DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Zлыдень

Дата регистрации: 2008-01-01 00:00:00

Ник: Zлыдень

Комментариев: 20

Комментарии

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-02 16:39:26

    Аноним, я, скорее для себя, просто подмечаю тенденцию, что жесть становится предпочтительнее. Согласен, мэтры дают маху и от хоррора переходят в фэнтези, соц. фантастику и прочее. Не всегда, но всё же.

    В любом случае, я могу, естественно, ошибаться, и никакого тренда нет. Увы, я не литературный критик, не литературовед. Я делюсь мыслью, которую не навязываю никому, и каждый сам решает, солидарен он с ней или нет. Но обвинять в дурновкусии и жажде жести — и обвинять вообще, — я не собирался. Перечитываю свой первоначальный пост и допускаю, что он мог показаться резким. Увы, в данной системе комментариев слово — не воробей :)

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-02 09:57:16

    Руслан, читателей я гадкими не называл. Рассказы мэтров особо не заценил. Не перевирайте мои слова, и тогда можем беседовать и рассуждать дальше.

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-01 19:46:12

    Парфенов М. С., не без этого :)

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-01 18:36:54

    applemice, как я уже писал выше, мне в целом не понравились рассказы - что мэтров, что "темной волны". Выделил я только два, из которых один, "Причастие", во многих отношениях побеждает остальные тексты. На мои суждения накладывает отпечаток сильнейшая вкусовщина, другими критериями я почти не пользуюсь - не могу и не умею, к сожалению) Что будет через 50-100 лет - ведать не ведаю. "Знал бы прикуп - жил бы в Сочи" :)

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-01 18:04:53

    Линкор Начитанный, "Что же до Говарда, он на отсутствие популярности не жаловался, если мне память не изменяет" - жаловался чуть менее, чем Лавкрафт, все-таки, произведения Говарда в идейном плане попроще, в литературном - доступнее, чем витиеватый слог Лавкрафта.

    Про то, что Лавкрафт сам виноват, что не прославился своими силами - это что-то новенькое, конечно. Может быть, дадите ссылку на биографию, где вы это вычитали, кто автор?)

    На мой взгляд, очевидно, что Лавкрафт был непопулярен (или не особо популярен) при жизни у массового читателя, потому что он не был в тренде. В самом деле, какой-то затворник, строящий из себя чуть ли не английского лорда, использующий стиль и архаизмы прошлого века - кому он такой нужен? А Август Дерлетт - ей-богу, гениальный издатель - взял и создал на Лавкрафта спрос - увы, уже после смерти своего друга. Сегодня, когда щупальца Древних мерещатся поклонникам ужасов даже в тех рассказах, где их порой нет, ясно, что нынешний массовый читатель воспринимает Лавкрафта спокойно, как своего.

    Когда мы говорим о современных авторах и о современных читателях, то вкусу массового читателя в этом отношении я не доверял бы. Массовый читатель приемлет вещи или проверенные, или понятные. А произведения принципиально иного типа постоянно приходилось пробивать силой. И так в любом искусстве. Рахманинова, которого сейчас слушает весь мир, ненавидели поначалу, говорили, что он поганит представления о классической музыке. Чехова с Немировичем-Данченко высмеивали, когда они собирались реформировать театр. Декадентов считали опасными психопатами.

    Короче говоря, моя мысль в том, что пристрастия массового читателя, популярность того или иного тренда - не показатель качества произведения. И в данном баттле лично я увидел только то, что в русском хорроре просто есть определенный тренд - и мэтры в него не укладываются.

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-01 14:09:06

    Линкор Дотошный, не смущает, потому что при своей жизни, в свое время, у тогдашнего массового читателя они вызывали, как правило, непринятие. Поищите в биографиях Лавкрафта отзывы читателей и рецензии критиков на "Хребты безумия". Писали, что это самый настоящий бред и внимания не заслуживает.

