DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Статьи

Интернет, компьютеры, гаджеты… С каждым годом мир высоких технологий все глубже и глубже проникают в нашу повседневность, а виртуальная жизнь многим успешно заменяет реальную. Но киберпространство – это не только ярмарка удовольствий. Это еще и крайне опасное место. В него запросто можно уйти так, что обратно возвращаться будет некому. Специально для номера DARKER, посвященного киберхоррору, Вячеслав Ерлыченков подготовил статью с обзором фильмов, которые открыто заявляют об этом.

13 марта этого года могло бы исполниться 85 лет со дня рождения одного из самых эпатажных кинематографистов Бразилии, если не мира – Жозе Можики Маринша. За долгую жизнь, увы, оборвавшуюся прошлым летом, он успел проделать долгий путь от фриковатого фанатика кино до признанного в родной стране гения, затем потерять все, на долгие годы став посмешищем и, наконец, обрести культовый статус уже в международном масштабе. Статью о его нелегком творческом пути подготовил Валерий Лисицкий.

Имена Эдгара и Джо Райтов известны киноманам, как минимум, благодаря фильмам «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Ханна. Совершенное оружие». А вот для британца Джона Райта законные пятнадцать минут славы, видимо, еще не пришли. 2 марта этому любителю кровавых фонтанов и матерных диалогов исполнилось 50 лет. Самое время пройтись по его био- и фильмографии, дабы убедиться, что он тоже заслуживает внимания киноманов. Статью подготовил Сергей Рябых.

Писатели уже давно успешно скрещивают детектив с мистикой, создавая из антагониста некий инфернальный образ, окруженный тайной и огненной аурой. Таким путем пошел и великий Артур Конан Дойл, когда писал, пожалуй, одну из своих самых известных повестей о Шерлоке Холмсе. История об ужасном проклятии, обрушившемся на род Баскервилей, наверняка знакома каждому, но мало кто догадывается, сколько экранизаций она породила. О них-то и подготовил обзорную статью Вячеслав Ерлыченков.

Каждый любитель фильмов ужасов хотя бы раз видел такую сцену: героиня (обязательно героиня) принимает душ за полупрозрачной занавеской, сквозь которую проступает силуэт тела. Описанная сцена сама по себе является клише. А зародилась она в далеком уже 1960 году, когда на экраны вышел черно-белый триллер «Психо», поставленный Альфредом Хичкоком на основе одноименного романа Роберта Блоха. Перманентная классика на все времена, породившая целую франшизу, рассказ о которой подготовил Алексей Абросимов.

Про деятелей искусства нередко говорят, что их творения куда интереснее людей, стоящих за ними. Но бывает и иначе. Бывает, что о человеке, исполнившем роль, говорить подчас интереснее, чем о его персонаже. Как, например, в случае с актером Чарльзом Стэнли Даттоном, несостоявшимся уголовником. 30 января 2021 года этому незаурядному человеку исполнилось 70 лет – чем не повод вспомнить о его творческом пути и о том, с чего все начиналось. Статью подготовил Валерий Лисицкий.

Пандемия пандемией, но кино снимать человечество не прекратило. Так что самое время вспомнить, чем нас порадовал 2020 год и подумать, что хорошего ждет поклонников темного кинематографа в 2021-м. Как обычно, авторы и редакция DARKER общими усилиями сформировали списки лучших фильмов ушедшего года и самых ожидаемых релизов в году наступившем. И впервые за всю историю DARKER в этом им помогали наши спонсоры.

2020 год, так похожий на сериал о приближающемся апокалипсисе, ушел в прошлое. Многие события того года хочется забыть как страшный сон, но именно сериальный мир стал утешением для оставшихся в четырех стенах жителей планеты. По традиции наш эксперт по сериалам Елена Труш подготовила подборку самых удачных телепроектов ушедшего года и поделилась ожиданиями от года наступившего.

Дэвид Линч – это по-настоящему уникальный режиссер, к творениям которого попросту преступно приближаться с «аршином общим». 20 января 2021 года ему исполнилось 75 лет, и это отличный повод вспомнить творческий путь гения. По этому случаю Валерий Лисицкий подготовил объемную статью. Из нее вы вряд ли узнаете, кто же, черт возьми, убил Лору Палмер, но локальные открытия, связанные с творчеством мастера, вам обеспечены.

Мрачный на первый взгляд, жанр постапокалипсиса, набирающий популярность и по сей день, имел целью показать, что человечество способно выжить несмотря ни на что. Но приставка «пост» обозначает то, что будет после. О том же, как люди докатятся до жизни такой, рассказано гораздо меньше. Тем не менее, тема собственно конца света в кино также раскрывалась неоднократно, и Алексей Абросимов подготовил обзорную статью о том, как, по версии киноделов, кончалась эра господства человека на земле.

