Это разгром!
Команда «старичков» не умеет писать хоррор. И даже Александр Матюхин, совсем недавно умевший, — разучился.
Учиться заново уже поздно, и остается нам лишь понуро отойти в сторонку, дав дорогу молодым...
А теперь серьезно.
Победа в этом состязании не особенно меня волновала. Будь иначе, не стал бы доверять формирование жюри целиком и полностью капитану команды соперников, пригласил бы туда на паритетных началах судей, руководствующихся другими критериями оценки текстов... Но зачем? Жюри, на мой взгляд, вполне адекватно отразило предпочтения того читательского кластера, что группируется вокруг журнала «Даркер» и зачитывается сборниками серии ССК, — лишь один раз, в дуэли №8, мнения судей разошлись с результатами читательского голосования. Эксперимент проведен чисто, и вот какие из него можно сделать выводы:
1. Заманить читателей Дивова, Логинова, Точинова, Золотько и других «старичков» на баттл не удалось — тех читателей, кто не является по совместительству поклонниками жанра ужасов. Читали тексты и голосовали за них читатели «Даркера». Скорее всего, это результат анонимности. Потому что стоило одному автору из олдскул (В. Щепетневу) нарушить правила и проговориться: дескать, сегодня участвую в дуэли, — количество прочитавших и оценивших выросло вдвое, в комментах разгорелись жаркие диспуты... Правда, потом пришел какой-то странный тип, занялся накруткой и испортил чистоту эксперимента... Но и без того ясно: читатели Щепетнева пришли именно «на Щепетнева», просто хоррор их не интересует.
2. Читательская страта, объединившаяся вокруг «Даркера», отличается весьма хардкорными представлениями о хорроре. И авторы «темной волны» гораздо лучше «старичков» знают и понимают, как вкусам этих читателей угодить. Недаром же почти все представители команды в последние годы регулярно отбираются в ССК, выходят в финал «Чертовой Дюжины» (и проигрывают там Ольге Рэйн, ибо в жюри сидят судьи с чуть иными понятиями о литературе).
3. По моему личному мнению, основанному на общелитературных критериях, победила команда "темной волны". Правда, с несколько иным счетом 3,5:5,5 (раунд, в котором сам участвовал, не оценивал, равно как и тот, что завершился тех. победой А. Подольского).
Многие «старички», что называется, схалтурили, а один и вовсе не написал обещанный текст, несмотря на все заверения, что напишет. Стыд и позор писателю Щеголеву!
А «темные» порадовали, много сильных рассказов.
4. Еще один любопытный вывод: в текстах «темной волны» прослеживается некое единство стиля, тем и приемов, и зачастую не понять, кому из авторов текст принадлежит. «Фараоново отродье», например, крайне напоминает ремейк «Страны тараканов» Парфенова, «Крокодилицу» вполне можно приписать Кабиру (и я приписывал-таки, пока не начал читать «Причастие»).
5. То, о чем я говорил до начала баттла: «темную волну» весьма подводит отсутствие литературной школы, — вполне подтвердилось. Пример: «Василиса» — потенциально отличная повесть. Если бы не тавтологии, не канцеляризмы, не злоупотребление числительными, не наплевательское отношение к матчасти, не логические ляпы и т.д. Результат на четверку с минусом по пятибальной.
Еще пример: «Самый большой цирк уродов». Тоже потенциально отличный текст, но лишь потенциально. Рассказу за многое пеняли, не буду повторяться, лишь упомяну один момент, резанувший глаз: автор злоупотребляет конструкциями вида: «Я споткнулся о твердое, упал на холодное, в груди разлилось жидкое...» (примеры мои, но именно так автор зачастую строит фразы).
6. Это далеко не конец — напомню, в беседе, послужившей толчком для всей этой истории, я говорил: "Ограничиваться лишь интернетной площадкой не нужно. Читатели интернетных текстов и читатели бумажных книг — две разные страты, хоть и пересекающиеся. Не думаю, что возникнут проблемы с изданием бумажной версии баттла — книги, четко разделенной на две части..."
Так вот, договоренность об издании сборника-баттла в "Эксмо" достигнута, и буквально сегодня начнется работа по его подготовке.
Выйдет книга — посмотрим на отзывы более широкой читательской аудитории, на рецензии критиков и т.п.
1 applemice 01-08-2018 10:39
да и то, что Провоторов - автор «Кораморы», были у меня подозрения. Но потом прочитала второй рассказ баттла и решила, что это точно Подольский)) Автора Юрия Бурнусова возьму на заметку, рассказ отличный получился.
2 Парфенов М. С. 01-08-2018 10:58
applemice, БурнОсов. Коллеги по команде не дадут соврать - мы на него и думали, т.к. знали, что Юрий в хоррор может.