  • 21. Итоги баттла от Парфенова М. С.
    2018-08-01 13:50:14

    Итоги баттла особых эмоций не вызвали. Мне кажется, что с самого начала было известно, чья команда возьмет верх. И ожидаемый мной итог навел меня на мысль, что данный хоррор-баттл не выявил, какая из школ лучше пишет ужасы. Баттл выявил тренд, который превалирует в уме массового читателя, того современного читателя, который полагает себя поклонником хоррора. Общие требования такого читателя к жанру ужасов - на данный момент - понятны: обилие жести, отсутствие запретных тем, вообще низвержение каких-либо табу. При этом идея произведения, я думаю, вообще задвигается куда-то далеко - читатели ждут жести, а авторы какую-либо идею приплетают или нехотя, или неумело.

    Из всех произведений баттла запомнились только "День открытых дверей" Щепетнева и "Причастие" Кабира. Кроме того, из всех произведений только эти два во время чтения не давали заскучать - остальные читал почти нехотя. Но одолевало любопытство - будут ли еще рассказы, которые у меня, читателя, затронут душевные струны, заставят читать до конца. Но увы. Признаться честно, рассказы что с одной, что с другой стороны, казалось, могли быть вообще написаны одним и тем же автором, просто его иногда прошибало на жестятинку. И лишь вышеупомянутые два рассказа в моих глазах достаточно ярко отличались. "Причастие" для меня вообще лучший рассказ данного баттла, и один из лучших, которые я читал в последнее время у русскоязычных авторов.

    А так, лишь время - главная лакмусовая бумажка, которая сможет определить, у кого в итоге получилось что-то достойное. В школах и универах мы изучаем Толстого, хотя в его времена гораздо популярнее Льва Николаевича были граф Салиас и Григорий Данилевский - авторы, игравшие на том же поле, что и Толстой, обладавшие заоблачными тиражами. И что, знает кто Салиаса и Данилевского? Или пример с Сибери Куинном, который в рамках Weird Tales был намного популярнее Лавкрафта, Смита и Говарда, публика ждала именно его рассказы - где теперь Куинн? Много ли современных западных авторов ужасов упоминают Куинна в качестве своего предтечи? Возможно, то, что популярно у массового читателя (читай, рядового поклонника ужасов), еще не говорит о реальном качестве литературного произведения?

    Было интересно наблюдать за ходом конкурса, но пока ощущения, что "теперь мы точно знаем, как делать, куда двигать русский хоррор", не возникло. Такое вот скромное имхо.

  • 11. Дуэль №5
    2018-07-14 10:52:05

    Парфенов М. С. Почему бы вам не рассказать участникам баттла о том, чего, в принципе, вы ждете, что вам хотелось бы получить от хоррора?

    Кстати, отличный вопрос. Пока что все рассказы на дуэлях, на мой взгляд, используют либо "приземленный хоррор", либо приземленные декорации, персонажей. Даже "День открытых дверей", который я выделяю по его стилистике, мне симпатичной, не создает ощущения столкновения со сверхъестественным или ненормальным. Таковое мне подарил только рассказ "Причастие", в котором неправильность, ненормальность происходящего и рождает во мне, читателе, чувство дискомфорта, чувство страха.

    Зомби, оборотни, некрофилы-сатанисты, извращенцы, каннибалы - это всё инструменты прямолинейные, подающие ужас в лоб. "Тут у нас из влагалища мертвой шлюхи сочится гной и падают опарыши - бойся, читатель!". Все эти приемы имеют право на существование, но не некрофилами едиными же :)

    Не хватает такого мэйченовского ужаса, как в "Великом боге Пане" и "Белых людях". В "Пане" ты, читатель, смотришь на главную героиню и терзаешься мыслью, что в ней скрывается, какие черти, что она может выкинуть? В "Белых людях" ощущение ненормальности происходящего и завораживает, и пугает.

    Большинство рассказов как-то по-русски злободневны - "День открытых дверей", кстати, тоже, учитывая, что действие происходит в типичном загнивающем провинциальном городке. Какой ни открой: там алкаши, здесь бомжи, вот тут проститутки, а вот здесь - тупоголовые подростки, заглянем в прошлое - пьющий муж больной жены. И авторская подача тоже такая - по-бытовому, обывательски злободневная. А ужаса по-настоящему сверхъестественного, по-настоящему переворачивающего представление обычного здравомыслящего человека - "смотри, всё, что ты знал - ложь!" - этого нет.

