DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Статьи

Доброй вам ночи, леди и джентльмены! Мы начинаем нашу экскурсию по тем местам, где бал правит вечное ожидание чего-то пугающего. Где длинные коридоры, освещенные бледным мигающим светом, насквозь пропахли отчаянием, болью и страхом. Где те, кто кажется единственным спасителем из этой бездны ужаса, порой тянут на самое дно. Сегодня мы поговорим про самые жуткие больницы из фильмов ужасов.

Вышедший в конце 90-х фантастический боевик «Звездный десант» навсегда отпечатался в сердцах любителей научной фантастики. Динамичная и увлекательная лента сделала своих ведущих актеров звездами экрана, а франшиза по роману Роберта Хайнлайна в итоге дожила и до наших дней. Как же эта знаковая серия прокладывала свой путь к сердцам и умам зрителей? Рассказывает Феликс Кривенцов.

В свое время Ганс Руди Гигер расплодил на холстах, экранах и в воображении своих поклонников целый выводок монстров и кошмарных существ, выдернутых из могил, глубин океана и тьмы бескрайнего космоса. Наиболее известны, конечно, ксеноморфы, ставшие, если присмотреться, ходячими (точнее, ползающими) оговорками по Фрейду. Но были у Гигера и другие примеры сочетания в одном образе смертельной опасности и эротизма. Чего стоит одна только Сил из «Особи».

Их творения стали современной классикой, которую будут вспоминать и пересматривать десятки лет спустя. На их работу уже равняются начинающие кинематографисты, их уважают признанные мастера. Они, как никто, умеют заинтриговать и напугать зрителя, используя фирменные приемы или удивляя неожиданными находками. Это главные хоррор-режиссеры начала XXI века, которые уже вписали свои имена в историю жанра.

По традиции редакция и авторы кинораздела DARKER совместными усилиями выявили лучшие фильмы ушедшего года и определились с ожиданиями от нового киносезона. На 2017 год мы возлагали большие надежды. Некоторые из них полностью оправдались, некоторые обернулись разочарованием, но взамен завершившийся киносезон сделал нам несколько приятных сюрпризов. Внушает оптимизм и 2018 год, в котором нас ждет целый ряд интересных, а порой и неожиданных релизов.

С каждым годом качество и влияние телепродукции растет, и, хотя хорорры остаются сложным материалом для превращения в многосерийный формат, все чаще зрителей радуют мрачными триллерами и мистическими историями. Помимо телевизионных онлайн-показов, все чаще сериалы транслируются в Интернете, а популярность сериального формата привлекает талантливых авторов. Итак, пришло время традиционно подвести итоги года ушедшего и заглянуть в будущее мира темных сериалов, что и сделала наш эксперт по телеужасам Елена Труш.

16 июля 2017 года не стало Джорджа А. Ромеро, родоначальника и вдохновителя жанра «зомби-хоррор», который сделал фильмы о ходячих мертвецах такими, какими мы знаем их сейчас. Ромеро совершил настоящую революцию в темном кино и открыл дорогу для сотен как последователей, так и подражателей. Как же развивалась карьера иконы хоррора, и откуда берут корни фильмы о ненасытных восставших зомби? Ответы на эти вопросы ищите в статье Феликса Кривенцова.

Как мы знаем, привидения, как правило, накрепко привязываются к месту, в котором они умерли. Где можно умереть в современном мире? «Да на каждом шагу» – ответите вы и будете правы. Места обитания духов в кинематографе разнятся очень сильно, но сегодня Феликс Кривенцов выделил несколько наиболее характерных для привидений локаций, по которым лучше не гулять в одиночку.

Чарльз Мэнсон. Бессердечный и жестокий преступник для одних и духовный лидер и наставник для других. Бессердечный дьявол, украшающий свои деяния гирляндами обманчивых проповедей. Но сугубо анатомически сердце у Мэнсона все же было. И 19 ноября 2017 года оно перестало биться. Сегодня мы предлагаем читателю освежить в памяти самые любопытные и яркие кино-работы, которые, так или иначе, обязаны своим появлением Чарльзу Миллзу Мэнсону.

В наш век всеобщей толерантности свой негр есть почти в каждой команде «хороших парней», какой фильм ни возьми. Ну а если сделать темнокожего антигероем, почти наверняка кто-то заподозрит создателей картины в расизме. Мы же считаем, что настоящая дискредитация – это лишать негров права быть «плохими парнями». К счастью, на деле не все так плохо, и Султанбек Аббасов предлагает вашему вниманию топ-10 самых опасных чернокожих героев темного кино.