3 applemice 01-08-2018 11:39
Парфенов М. С., прошу прощения. Бурносов. Ознакомлюсь
4 applemice 01-08-2018 10:08
«...и зачастую не понять, кому из авторов текст принадлежит.» - ну не сказала бы, что «зачастую». я тоже перепутала Кабира с Кузнецовым и Парфенова со Щетининой, но других авторов темной волны угадала) из 11 авторов читатель перепутал между собой 4-х, причем попарно - кмк, это не говорит о том, что у всех такой уж похожий стиль. хотя не отрицаю, что без подсказки по первой половине баттла было бы тяжелее да и вообще вторую половину угадать было сложнее, в том числе и из-за сбоя дуэли 10. и «...где бродят лишь дикие звери» я изначально приписала Подольскому, пока в комментариях не произошло раскрытие анонимности. А вот с творчеством мэтров я совсем не была знакома. По прочитанному не могу сказать, что каждый из олдскульных рассказов выделяется чем-то особенным. Впрочем, не мне судить - если бы я была знакома с остальным их творчеством, как в случае с авторами «темной волны», может, и признала бы авторский стиль.
5 Pavlov 01-08-2018 09:28
"автор злоупотребляет конструкциями вида: «Я споткнулся о твердое, упал на холодное, в груди разлилось жидкое...»"
Таки что плохого в подобной конструкции? Я, правда, за собой не замечал, что злоупотребляю таким. Это для здоровья вредно?
6 Виктор Точинов 01-08-2018 09:42
Pavlov, здоровью это не повредит, только тексту, если с перебором, как в "Цирке". Так-то вполне допустимая конструкция, если в меру.
7 Парфенов М. С. 01-08-2018 11:00
Pavlov, да нет там особо перебора. Не все, что пишет Виктор, стоит принимать за аксиому. Он и Женевского ругал, и Достоевский ему "не торт" был, помним-помним.
8 applemice 01-08-2018 11:38
Парфенов М. С., «Достоевский - не торт»?? *хватается за сердце* ))
9 Виктор Точинов 01-08-2018 11:49
applemice, Михаил тоже порой преувеличивает... Это был давний-давний спор вовсе не о Достоевском, а о "шероховатостях" в рассказе "Спящая красавица". И Достоевский был тогда помянут мной лишь как пример, что и у признанных классиков этих самых шероховатостей хватает...
10 Виктор Точинов 01-08-2018 09:19
Мой топ-3 "темной волны"
1. Причастие
2. Крокодилица
3. Вороны в феврале
Антитоп-3
1. Ты мне нравишься
2. Корамора
3. Снегири
11 Парфенов М. С. 01-08-2018 11:01
Виктор Точинов, спасибо за третье место, но с "Ты мне нравишься" в антитопе не согласен. Думаю, вы уперлись в некие спорные шероховатости и упустили из виду массу достоинств. Ну и разница "школ", очевидно, свою роль играет.
12 Виктор Точинов 01-08-2018 11:38
Парфенов М. С., ну это же, как обычно, моя лютая вкусовщина...
Но дело не только в том, как написан рассказ по форме, шероховатости можно отредактировать, не вопрос. Вопрос в другом: а чем нас автор собрался пугать? Сам по себе текст напугать не может, ничего в нем страшного для читателя нет: черные закорючки на белом фоне... Есть два способа достигнуть нужного эффекта: либо взглянуть под новым углом на нечто банальное, заурядное, что всегда рядом или с любым может случиться, -- и увидеть в привычном новые ужасные грани (примеры: фараоновы муравьи, или ехал на дачу, заплутал на зимних проселках). Но нет, мимо -- гробокопательство с некрофилией занятия слишком специфические, и когда в них что-то пошло не так -- не пугает.
Либо можно изобразить персонажей так, что у читателя начинается процесс идентификации с ними -- и за персонажа страшно, как за себя. Ну, не знаю... если кто-то тут себя смог ассоциировать с сатанистами-недоумками... нет, не буду так плохо думать о читателях. Значит, снова мимо кассы. И что остается в сухом остатке? "Сорокинщина" в чистом виде. Противно, но не страшно.
13 Парфенов М. С. 01-08-2018 11:53
Виктор Точинов, да ну, какая там сорокинщина, умоляю. Рассказ Кожина - классическая "байка из склепа", где классические хоррор-ингридиенты смешаны с иронией. Олег просто выступил в конкретном поджанре/направлении. Плюс у Олега часто можно подметить остаточные следы вашей "школы", вот и тут после сцены на кладбище они вылезают: "вотэтоповорот" в финале, моралька. Наиболее же хоррорная часть рассказа - сцена на кладбище с довольно живым (пардон за каламбур) описанием того, как демон из трупа "рождается", тут Кожин не ставит каких-то рекордов, но довольно грамотно давит на тот "низкий" вид страха, который связан с отвращением и брезгливостью, испытываемыми при виде трупов и всякой мерзости.