DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
Паранормальное

Знакомьтесь, косатка-Майкл Майерс

Смерть среди айсбергов / Orca, The Killer Whale

США, Нидерланды, Италия, 1977

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Майкл Андерсон

Сценарий: Серджо Донати, Роберт Таун, Лучиано Винчензони

В ролях: Ричард Харрис, Шарлотта Рэмплинг, Уилл Сэмпсон, Бо Дерек

Похожие фильмы:

Смерть среди айсбергов 

Есть такие фильмы, которые если не создают «поджанр» собственноручно, то, как минимум, пробуждают дремлющий или вовсе отсутствующий интерес к нему. Не факт, что, создавая «Челюсти» в 1975 году, Стивен Спилберг задумывался о том, какое нашествие зоохорроров он спровоцирует в ближайшее десятилетие, но, учуяв золотую жилу, Голливуд запустил свой конвейер. К тому моменту, как зрители пресытились фильмами ужасов о взбесившихся животных, неисчислимые толпы персонажей погибли от клыков, когтей, клювов, плавников и прочих конечностей фантастических и не очень тварей: от акул и пираний до гигантских медведей, кабанов и летучих мышей.

Дино Де Лаурентиса, великого итальянского продюсера, не отличало какое-то особенное сверхъестественное чутье, когда дело касалось прибыли. У него в карьере немало провалов. Но стоило появиться в кино какой-то раскрученной теме, можно было ставить свои деньги, что Дино внесет свой лепту. Основное отличие между ним и Роджером Корманом в том, что бюджетами итальянец оперировал не в пример большими. Неудивительно, что «Орка» (так фильм называется в оригинале) начала свою жизнь с разговора между Дино и одним из его коллег, которые взахлеб обсуждали только что увиденные «Челюсти». К концу разговора у друзей-продюсеров созрел гениальный план: найти рыбу «круче и страшнее, чем большая белая акула». Звонок брату-зоологу, и встречайте нового царя-морей – косатку! А дабы отбить последние сомнения в ее крутизне, в первой же масштабной сцене фильма кит-убийца собственноручно… то есть, пардон, собственноплавнично, разрывает акулу. Выкуси, Спилберг!

Смерть среди айсбергов 

В чем фильму не откажешь, так это в именитой съемочной группе. Музыку написал Эннио Морриконе, способный в одиночку создать нужную атмосферу даже в самом провальном кино. Полировкой сценария занимался Роберт Таун – оскароносный автор «Китайского квартала». В главных ролях Роберт Харрис и молодая Шарлотта Рэмплинг, при поддержке Уилла Сэмпсона, который только что отметился большой ролью в «Пролетая над гнездом кукушки», и секс-бомбы 70-х и 80-х Бо Дерек в ее первой крупной кинороли. Рулил этим всем опытнейший режиссер фильмов класса «Б» Майкл Андерсон.

Сюжет представляет собой гремучую смесь из «Челюстей» и «Моби Дика». Главный человеческий герой – капитан Нолан, обедневший капитан рыболовного судна. Ему срочно нужны деньги, чтобы выплатить залог за лодку и вернуться из Канады в родную Ирландию. Во время одного из рейсов он видит, как косатка убивает большую белую акулу, и становится одержим идеей поймать могучее создание. На его беду, когда он исполняет свое начинание, пойманная «орка» оказывается беременной самкой. И ее «супруг» пойдет на все, чтобы отомстить команде рыболовного траулера за «жену» и «ребенка». И с этого момента начинается игра в морские «кошки-мышки» между современными Ахавом и Моби Диком.

Как уже становится понятно, ни о каком биологическом реализме речь не идет. Косатка выступает воплощением стихийных сил природы, и вместо кита на ее месте могла оказаться и акула, и осьминог, и какая-нибудь японская кайдзю-зверушка. Титульное зверье проявляет чудеса изобретательности, организовывая засады (в которые оно предусмотрительно загоняет жертв), уничтожает трубопроводы и даже достает людей на земле (ну, почти).