Первостепенная задача фильма ужасов – держать зрителя в напряжении, насильно «вырывать» из зоны комфорта и сталкивать лоб в лоб с чем-то незнакомым и от этого пугающим. Как правило, сильно помогает в этом деле ассоциирование себя с главными героями. Но бывает и наоборот, когда у зрителя нет никакого желания отождествлять себя с центральным персонажем. К примеру, настоящие отбросы общества тоже порой вынуждены противостоять силам зла. Именно о таких персонажах первого плана подготовил рассказ Феликс Кривенцов.

К сожалению, в нашем обществе любой спор может дойти до рукоприкладства. Ну а стенка на стенку – это фактически классика, знакомая многим со школьной скамьи. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в жестокий мир улиц, где, чтобы выжить, нужно драться. Фильмы, о которых мы сегодня расскажем, не являются хоррорами в классическом понимании жанра. Но, как ни крути, это настоящий ужас. Специально для «социального» номера Вячеслав Ерлыченков подготовил подборку фильмов о скинхедах и околофутбольном насилии.

Как известно, хоррор и садизм идут рука об руку: все эти маньяки, психопаты и просто монстры, за редким исключением, получают неподдельное наслаждение, измываясь над трепещущей плотью жертв. Если же говорить о героях-садомазохистах, то их куда меньше. В массе своей экранные злодеи любят мучить невинных, а себя родимых берегут, аки зеницу ока. Но разве садизм и мазохизм – это не две стороны одной медали? В сегодняшний топ-10 вошли лишь те, кто в равной степени калечит себя и других – и неважно, осознанно или нет.

«Садомазохисты из потустороннего мира» (Sadomasochists From Beyond The Grave) – так, по первоначальной задумке Клайва Баркера, должен был называться фильм, положивший начало культовой серии «Восставший из ада». Известная своими жуткими кровавыми сценами и широкой мифологией, франшиза стала одним из самых ярких явлений в хорроре конца прошлого века. И подарила фанатам настоящую икону жанра – демона-сенобита Пинхеда. Феликс Кривенцов проследил историю развития франшизы от первоисточника и до наших дней.

Бывает, что внешность обманчива. Но в случае с Кэндимэном обманчиво имя. Это вовсе не супергерой, какой-нибудь человек-конфета из команды Мстителей. Кэндимэн – суперзлодей, одно из самых мрачных порождений богатой фантазии Клайва Баркера. Но что же скрывается за этим «сладким» именем? Какие ужасы несет за собой Кэндимэн? Давайте попросим у него аудиенции, но помните, что этот прием может оказаться далеко не сладким.

Этот культовый актер, по сути, попал в кино благодаря дружбе с одноклассником. В фильме этого одноклассника он сыграл роль, к которой возвращался потом всю жизнь, роль, по которой его знают даже те, кто в жизни не видел ни одного фильма ужасов. Но именно в той роли он носил на лице столько грима, что его настоящее лицо знает далеко не каждый поклонник жанра. Он – это Даг Брэдли, которого иногда так и называют – Пинхед. Даже когда речь идет о совсем других его ролях, которых, кстати, было немало.

Не секрет, что Король ужасов Стивен Кинг является самым большим и преданным фанатом собственных экранизаций. Обожает он их до такой степени, что готов раздавать права на постановку очередного рассказа за сущий бесценок. Кроме того, старина Кинг зачастую не возражает и против самоличного пополнения актерского состава – пусть даже и на несколько экранных секунд. Феликс Кривенцов прошерстил список экранизаций Короля (и не только их!), чтобы вспомнить, где мы могли увидеть великого и ужасного воочию.

У среднестатистического читателя имя Стивена Кинга вызывает устойчивые ассоциации с жанром ужаса, но если взять среднестатистического же зрителя, то здесь дело обстоит немного иначе. Да, конечно, в мировую культуру ХХ века Стивен Кинг внес вклад, в первую очередь, своими страшными романами, однако по части экранизаций его произведений больше всего зрительских симпатий снискали не ужасы, не мистика и даже не триллеры.

7 августа 2017 года ушел из жизни японский актер Харуо Накадзима. Его путь в кино начался в далеком 1949 году, когда двадцатилетний паренек попал на съемочную площадку фильма «Бездомный пес» легендарного режиссера Акиры Куросавы. Но начинающему японскому актеру не было суждено покорить зрителя своей истинной внешностью. К славе Накадзиму привел костюм – костюм гигантского ящера – Годзиллы. Рассказ о творческом пути японского актера подготовил Вячеслав Ерлыченков.

Лес – это таинственное и очень опасное место. Но помимо всякой вымышленной чертовщины, в лесу есть вполне реальные опасности. И одна из них – медведи. Образ Топтыгина в темном кинематографе ничуть не менее значим, чем упомянутые маньяки и призраки. Ведь его даже не нужно наделять сверхчеловеческими качествами, так как медведь по определению сильнее большинства из нас. Вячеслав Ерлыченков проанализировал экранный образ медведя-убийцы, не обойдя вниманием даже советскую мультипликацию.