DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в кино. Пересматриваем классику

Японская анимация подарила поклонникам темного жанра немало интересных сюжетов и колоритных персонажей. Среди них — OVA «Благородный демон Энма» 2006-07 годов. Это аниме не входит в число наиболее популярных, однако является настоящей жемчужиной хоррора. Рассказ подготовил Игорь Мерцалов.

«Зловещие похороны» не только признаются обозревателями лучшим фильмом «колумбийского Хичкока» Хаиро Пинилья, но и чуть ли не первым саспенсом этой страны. Рассказ о раритете из экзотической страны специально для DARKER подготовил Андрей Волков.

Много ли хорророманов России знают Билла Ребейна? Скорее, о нем осведомлены политологи, поскольку он дважды баллотировался на пост губернатора штата Висконсин. В своем штате Ребейн являлся известным кинематографистом, руководителем студии The Shooting Ranch, где создавал не только научно-фантастическое кино, стяжавшее ему славу, но и рекламную продукцию. Специально для DARKER Андрей Волков подготовил рассказ о сатирическом триллере Билла Ребейна «Игра», малоизвестном среди русскоязычных киноманов.

Вот это желание устроиться на работу в конкретную фирму! Причем не у одного человека, а сразу у восьмерых. Да и то, показаны лишь конкретные герои фильма, тогда как, по словам представителя компании, сюда стремилось попасть намного больше народу. Но в итоге все трудные испытания (какие — останется за кадром) прошла лишь «великолепная (омерзительная?) восьмерка». Остался последний рубеж. Нужно в окружении своих соперников — кандидатов на вакантную должность в течение восьмидесяти минут ответить на вопрос, который… не задан! О классическом триллере «Экзамен» рассказывает Алексей Петров.

1997 год выдался отличным для кинематографа. На зрителей с экранов обрушились такие мастодонты проката и культовая классика, как «Звездный десант», «Достучаться до небес», «Люди в черном», «Пятый элемент» и, конечно же, самый кассовый фильм всех времен на следующие 12 лет — «Титаник». В ряду этих замечательных шедевров мимо широкой публики как-то совершенно незаметно прошел скромный и камерный научно-фантастический триллер из Канады, который снял начинающий режиссер и сценарист Винченцо Натали. «Куб» не сделал огромной кассы, но получил признание критиков и зрителей по всему миру, а со временем обрел не только продолжения, но и культовый статус. С классикой камерных триллеров знакомит читателей Алексей Абросимов.

Повесть А. К. Толстого «Семья вурдалака. Неизданный отрывок из записок неизвестного» (1839) экранизировали не раз — и всегда крайне неудачно. Одна из попыток — «Семья вурдалаков» Игоря Шавлака, вышедшая на экраны в 1990 году. С классикой советского вампирского хоррора знакомит читателей Алекс Лоренц.

«Я купил мотоцикл-вампир» — это бесшабашные ужасы, которые на самом деле не стремятся напугать. Они стремятся развлечь и позабавить зрителя. Именно это главное достоинство фильма, которое выделяет его на фоне прочих историй об одержимых машинах. Подробнее о трешовой классике рассказывает Вячеслав Ерлыченков.

Фильмы великого режиссера Ингмара Бергмана невозможно трактовать однозначно, как нельзя это сделать с произведениями Ф. М. Достоевского, 200-летие которого отмечается в этом году. Разобраться в шведской классике попытался Андрей Волков.

«Что случилось с тетушкой Элис?» в наше время приравняли бы к жанру мамблкор — фильмам, скупым на декорации, имеющим лишь пару локаций, но много диалогов. Разговорный триллер — явление на самом деле частое, и в этом поджанре есть свои иконы и ориентиры. «Что случилось с тетушкой Элис?» вряд ли, конечно, по-настоящему значимая в этой нише лента, но редкая экранизация винтажного детектива вполне себе имеет право быть просмотренной и способна найти своего зрителя. Рассказ о картине подготовил Денис Александрович.

В апреле этого года стараниями энтузиастов был-таки оцифрован артефакт перестроечной хоррор-индустрии — телевизионный фильм «Час оборотня» (1990). До недавнего времени фанаты жанра довольствовались лишь фото со съемок и лаконичной рецензий в «Искусстве кино», теперь же отечественного «Человека-волка» можно посмотреть на YouTube аж в формате HD(!). Долгие ожидания не были напрасны, ведь кино, как оказалось, не уступает зарубежным аналогам. Рассказ о раритете подготовил Максим Шаповал.