А что, если бы человек попал на планету где хозяин – разумная, ни в чем ему не уступающая обезьяна. Где существует такая же развитая цивилизация, но вместо мужчин и женщин по улицам ходят такие же серьезные, важные и умные мартышки. Из такого фантастического предположения и родился роман Пьера Буля «Планета обезьян», в котором автор не без доли юмора, перевернул мир с ног на голову. Ну а там, где есть хороший роман, всегда найдется экранизация. Да еще и не одна — их обзор подготовил Вячеслав Ерлыченков.

Едва ли Миллер и МакКаусланд, а еще начинающий продюсер и соавтор сценария Байрон Кеннеди, приступая к работе над первым «Безумным Максом», могли хотя бы представить, насколько оглушительный успех их ждет. Двенадцать недель съемок, 350 тысяч долларов — и почти девять миллионов в одном только американском прокате! И целая франшиза, получившая успешный перезапуск в 2015 году! Сергей Рябых подготовил обзорную статью о фильмах про Безумного Макса. Итак, ключ на старт, погнали!

Квентин Тарантино не раз изъявлял желание снять хоррор. Но пока нам остается только надеяться, что мэтр снизойдет до нашего любимого жанра... а еще можно пересмотреть «От заката до рассвета». Этот фильм Тарантино и Родригес создали, будучи на пике творческой формы. Добавим сюда Джорджа Клуни и Харви Кейтеля в главных ролях, жаркий танец от Сальмы Хайек и целую кучу практических спецэффектов... Сергей Рябых подготовил обзор серии фильмов, начало которой положила та лента 1995 года.

Интернет — лавка диковинок. Здесь найдешь и сокровища, и мусор, и лес обезьяньих лапок, исполняющих желания. Специально к грайндхаусному сеансу номеров DARKER: октябрь — хорроры 80-х, ноябрь — хорроры 90-х, отыскался фильм «Мертвый мозг» (Brain Dead, 1990). Его снял в 1989 году 27-летний режиссер из Чикаго Адам Саймон, а сам фильм вышел в январе 1990-го. Это Маленький шедевр, который соединил традиции кино сразу двух десятилетий и уже поэтому достоин отдельной статьи, которую и подготовил для нас Сергей Корнеев.

Бывают актеры, привязанные к определенному типажу персонажей или жанру. Но бывает и так, что актер способен воплотить, кажется, кого угодно и где угодно, причем сделать это играючи. Именно таков Стэнли Туччи, отличный актер, талантливый кулинар и человек с непростой судьбой. 11 ноября ему исполнилось 60 лет, так что у нас есть отличный повод вспомнить его самые выдающиеся роли и выяснить, почему он пользуется уважением среди коллег и поклонников почти всех жанров кинематографа.

29 сентября 2020 года 50-летний юбилей отпраздновал американский режиссер датского происхождения Николас Виндинг Рефн. Одной из его заслуг стал вклад в создание своего рода темной эстетики 80-х в кино. Разумеется, это не единственное, чем Рефн может быть интересен ценителям темного жанра, да и просто любителям самобытного авторского кино. Специально к его юбилею Валерий Лисицкий подготовил статью о творческом пути этой талантливой и, безусловно, незаурядной личности.

Радикальное арт-движение некрореалистов зародилось в застойном Ленинграде в начале 80-х. Эпатажные кривляния молодых акционистов во главе с Евгением Юфитом кочевали от формата к формату, и в конечном итоге руки неуемных бунтарей дотянулись до видеокамеры. Результатом стала гротескная рефлексия на угрюмые реалии брежневской эпохи, преисполненная жестокостью, тошнотворностью и садистскими хохмами. Статью об этом явлении подготовил Сергей Чацкий.

Если у хоррора и был свой «золотой век», то это, конечно, 80-е. На эти годы пришелся расцвет слэшеров, чуть поутихшие призраки тоже периодически наведывались на экраны, ну а в самих фильмах стало гораздо больше юмора. Бум жанрового кино имел место не только в США, но и в Европе. К примеру, в Италии творили такие мастера как Дарио Ардженто, Лучио Фульчи и сын легендарного Марио Бавы — Ламберто Бава. О нем, а вернее о его «Демонах» рассказывает Сергей Рябых.

Любой уважающий себя фанат хоррора наверняка сможет составить собственный топ смертельно опасных комедиантов — от «Клоунов-убийц из космоса» до Капитана Сполдинга. Но почти никому не придет на ум имя демонического Киллджоя (он же Обломщик™). А ведь про этого любителя неудачных острот снято целых шесть фильмов. Как же так могло получиться? Рассказывает Сергей Рябых.

Рэй Брэдбери — писатель, чье влияние на научную фантастику сложно переоценить. За свою долгую жизнь автор написал множество произведений, часть из которых обрела новую жизнь на экранах телевизоров и кинотеатров. 22 августа 2020 года Рэю Брэдбери исполнилось бы ровно 100 лет, и это хороший повод вспомнить самые яркие и интересные фильмы, созданные по его произведениям. Статью подготовил Вячеслав Ерлыченков.