DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Симфонии тьмы. Статьи

Жанр «Oi!» выковывался между молотом и наковальней, закаляясь с каждым новым ударом судьбы. Вся та злоба, все юношеское бунтарство и пролетарская гордость стали основой для пропитанных праведным гневом песен – гимнов общественной разрозненности. И если сейчас при слове «скинхед» у большинства возникают ассоциации с бритоголовым нацистом в армейских ботинках, то раньше оно означало куда более достойный образ – молодчика и трудягу, желающего бросить вызов социуму без надежды на победу.

Страстные почитатели фантастической литературы присутствуют и среди композиторов, происходящих из неформальной сцены, в числе которых можно упомянуть рокеров, металлистов, создателей темной электронной музыки и даже фолка. В этом отношении Клайв Баркер как вдохновитель заметно уступает Говарду Филлипсу Лавкрафту, но его вклад также прошел проверку временем.

Есть те, кто пишет оды рассветам и закатам. Есть романтики, воспевающие дождливую ночь. Есть идейные продолжатели дела поэтов-классиков. Есть бунтари, обличающие человеческие пороки – от алчности до тщеславия. Есть преданные поклонники женской красоты, каждую вторую песню посвящающие очередным изумрудным глазам, золотистым локонам или обольстительным улыбкам, а каждую первую – телам, разгоряченным страстью. А есть маньяки, чьи кошмарные фантазии воплощены в музыке – и слава Богу, лишь в ней. И Йохан Ван Рой – один из таких.

По сути, как только кто-то решил спеть песню, написанную соседом, этак в каменном веке, родилось такое явление как кавер-версия. И уже тогда новые варианты старых мелодий, надо полагать, звучали в меру умений и вкуса нового певца. С другой стороны, хороший исполнитель «ковриков» привносит в оригинал что-то свое, в идеале – вообще меняя стилистику до неузнаваемости. Но тут мы сталкиваемся с другой проблемой: подобные вариации на тему могут быть оригинальными, смешными, неожиданными, унылыми – а за некоторые и вовсе убить на месте хочется.

Российский читатель впервые ознакомился с творчеством Г. Ф. Лавкрафта в начале 1990-х. Для постсоветской публики, не избалованной качественным зарубежным чтивом, рассказы и повести Джентльмена из Провиденса стали большим открытием и были возведены чуть ли не в культовый статус в определенных кругах. И, совсем неудивительно, что среди поклонников его таланта нашлись музыканты такого экспериментального направления как дарк-эмбиент, который в то время так же уверенно набирал обороты в андеграундной сфере.

Частенько в произведениях Лавкрафта мелькают ритуальные музыкальные инструменты: скрипка Эриха Занна, демонические флейты, задающие ритм шабаша потусторонние ударные, древние песнопения без слов, а также бесформенные космические гармонии, отражающие всю необъятность того неименуемого космического ужаса, что всю свою жизнь так ревностно воспевал этот гениальный затворник. Как вообще должна звучать музыка Лавкрафта? Каким образом композитор может выразить всю суть образов и видений, рожденных на страницах его рукописей?

Эту статью мы решили посвятить жутким заигрываниям с цирковыми мотивами, пригодным разве что для представлений в адских шапито — если бы такие существовали в реальности. Думается, что в плей-листе сумасшедшего клоуна-убийцы непременно бы нашлась парочка таких мелодий…

Уважаемые ученые время от времени начинают спорить, как дети малые: в постмодернистскую эпоху мы живем или постиндустриальную. Но с нашей, меломанской точки зрения, этот спор просто глуп: конечно же, в индустриальную. Этот стиль когда-то был не менее бунтарским, чем панк, но сейчас редкий голливудский блокбастер обходится без индустриальной композиции – или хотя бы отголосков этого жанра в звуковой дорожке. И все же, если вы до сих пор не представляете, что это за жанр и с чего начинать – не страшно: мы вам сейчас все расскажем.

Butcher Babies — фигуристые девицы, выступающие в чем мать родила, источающие одновременно заряд сексуальности и адреналина, стали желанными гостьями везде. И если поначалу они всего лишь выступали на разогреве у «великого и ужасного» Мэнсона, то вскоре и сами стали позиционироваться как «главное событие» на сцене.

Так уж повелось, что в мрачной музыке всегда хватало и женщин: за тем или иным инструментом, включая, казалось бы, не подходящие их хрупкости ударные или у стойки микрофона, на вторых ролях или на первых. Было – и немало – проектов, целиком состоявших из женщин. Причем, не только в дарк-фолке или готике, например, но и в таких суровых жанрах, как грайндкор и нойз. Когда же не вспомнить хотя бы некоторых из них, как не в марте месяце? Понятно, что ни одна статья такую тему целиком не охватит, но есть имена, которые нельзя не упомянуть.

