DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

18. Финал. Отзывы Ирины Епифановой

Сужу этот конкурс впервые, поэтому не могу, как некоторые, сравнить нынешних финалистов с лауреатами премии прошлых лет. Скажу лишь, что в целом тексты на приличном уровне, я получила немалое удовольствие от чтения и готова снова посудействовать в следующем году, если позовутsmile. Мои безусловные фавориты — два рассказа, из которых я затрудняюсь выделить лучший, оба они прекрасны по-своему: «Мертвец» и «Костяной». Ещё хотела бы отметить «Возвращение», «Сказку чёрного бычка» и «Червей», надеюсь, все эти тексты рано или поздно будут опубликованы на бумаге. А теперь обо всём по порядку.

Бесы Бережного

Все проблемы родом из детства, как учил дедушка Фрейд, о том же повествует и автор рассказа. Перед нами детство и юность маньяка, одержимого воображаемыми демонами. Концовка предсказуема и тоже вполне во фрейдистском духе. На мой взгляд, автору стоит усиленно работать над языком и стилем, вначале мы получаем не описание событий, а скорее монотонный их пересказ, потом автор как будто расписывается, но общего впечатления это не спасает.

Возвращение

Пенсионеру Николаю Савельевичу регулярно звонит деревенская родня: добродушная и энергичная сестра его жены, весёлые внучатые племянницы… И этих звонков он боится больше всего на свете.

Сюжет не нов, но подан в весьма оригинальном прочтении. Написано мастерски, производит сильное впечатление.

Высота

Иногда то, что ты любишь больше всего (в случае героя рассказа, руфера Павла это высота и его девушка Ксюша), вдруг оборачивается против тебя и начинает внушать страх. Таков вкратце сюжет рассказа. Попытаюсь объяснить, почему поставила невысокую оценку. Как известно, страшнее всего то, что «ближе к телу», то, что наиболее правдоподобно. Так вот, пока автор пишет о буднях руферов, о том, как Павел, обманув консьержа, пробирается на крышу — это бодро, интересно, в этом есть «вещество жизни». Как только добавляет мистики, сразу вылезают штампы, общие слова в описаниях, в итоге не веришь и не пугаешься. А вот язык у автора неплох.

Еще один, последний

Ещё одна история сумасшествия. Впрочем, у главного героя такая работа (он трудится «клинером» в фирме, которая подчищает места преступлений), что внезапное расставание с рассудком совершенно не кажется удивительным. Написано вполне бодро и кинематографично (перед глазами ярко встают изображаемые автором сцены), так что оценка вполне могла бы быть и выше — если бы не предсказуемость сюжета.

Импи

Старый добрый хоррор о том, как опасно выбираться из города на дачу или просто на природу. Довольно умело соединены психологизм (детские страхи + родительские проблемы) и фольклорные мотивы. Оценка снижена из-за совершенно излишних, на мой взгляд, попыток объяснить всё в конце. Это вообще довольно распространённая в литературе проблема: автор что-то описывает, потом ему кажется, что он сделал это недостаточно понятно, и он начинает ещё раз разжёвывать всё то же самое «для тех, кто в танке». Читатель же не любит, когда его держат за дурака.

Костяной

По-настоящему красивый и жуткий рассказ в жанре тёмного фэнтези. Я девочка и люблю всё красивое, поэтому оцениваю этот рассказ особенно высоко. И не могу не отметить самобытный язык и обширный словарный запас автора.

Крапива

Раненый сержант приходит в себя в странном госпитале, где из персонала одна медсестра, тоже весьма странная. И всё это — среди бескрайнего поля крапивы. На мой взгляд, в тексте недостаёт действия, и, наоборот, слишком много описаний. Этот рассказ показался мне самым скучным среди финалистов. И когда объяснение происходящего даётся не через показанные события, а в рассказе одного из персонажей — это тоже минус для текста, кстати, весьма характерный для творчества не очень опытных авторов. Всегда лучше показать картинку, чем пересказывать.

Мертвец

Название сбивает с толку. На самом деле это простой и изящный рассказ о том, как женщины становятся ведьмамиsmile Мастерски написано, аплодирую, очень круто. И, что довольно редко для хоррора, рассказ в целом добрый, оставляет после себя светлые ощущения, как лучшие вещи Стивена нашего Кинга.

Осторожно, папа, там мертвец!

Автор совместил два довольно популярных детских страха: боязнь монстра под кровать (точнее в данном случае в кровати) и страх, что близкий и взрослый человек, на которого ты привык полагаться, вдруг обернётся чудовищем. Впечатление испортило ощущение вторичности, штампы и неправдоподобный трэш в описаниях (тот же мертвец, живущий в матрасе).

Сега МегаДрайв

Не стоит идти в дом к незнакомцам, даже если незнакомец — твой новый одноклассник…

Не хотелось бы обижать автора, но над языком и стилем тут ещё работать и работать. Какая-то беда и с логикой — если монстр так крут, что может по телефону всю семью загипнотизировать, зачем ему поддельные дети, которые заманивают жертв? Почему просто не набирать номера наугад и не заставлять любого взявшего трубку прийти по указанному адресу? В общем, как-то всё слабенько, даже ностальгическая тема (90-е, видеоприставки — детство многих нынешних читателей хоррора) не спасает.

Сказка черного бычка

Герой ежедневно переживает бесконечный «день сурка», только в мрачном и безжалостном хоррор-мире. Идея опять же не нова, но эффектно реализована и концовка хороша. Крепкий, добротный рассказ.

Улыбка

Немного поворчу. Автор должен знать о своём герое всё. Вопрос: что за диагноз у Улыбки? На ум из-за приклеенной улыбки приходит синдром Ангельмана, он же синдром Петрушки, но такие люди не могут в 7 лет связно говорить, не то что учиться в школе. Просто лёгкая умственная отсталость? Тогда бы у него всё равно были проблемы с учёбой и вряд ли он поступил бы в институт. Не было никакого диагноза? Тогда зачем педалировать тот факт, что улыбка как приклеенная, зачем ребёнка таскали по врачам, а все кругом звали придурком?

Но герой, очевидно, и правда страдает лёгкой идиотией, если, убив 200 человек, не сообразил, что в ситуации с Георгием Вадимовичем достаточно было правильно сформулировать запрос. Он же не только убивал, если он мог заставить человека онеметь, то почему не мог сделать так, чтобы приказов героя никто не слушал? В общем, неубедительно. Да и по теме «слово материально» уже кто только не потоптался.

Черви

Книги — штука опасная, так думают не только некоторые отечественные чиновники, которые то «Лолиту» пытаются запретить, то «На игле». В этом же предстоит убедиться герою рассказа. Изящная штучка, как мне показалось, скорее для ценителей литературных игр и библиоманов, чем для широкой публики. Но мне не хватило сюжета. Хорошая идея, отличные декорации, но картинка статична, мало движения.


Большое спасибо организаторам и авторам за полученное от чтения рассказов удовольствие. Заранее поздравляю победителей, а остальным желаю удачи на следующих конкурсах!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)