DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Статьи

Не всякие шедевры мирового кинематографа появляются на экране лишь единожды, чтобы после этого навсегда быть отложенными на полку и стать «признанной классикой». Феликс Кривенцов отобрал тринадцать лучших хоррор-ремейков, рассказ о которых мы и предлагаем вашему вниманию.

Наверное, можно сказать, что эта серия фильмов уже стала легендой. Не всегда удачные, во многом излишне театральные, кое-где чересчур манерные, до неприличия дешевые, они имели неповторимую атмосферу, викторианский шарм (даже там, где речь шла о веке эдак XVI) и ненавязчивую наркотичность. Елена Щетинина завершает начатый в предыдущем номере рассказ о серии экранизаций произведений Эдгара По в исполнении Роджера Кормана.

Горбун Игор – такая же неотъемлемая часть произведений о Франкенштейне, как и сам Франкенштейн. а долгое время образ этого прислужника Виктора Франкенштейна и других именитых князей тьмы и безумных ученых стал привычным кинолюбителей. Более искушенные зрители, поддавшись странному очарованию неказистого и трусоватого слуги барона, открывают для себя роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», дабы узнать о нем из первоисточника и… разочаровываются.

Спустя всего год после того, как на парижском бульваре Капуцинок знаменитые братья Люмьер впервые познакомили изумленную публику с миром кино, родился жанр кинохоррора. И хотя первые фильмы ужасов были немыми и существенно уступали современным в плане спецэффектов, среди них есть работы, считающиеся классикой жанра и по сей день. О том, что это за фильмы и в чем их уникальность, рассказывает Феликс Кривенцов.

Лучио Фульчи — ученик Висконти и Антониони, маэстро итальянского хоррора и источник вдохновения бесчисленных музыкантов дэт-метала и грайндкора. Чем же так интересно его творчество и с каких фильмов стоит начать? Василий Рузаков проследил творческий путь мэтра и подготовил об этом подробный рассказ.

Все началось в 1960 году. Именно тогда один из самых любимых режиссеров студии American International Pictures (AIP), Роджер Корман, выдвинул предложение экранизировать рассказ слегка подзабытого к тому времени классика американской готической литературы. Во что это вылилось в итоге, рассказывает Елена Щетинина.

Некоторым книгам везет: их экранизируют. Некоторым книгам очень везет: их экранизируют дважды. А с некоторыми случается беда: экранизаций оказывается три и больше. Роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» оказался среди последних. Елена Щетинина рассказывает о сериях экранизаций романа студиями Universal и Hammer.

Как правило, экранизация фантастики — занятие неблагодарное, да и не благородное. Зритель — это не читатель, у него совсем иначе работает воображение. И дело даже не в том, что постановка может оказаться далёкой от литературного оригинала… Предлагаем вашему вниманию завершение статьи Айка Варданяна, написанной к юбилею Роберта Говарда о фильмах, снятых по его текстам.

Приступая к жизни в Новом году, сначала нужно разобраться со старым, изобразив схематичную картину того, что он принес. А еще это пора прикинуть, чего ждать от наступившего года. Следуя этой традиции, DARKER подвел итоги в области кинематографа и попытался заглянуть в будущее. Также в этот раз мы оценили не только фильмы, но и впервые расставили по местам лучшие, на наш взгляд, телеужасы.

В 2005 году любители хоррора погрузились во мрачный мир подземных пещер вместе с пятью отважными девушками-экстремалками. Что это, необычная экскурсия? Нет, это — успешный фильм ужасов Нила Маршалла «Спуск», снискавший одобрение кинокритиков и получивший звание «одного из самых страшных фильмов в мире». Каким же образом британцам удалось так напугать публику? Знает и готов рассказать читателям DARKER Феликс Кривенцов.

Как правило, экранизация фантастики — занятие неблагодарное, да и не благородное. Зритель — это не читатель, у него совсем иначе работает воображение. И дело даже не в том, что постановка может оказаться далёкой от литературного оригинала… Айк Варданян к юбилею Роберта Говарда написал объёмную статью о фильмах, снятых по его текстам, изучив их плюсы и минусы, подробности съёмочного процесса и сравнив с оригинальными произведениями.