    Собственно, для подведения итога: я не против зомби, некрофилов и прочего, но хотелось бы не только вот этого прямолинейного ужаса, хочется и эстетическое наслаждение от ужаса получить, чтобы он и пугал, и захватывал дух страшными чудесами.

    PS: пусть даже мат-перемат будет, но только чтоб персонажи матерились как герои Тарантино, а не "Псковского порно" :)

  • 11. Дуэль №5
    2018-07-13 15:48:15

    Elena, солидарен. Поставил ничью, потому что оба рассказа чрезвычайно не понравились и показались скучными донельзя. А так, в моих глазах, оба рассказа проигрышные.

  • 10. Дуэль №4
    2018-07-09 15:18:37

    Мечта, так точно, но русская википедия упорно переводит ее имя на русский как Уши Дигарт. Черт знает, может, особенности шведского или швейцарского (учитывая ее происхождение) произношения? Валлийца Мэйчена тоже иной раз Макеном обзывают.

  • 10. Дуэль №4
    2018-07-09 15:15:36

    Парфенов М. С., это нездоровый интерес к моим реакциям? :) Наверно, что-то свойственное хоррор-фанатам. Но я тоже фанат хоррора, поэтому держите пять :)

  • 10. Дуэль №4
    2018-07-09 14:29:46

    applemice, хохма в том, что, например, Уши Диггард найти удалось - правда, она Уши Дигарт, модель и актриса, снимавшаяся в эротическом кино (или софт-порно, или как угодно). Надин Рюзер, Фабиан Серджетти - у меня по нулям. Прием автора "Причастия" похож на прием Лавкрафта, который с кучей вымышленных книг перечислял и реальные древние трактаты, и читатель начинал верить в существование "Некрономикона" и прочих. Короче, автор "Причастия" очень круто поработал :)

  • 10. Дуэль №4
    2018-07-09 13:21:41

    Очень порадовало "Причастие" - написано то ли с любовью, то ли с вдохновением, то ли и с тем, и с другим - получил большое удовольствие от чтения. На текущий момент - мой любимый рассказ в этом хоррор-баттле. Корректура вообще сделает из "Причастия" конфетку. На самом деле, я настолько поверил, что Серджетти и "Багровое причастие" - реальные режиссер и фильм, что стал искать информацию о них в Интернете. Не нашел. Или плохо искал, или они - выдумка автора рассказа, но настолько правдиво описанная, что остается только снять шляпу. Это было круто! Автору большое спасибо за эту работу. "Чепуха", так уж вышло, оставила меня равнодушным.

  • 09. Дуэль №3
    2018-07-07 12:44:21

    Парфенов М. С.,

    "От того, что вам не по сердцу мат, тысячи произведений, в которых мат используется и так, и сяк, не становятся ни на грамм хуже."

    Не спорю, книжки разные нужны, книжки разные важны :)

  • 09. Дуэль №3
    2018-07-07 11:28:31

    Парфенов М. С., "А у нас - точнее не у нас, а у "мэтров" и их поклонников - до сих пор носы ворочают от мало-мальской попытки выйти за рамки того, чему еще в 60-70 годы в КЛФ обучались. Вот и топчемся на месте, вот и не понимаем, что хоррор - это в том числе литература о запретном."

    Про некрофилию и всяческие девиации исчерпывающе писал маркиз де Сад (о литературном уровне которого по сей день имеются полярные мнения).

    На русском еще Валерий Брюсов касался темы запретного. В его планах был сборник рассказов, посвященный теме садизма. К сожалению, к задумке он потерял интерес, но есть возможность почитать антиутопию "Добрый Альд", которую он не окончил. Там есть и групповое изнасилование девочки, которая сходит с ума, берет серп и начинает отрезать себе нос, щеки, груди, калечить половые органы, вспарывает себе живот и вытаскивает кишки. Там же история женщины, которую посадили на кол, измывались над ней, потом сняли с кола и надругались над ней. Тема некрофилии там также есть. Короче говоря, запретные темы поднимались даже у нас, на Западе — еще декадентами. Литература тут вперед не продвинулась, Америка не открыта.