Сценаристы пытаются поднимать еще и темы гуманизма: одной из второстепенных линий является конфликт между капитаном Ноланом и профессором Бедфорд (в исполнении Рэмплинг), которая объясняет особенности китовой психологии и сопереживает мстительному водоплавающему. В какой-то момент, рыболов сам проникается к животному симпатией (из-за пережитой им самим в прошлом трагедии) и даже отказывается от охоты на «орку», но, после нападения на девушку из его экипажа, срывается и отправляется разбираться с косаткой по принципу «око за око». Побеждает, понятное дело, не дружба.

Смерть среди айсбергов 

В год выхода «Орка» была разгромлена критиками в пух и прах. Что не удивительно, ведь значительная часть сцен была скопирована из «Челюстей» чуть ли не покадрово, а изобретательность кита-убийцы после середины фильма убивает последние намеки на достоверность. Начинает казаться, что если бы действие фильма происходило в начале XX века, то Орка, проведя в уме нехитрые математические калькуляции, одним ударом хвоста мог отправить айсберг навстречу «Титанику».

Со временем, однако, фильм обрел культовый статус. Похожая история случается часто. Вспомнить хотя бы «Тринадцатый этаж» и «Темный город», незаслуженно провалившиеся из-за невыгодного соседства с «Матрицей». «Смерть среди айсбергов», если абстрагироваться от «Челюстей», тоже может многое предложить зрителю.

Во-первых, это Ричард Харрис. Люди, знакомые с этим актером не только по «Гарри Поттеру», знают, насколько мощные и эмоциональные образы он может создавать. Так и здесь капитан Нолан – не особо симпатичный главный герой, созданный с прицелом на то, чтобы аудитория «болела» за Орку. Но Харрис играет его с настолько пугающей интенсивностью, что приковывает все внимание, как только появляется на экране. Тихие сцены, призванные подчеркнуть имеющиеся все-таки у него человеческие качества, удались неплохо, но именно в состоянии плохо сдерживаемого гнева бесноватый ирландец хорош больше всего. Женские персонажи запоминаются меньше (даже с учетом талантов Шарлотты Рэмплинг). Их задача, скорее, завлекать в кино зрителей-мужчин. А вот индеец-охотник в исполнении Уилла Сэмпсона вышел крайне колоритным: капитана Квинта и его монолог об акулах, конечно, он не переплюнул, но покажите такого актера, которому это удалось!

Смерть среди айсбергов 

Во-вторых, Дино и компания «Парамаунт» явно возлагали на «Орку» больше надежд, чем «Юниверсал» на Спилберга и «Челюсти». По крайней мере, вместо убогих неработающих аниматронных акул (которые, будем честны, стали одной из основных причин успеха картины в 1975-м, так как невозможность показать «товар лицом» заставила создателей изобретательно подойти к вопросу и нагнать саспенса, не показывая чудовище почти до конца фильма). Создатели «Смерти среди айсбергов» подошли к вопросу более ответственно: мало того, что искусственные киты получились невероятно правдоподобными и хорошо смотрятся до сих пор, так к съемкам еще и привлекли настоящих дрессированных косаток из океанариума. Результат впечатляет: если бы не зверская энергия Харриса, все человеческие персонажи гарантированно потерялись бы на фоне Орки. Сцены разрушений и титульной «Смерти среди айсбергов» также получились отличными.

Как итог, «Орка» отнюдь не худший представитель клонов «Челюстей». Это зрелищное кино с сильным актерским составом, суровой полярной красотой и дьявольски-изобретательным китом-убийцей. Фанаты жанра с фильмом уже наверняка знакомы, а для желающих приобщиться к «животным ужасам» это отличный номер 2 после шедевра Стивена Спилберга (не говоря уже о том, что «Смерть среди айсбергов» однозначно лучше всех «челюстных» сиквелов).

P.S. Забавный факт: в свое время, фильм пользовался большим успехом среди кинозрителей в СССР. «Смерть среди айсбергов» до сих пор имеет более высокую оценку на «Кинопоиске» (7,6 против 7,3 у «Челюстей»). Понятное дело, что на зарубежных ресурсах результаты разительно отличаются).

P.P.S. Забавный факт №2: несмотря на напрашивающуюся тематику, в данной рецензии полностью отсутствуют шутки про «Освободите Вилли».

Смерть среди айсбергов

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)