Настоящий расцвет эксплуатационного кино — жанра, основанного на раскрутке популярных у публики тем, — пришёлся на 70-е годы. Именно в это время пользовалось популярностью множество шокирующих направлений, но особняком среди них стояла серия фильмов о беспощадной тюремной надзирательнице Ильзе, блестяще воплощенной актрисой Дайан Торн. О культовой квадрологии рассказывает Феликс Кривенцов.

Популярный термин «мокбастер» в мире кино обозначает низкобюджетный фильм, снятый с целью паразитирования на высокобюджетном блокбастере. Основной целью их создателей является вырывание пусть небольшого, но достаточного куска кассы у гигантов-соперников. В результате выходят фильмы вроде «Индийского кошмара на улице Вязов» и продуктов студии «The Asylum». Феликс Кривенцов ужаснулся алчности «кинопаразитов» и посмеялся над их проделками.

Грабоидов из серии фильмов «Дрожь земли» не отнесёшь к паразитам: эти червячки не паразитируют, они приползают и берут своё. Но для публикации посвящённого им материала есть два других, не менее весомых повода: 25-летие франшизы, отмечаемое в этом году, и недавняя премьера фильма «Дрожь земли 5: Кровное родство». О «грабоидной вселенной» во всех подробностях рассказал Артём Суров.

Многим поклонникам хоррора не понаслышке знаком фильм Дона Сигела «Вторжение похитителей тел» — одна из самых популярных историй о пришельцах-паразитах своего времени. Чуть менее известен снятый по тому же роману фильм Филипа Кауфмана. А ещё две более поздних экранизации романа припомнят разве что самые матёрые знатоки жанра… Не пора ли объединить все четыре ленты и сказать о каждой то, что она заслуживает? Такую попытку предпринял Валентин Шукайло.

Эдгар Аллан По является не только одним из самых любимых, но и самых экранизируемых американских авторов. Не обошли режиссёры и «Маску Красной смерти», сюжет которой можно пересказать в трёх предложениях. Но как сделать из небольшого рассказа фильм на полтора часа? И как в этом могут помочь Гофман или подружка Пола Маккартни? И самое интересное, каким видят По югославские аниматоры? Обо всём этом рассказывает DARKER.

Что нужно маньяку из фильма ужасов, чтобы до самого конца картины оставаться безнаказанным? Ну, конечно же, собственная устрашающая маска! Кроме того, маски могут сообщать зрителям самую разную информацию об их владельцах: раскрывать черты характера или детали биографии. О самых запоминающихся злодеях из тех, что редко «открывают личико», рассказывает Феликс Кривенцов.

В современных фильмах благодаря компьютерным спецэффектам можно показать всё, что угодно. В эту цифровую эру киноиндустрия вступила сравнительно недавно: всего несколько десятков лет назад спецэффекты из фильмов ужасов создавались при помощи грима и всевозможных самодельных конструкций. Но даже сейчас, в век всевозможных технологий, гримёры остаются ключевыми фигурами в создании образов героев. О лучших из мастеров грима рассказывает Ирина Кукушкина.

Один из основополагающих элементов жанра хоррор заключен в опасности, которую таят в себе окружающие нас вещи, повседневно используемые и необходимые для жизни. А какое из бытовых благ сегодня стало первостепенным почти для каждого человека? Конечно, Интернет. Но что будет, если бесконечный источник информации обратится против человечества? Об этом можно узнать, посмотрев фильмы ужасов из серии «Пульс». Или прочитав статью Феликса Кривенцова об этой серии.

Академическое киноведение редко снисходит до хоррора. Равно как и современные фильмы ужасов нечасто угождают вкусам интеллектуального истеблишмента. Но то во внешнем мире. В сети же совершенно другое дело. «Место действия — монитор как зримая часть интернет-пространства. Включенный компьютер, таким образом, является обязательным условием для внедрения пользователя в цепь событий». «Техника всегда подчинена силам потустороннего мира, такова мифологема». В общем, добро пожаловать в Интернет!