Мы живем в интересное время, когда многие былые кумиры внезапно встают ото сна, решают тряхнуть стариной и на-гора выдают альбомы, от которых их поклонники пускают ностальгическую слезу. А молодые коллективы, играющие пару лет и выпустившие альбом-другой, неожиданно выдают такой мощный «корневой» материал, что те же корифеи жанра могут позавидовать… О многих из лучших релизов года мы уже говорили – но не грех на них и оглянуться. О некоторых поговорить просто не успели – так когда же наверстать упущенное, если не сейчас, в начале нового года?

Как мы с вами помним из первой части статьи, дум — это едва ли не самая мрачная разновидность метала: с печальным вокалом, мощными угрюмыми риффами и густой атмосферой тоски и безнадежности. Уже много десятилетий музыканты этого стиля экспериментируют кто во что горазд, оснащая свои песни скрипками и женским вокалом, но изначально это была музыка психоделичного толка. Итак, наше музыкальное путешествие продолжается: из Швеции и Англии мы переносимся в Америку.

В устоявшемся понимании термин «дум-метал», в первую очередь, характеризуется следующим: мощный и гнетущий, словно гранитное надгробие, гитарный риффинг, бесконечные соло, горестный плач скрипки, атмосфера беспросветной скорби и эстетика смерти, дуэт «красавица и чудовище», траурные одежды, свечи, привкус абсента, готическая литература и поэзия декаданса. Но если обратиться к истокам этого направления…

Возможно, одним из главных событий года для любителей тяжелой музыки стало временное воссоединение Гленна Данцига с коллегами по группе Misfits (название группы можно перевести, как «Неудачники») — басистом Джерри Онли и гитаристом Дойлом для участия на фестивале «Riot Fest». Музыканты выступили на Riot Fest в Денвере и Чикаго, отметив тем самым конец 33-летней ссоры, — последний раз трио можно было увидеть вместе 29 октября 1983 года.

Их часто называют родоначальниками жанра «сайкобилли», хотя Люкс в интервью утверждал, что этим термином невозможно описать его собственный стиль «театрального хоррор-блюза». Кажется, именно они ввели моду на поклонение перед кинотрэшем, а заодно и сами внесли некоторый вклад в кино: их песни звучат в «Возвращении живых мертвецов» и других фильмах, а сам Люкс озвучивал… вопль Дракулы в одной из сцен фильма Копполы.

Мало того, что греческая сцена привнесла свежую кровь в классический блэк-метал, так еще ее представители великолепно проявили себя в различных направлениях, произрастающих от основного корня. На примере некоторых особо ярких команд мы и рассмотрим некоторые стили - от истинного блэк-метала до блэка симфонического, нео-нацисткого и даже.. женского.

Можно сколько угодно спорить о том, что такое «мрачная музыка», «тяжелая» и так далее. Одни отдыхают под Whitehouse (бойтесь подобных людей), а для других Iron Maiden и Black Sabbath – невыносимый шум, который способны порождать только пособники Сатаны. Кто сильнее – слон или кит? Шварц или Слай? И все-таки, под некоторые песни вряд ли кому-то захочется веселиться. Вот те примеры, которые мы хотим вам сегодня предложить.

Кому-то такое явление как «греческий блэк-метал» может показаться не более, чем забавной экзотической страшилкой. Но на самом деле речь идет о мощном музыкальном движении, достаточно узком, чтобы в определенных кругах стать культовым, и достаточно самобытным, чтобы разнообразить ряды мирового воинства черного метала. Опираясь на богатейшую национальную культуру, историю и мифологию, греческий блэк-метал проделал нелегкий путь от примитивнейшего андеграунда до команд-лидеров, успешно представляющих Грецию на мировой арене и получивших признание корифеев жанра.

История этой группы сшита из парадоксов: если закрыть глаза и вслушаться в их записи, особенно ранние, то представляются этакие «юноши бледные со взором горящим», гимназисты эпохи декаданса. Если посмотреть записи с концертов или фото группы, то становится понятно, за что фанаты ласково прозвали группу «двумя поросятами». При этом, «Агата Кристи» почти на всем протяжении своей карьеры оставались одной из самых изысканных, утонченных и, в хорошем смысле слова, «нервных» групп.

В истории музыки бывают довольно странные парадоксы. Некоторые коллективы знамениты тем, что создают тысячу и одно и то же произведение: как Motorhead, например – их поклонникам даром не нужны «стилистические эксперименты». Некоторые остаются «авторами одной песни»: ну-ка, назовите, не гугля, хоть одну песню «Eagles», кроме «Отеля Калифорния»? Есть и более забавные случаи: группы, которые добиваются оглушительного успеха и культового статуса, но начинают свою карьеру с музыки, едва ли не противоположной той, которая вознесет их на Олимп. Вот несколько примеров.