) можно упомянуть «Omens» - довольно разнообразную в музыкальном плане - и, пожалуй, «Family Ghost», на которую был снят первый клип группы, в те годы пользовавшийся немалой популярностью.

King Diamond - Them

Следующие два альбома - «Them» (1988) и «Conspiracy» (1989) - были уже не просто концептуальными: они составляли дилогию. На этот раз, похоже, один Король вдохновлялся творчеством другого: над песнями незримо витает дух Стивена Кинга. Главным героем на этот раз стал сам Кинг Даймонд - и альбом якобы рассказывает о его детстве: о бабушке, которая неожиданно вернулась домой после долгого отсутствия, о кровавом чае, который она заваривала со своими невидимыми гостями. По ходу развития истории призраки убьют сестренку Кинга, а сам он прикончит зловещую бабушку - и попадет в сумасшедший дом. Когда он годы спустя выйдет на свободу, то обнаружит, что призраки еще не покинули дом - и даже бабушка все еще ждет... На этой драматической истории заканчивается первая пластинка. Ее наиболее захватывающей композицией стала, пожалуй, «Twilight Symphony» - с необычными даже для Даймонда переходами вокала и резкими сменами ритма.

В продолжении, которое было озаглавлено «Заговор», Кинг возвращается в дом и вступает в сговор с духами, которые в нем обитают: он хочет увидеть свою умершую сестру. Явившийся Кингу призрак предупреждает, что его мать и лечащий врач вступили в сговор, чтобы завладеть домом... На этот раз история получилась еще замысловатее и драматичнее - да и музыка, определенно, стала сложнее и увлекательнее. Обратите внимание уже на первые две композиции «At the graves» и «Sleepless night» - ритмические и мелодические переходы не служат самоцелью, они работают на драматизм рассказываемой истории, нагнетают атмосферу. Оцените, как виртуозно работает голосом Даймонд в «Бессонных ночах»: его знаменитый фальцет воспринимается изысканным и красивым на акустическом проигрыше - и тут же становится зловещим и едва ли не режущим уши в быстрых фрагментах. Более того: певец использует здесь едва ли не дэт-металический гроулинг... Словом, шикарный альбом, который стоит переслушать не раз, чтобы оценить все те «вкусные» мелочи, которыми кишит музыка.

King Diamond - Conspirasy

 

Загляни в глаза ведьме

 

«Глаз», вышедший в 1990, считается последним из классических альбомов певца - ни один из вышедших позже релизов не произвел такой сенсации и не добился такой популярности, как пластинки, вдохновившие на написание этой статьи. Роскошный звук с органными вставками, атмосферные мелодии, неожиданные проигрыши и многослойный микс - все это помогало рассказать историю о ведьме и ужасах инквизиции. Обрамлением сюжета стал рассказ о таинственном ожерелье под названием «Глаз» - заглянув в него Кинг сумел увидеть тайны прошлого. То, что он узрел, могло бы послужить основой для очередного фильма вроде «Кровавого судьи» Джесса Франко, «Инквизитора» Стюарта Гордона или «Главного охотника на ведьм» Майкла Ривза: допросы инквизитора, сожжение ведьмы, священник, который насилует монахинь - и монахиня, которая убивает того, кто над ней надругался.

Интересно, что большая часть рассказанного на этом альбоме основана на исторических фактах - за исключением истории с ожерельем, разумеется. Более того - все герои песен действительно исторические лица.

С музыкальной точки зрения альбом интересен, как уже говорилось, усложнившимися (даже по сравнению с предыдущей пластинкой) аранжировками, Кинг Даймонд менее активно, но зато более отточено, использует знаменитый фальцет - и просто поет разнообразнее. Для первого знакомства как нельзя лучше подошла бы «Burn» - третья композиция на альбоме, как раз и описывающая сожжение Жанны Дибассон, которую инквизиция посчитала ведьмой.

King Diamond - The Eye

 

Вместо заключения

 

Конечно, говорить о карьере Короля в целом еще рано: новый альбом вышел всего три года назад, группа продолжает выступать - и, кто знает, может, еще сумеет удивить поклоников. Маэстро по-прежнему играет музыку, которая сонована на хэви-метал, но все-таки не вмещается в его стандарты и временами отдает то готикой, то арт-роком, а то и вовсе барокко. Он все так же рассказывает свои загадочные истории...

И все-таки возникает временами ощущение, что два «короля ужасов» - музыкальный и литературный - отчасти повторили судьбу друг друга. Стивена Кинга по-прежнему уважают, даже читают новые книги - но, положа руку на сердце - хоть одну из них вы можете сравнить с классическими работами писателя? Хоть одна из недавних его книг вызвала то потрясение, которое было когда-то? Вот и с King Diamond примерно та же история.

Однако, как ни крути, но один раз услышав любой из его классических альбомов, вы никогда больше не перепутаете его ни с каким другим музыкантом - а этим могут похвастаться далеко не все раскрученные звезды нынешнего метала.

 

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 vxga 20-11-2013 10:44

    Свою позицию по его поздним альбомам я, кажется, объяснил - в двух последних абзацах, к примеру. Поэтому буду раз, если найдется автор, но сам продолжение писать не буду.

    Учитываю...
  • 2 ilya_pivovarov 19-11-2013 18:46

    Спасибо за статью, однако есть и камень в огород - не затронуты альбомы, написанные после 1991 года. В конце концов, та же "Abigail" имеет альбом-продолжение, очень грамотное в музыкальном плане.

    Надеюсь увидеть в более-менее скором времени вторую часть статьи!

    Учитываю...