    Меня не волнует, О ЧЕМ написано — хоть о самых невообразимых извращениях. Для меня главное, КАК написано. И тут дворовая лексика, ИМХО, проигрывает.

  • 09. Дуэль №3
    2018-07-06 18:52:01

    Парфенов М. С., что ж, понятно. Как вам угодно)

  • 09. Дуэль №3
    2018-07-06 18:36:02

    Savastro, "Жан Рэй писал матом, и даже очень круто: в сети есть сообщения, что часть текстов у него из-за этого не печатали."

    Можно, пожалуйста, ссылки на сообщения и надежные источники по этому поводу? Чтобы я не считал ваше сообщение бездоказательным выпадом? Свой вывод я делал на основании прочитанных мной книг Рэя.

    Парфенов М. С., "ставить в пример современному автору авторов, писавших сто лет назад, вообще довольно глупо. Ну не писал Жан Рей матом - и что? А Пушкин, говорят, писал иногда. Да и много кто еще писал и пишет. Чушь какая-то."

    Хорошо, Томас Оуэн - ученик Жана Рэя, также бельгийский классик литературы, писал ужасы, мистику, начинал с детективов с "Черным жестоким юмором", умер в 2002 году. Достаточно современный автор? Томас Лиготти, Стив и Мелани Резник Тем? Из наших и современных могу выделить Владимира Кузнецова, Александра Матюхина - хотя, признаюсь, всего у них не читал, но в том, что попадалось на глаза - минимум обсценной лексики. Надеюсь, эти примеры вас удовлетворят.

    Далее: я не написал автору "Ты мне нравишься", мол, пишите без мата, как это делал сильно уважаемый мной Рэй. Я поделился своими чувствами, мыслями, что "дворовая лексика" мне не близка, по достоинству оценил я "День открытых дверей". Вы считаете нормальным называть чушью мнение другого человека, который даже не старается это мнение навязать?

  • 09. Дуэль №3
    2018-07-06 18:27:02

    зомбининдзяпятиклассница, "Предполагаю, что автор в силу возраста об этом просто не знает."

    Как вариант, тут с вами соглашусь.

  • 09. Дуэль №3
    2018-07-06 18:25:52

    VarVetal, "Как же должен был изъяснятся Грач? Что-то вроде - "Ба! Господа, соблаговолите ка взглянуть! Содомит идет по лестнице! Будьте добры, да, да, вы юноша нестандартной сексуальной ориентации, подойти ко мне и мои друзьям. Я хотел бы обсудить с вами некоторые финансовые вопросы, видите ли...""

    Вы из одной крайности ударяетесь в другую - я нигде не предлагаю герою изъясняться подобным образом.

    Жан Рэй, перед тем, как стать успешным писателем, вдоволь успел побродяжничать и поматросить. Впрочем, биография его по этой части туманна, но что он знал эти низшие слои общества, был близок к ним - факт для исследователей его творчества.

  • 09. Дуэль №3
    2018-07-06 14:57:56

    Пока что "День открытых дверей" - лично для меня - выигрывает в литературном плане. На прошлой неделе понравилась "Канарейка", если задумка там сюжетно реализовано на тройку, то стилистически - на четверку с плюсом (если б еще не было сниженной лексики, эх). Прочитал "Ты мне нравишься" - ну понятно: "задрот", "чмошник", "лошок" и чем дальше в лес, тем веселее... Видимо, я совсем не понимаю, зачем использовать всю эту дворовую лексику.

    На днях в голове вертелась мысль: есть Жан Рэй, бельгийский классик, автор ужасов, у которого персонажи - это, в основном, пираты, контрабандисты, мошенники, бродяги, мелкие чиновники и студенты из низов - короче говоря, сброд. Казалось бы, не те люди, которые полезут в карман за литературными метафорами. Но их речь почему-то более литературна, чем речь персонажей в современных рассказах ужасов.

    Так что, исхожу из личных вкусов - "День открытых дверей" по языку богаче, интереснее, хоть и с привкусом советского прошлого. Да и пугать автор честно пытается - последние абзацы в колледже перед запертой дверью заставили напрячься.