Кинокартина «Чужая сторона» была снята на самом закате перестройки, когда Советский Союз агонизировал и доживал свои последние месяцы. Вместе с ним уходила в прошлое некогда могущественная, а теперь превратившаяся в старую никчемную развалину КПСС. И все стало дозволено, все стало можно. Стало можно не просто говорить правду, но и как угодно сгущать краски – лишь бы эту правду донести до каждого. Перед нами даже близко не фильм ужасов, не мистика, ни капли фантастического в нем нет. Но в нем буквально все ужасно, пугающе, отталкивающе и отдает настолько дурным кошмаром, что во время просмотра невольно поеживаешься. О достойной, но малоизвестной ленте поведал Алекс Лоренц.

Далеко не всем лентам повезло оказаться в числе всемирно признанной классики. Многие из них не известны зарубежному зрителю, и в массе своей забыты российской аудиторией. К этим артефактам советской фантастики относится и «День гнева» по рассказу Севера Гансовского. Максим Шаповал на страницах Darker вспоминает ленту с четким гуманистическим посылом.

В XXI веке сложно говорить серьезно о хорошем вкусе, которым надо руководствоваться при обращении к искусству кино. Век постмодернизма почти полностью размыл эстетические границы, поэтому сейчас смешно подразделять жанры на высокие и низкие. И вот перед нами зрелище из глубины прошлого века, которое в иное время до нас бы не дошло, как не доходили вирши поэтов-любителей древности, но мы-то живем во времена тотальной доступности информации, когда любой блогер влияет на умы не меньше (а то и больше) какого-нибудь кандидата наук. О фильме «Манос: Руки судьбы», трэше с невероятной историей, рассказывает Андрей Волков.

Хорошая книга в основе сценария определенно увеличивает шансы фильма на успех. Особенно когда режиссер не пытается кардинально переиначить изначальную идею, и снимает именно экранизацию, а не помотивник. Шведский меланхоличный хоррор «Впусти меня» – как раз такой случай. О вампирской классике, не похожей ни на «Дракулу», ни на «Сумерки», рассказывает Алексей Петров.

Взрослому человеку порой трудно понять и принять, что ангельски милое создание, его собственный отпрыск может быть чистым злом во плоти. Любовь застит глаза, чувства берут контроль над логикой, а разум отказывается признавать очевидное. Но, рано или поздно, все тайное станет явным: личина добропорядочности будет сброшена и дьявол, засевший в пай-мальчике, вырвется наружу. Классическую драму «Добрый сынок», пугающую почище многих хорроров, оценил Вячеслав Ерлыченков.

Этот фильм многие российские зрители могли видеть в 1990-е гг., поскольку дебютная работа Рене Эрама издавалась на VHS и не раз показывалась по кабельному телевидению. К сожалению, её постановщик не добился какой-либо известности и после 1996 года, когда вышел второй его фильм, его след теряется. А ведь здесь играют такие популярные в те годы актёры, как Кори Фельдман и Джек Нэнс. Рассказ о ленте «Вуду» подготовил Андрей Волков.

В 1212 году французскому пастушку Стефану явилось видение – Христос повелел ему собрать войско невинных детей, дабы отправиться в Палестину и силой одной лишь веры освободить Гроб Господень. Семьсот с лишним лет спустя, в городке Гэтлин мальчик-пророк Айзек приказал войску детей вырезать всех взрослых во имя «Того, кто обходит ряды» – демона, таящегося в кукурузных полях. О «Детях кукурузы», одной из самых известных экранизаций Стивена Кинга, вспоминает Максим Шаповал.

«Тварь из Черной лагуны» – культовое кино, которое должен посмотреть каждый любитель жанра ужасов или фантастики. Это экзотичное путешествие в край чудовищ, вопящих красоток и брутальных героев 50-х, предостерегающее нас об опасности, таящейся в неизведанных водах… О последнем классическом монстре, созданном Universal, поведал Максим Шаповал.

Вы только представьте: бескрайнее бирюзовое море, сливающееся на горизонте с небом. Небольшая, но комфортная яхта с запасом провизии и всем необходимым. Вы и ваша возлюбленная стоите на корме, держите друг друга за руки, целуетесь. Закатное солнце окрашивает пейзаж в теплые краски, легкий бриз обдувает лица... Но коварный змей способен проникнуть даже в самый уединенный Эдем. Вячеслав Ерлыченков рассказывает о классическом морском камерном триллере «Мёртвый штиль».

«Темные времена» – своеобразный антипод «Челюстей», задавших планку для подобных сюжетов на десятилетия вперед. Это тоже экранизация романа, «Наманвари», главный герой Стив Харрис такой же смелый, положительный и красавец-мужчина, как и персонаж Роя Шайдера, однако режиссер ведет повествование в другую сторону. Рассказ о приключенческом триллере с неожиданным гуманистическим посылом подготовил Андрей Волков.