DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

23. Финал. Отзывы Дарьи Бобылёвой

Анчибелов дуб

У рассказа хороший, многообещающий зачин, но дальше все разваливается. Сюжета толком нет. Сыплются как из ведра ненужные персонажи, подробности, вставные новеллы, сельские ванхельсинги, флэшбеки по сериальным канонам и легионы бестолковых упырей, призванных в сюжет уже от явного отчаяния. Композицией автор, похоже, не владеет совершенно. В итоге к финалу наступает полный хаос, через который продираешься с трудом и досадой, что нервишки так и не пощекотал.

Выкройка

Минус балл за стилистические огрехи и скудные средства выразительности. Вдобавок скомкан финал, авторпереусердствовал с ретардацией в середине, недостает глубины проработки и персонажей, и сюжета. Остальное все прилично – это самое подходящее слово. Неплохо и достаточно умело сделанная страшилка на вечную тему запутанных взаимоотношений творца и сотворенного. К сожалению, ничего нового к этой теме она не добавляет, и читать ее скучно.

Вязь

Вроде все в этом рассказе плохо: незабываемое впечатление оставила фраза «кусты то ли черемухи, то ли ежевики», герои неотличимы друг от друга, диалоги из рук вон плохи, психологические мотивации персонажей нелепы и карикатурны, сцены страшных смертей и вовсе вызывают смех, а читателю напрямую пытаются объяснить, в чем мораль. Но ведьма-вязальщица, безжалостная норна, не добрая и не злая – персонаж интересный и перспективный. Хочется оставить ее, а вокруг все связать по-другому.

Грешники

«Рассказ служанки» на отечественной почве, к финалу разворачивающийся в нечто лавкрафтовское. Очень удачный рассказ, пугающий не кровью-кишками, а глухой безнадежностью описываемой ситуации, и при всей своей простоте и многослойный, и проработанный. Возможно, кто-то будет заявлять, что это фантастика, а не хоррор, но тогда и Лавкрафт не хоррор.

Забытое письмо

Отличная стилизация, форма письма Ф.Сологубу (что сразу считывается, но и не отягощено лишними пояснениями, которые затруднят восприятие не знакомого с предметом аллюзии читателя), целомудренное описание пугающих подробностей в соответствии со стилем эпохи – это действительно очень здорово. Рассказ успешно прививает форму традиционной новеллы ужасов на отечественную почву – а недолгие попытки это сделать и пришлись как раз на эпоху Сологуба. Автору и мистики-то не понадобилось. Талантливо, умело, блестяще.

И наступила

Первый рассказ, который пробрал до мурашек. Такое ощущение, что у него и у «Забытого письма» один автор – умелый стилизатор, фантастическими приемами не пользующийся принципиально, но так, что это не выглядит нарочитым. Здесь ужас чисто психологический, ужас грамотно нагнетаемого безумия. Отдельно хочется отметить прекрасный стиль, отменно прописанную синестезию – а сделать это одними письменными средствами очень непросто. Разыграно как по нотам, композиция идеальная, это настоящая литература.

Их корм

Очень хорошо сделанный, композиционно выверенный, психологически достоверный, пугающий рассказ. Был бы в числе лучших, но в нем нет концовки. Не хватает так же умело поставленной точки, акцента – чего-то, без чего рассказ, к сожалению, заканчивается ничем. Автор недотянул совсем чуть-чуть.

Крысобой

Увы, рассказ собрал все штампы, логика повествования не выдерживает критики (даже географическое положение дома весьма сомнительно, не говоря уже о сделанной героиней самой себе в домашних условиях татуировке на языке), главный сюжетный твист считывается практически сразу, а поведение героев нелепо. Плюс один балл только за относительную бойкость изложения и динамичность.

Куйва

Добротно написанный, немного смешащий нарочитой брутальностью текст. К сожалению, на появлении лопарского упыря, сбежавшего, очевидно, от Дэна Симмонса, рассказ теряет свое суровое северное очарование и превращается в предсказуемую, среднего уровня мистику с не самыми удачными экшн-сценами и полным отсутствием какой бы то ни было оригинальности. В этой безыскусной и страшной истории человеческого озверения сам потусторонний куйва – явно лишний, от поверхностного обращения к экзотическому (в плохом смысле этого слова) фольклору меркнет главный мотив банальности зла и пропадает вся соль.

О Чугае и Царствии Небесном

Замечательный макабрический абсурд, написанный почти безупречно, очень богатым языком. К сожалению, в финале все начинает тормозить, и в развязке чувствуется какая-то авторская неуверенность, как будто повествование заканчивается просто потому, что надо его закончить. Из текста начинает выпирать каркас замысла, и это портит впечатление, особенно после той силы, которую успел набрать в рассказе гимн всепожирающей сатанинской любви.

Потерявшиеся в Мохабине

Неудачная попытка абсурда, лишенная внутренней логики, которая в абсурде важна особенно. В результате получилась затянутая мутная бессмыслица, которая выглядит скорее попыткой расписать руку, чем связным текстом. Интрига сюжета, оставшегося в стадии наброска, считывается моментально, так что даже запутать читателя автору не удается. В то же время есть много удачных отдельных деталей, за это плюс один балл.

Скворцы

Куйва на афганской почве, но более затянутая – вторая половина текста сплошная пробуксовка. Тоже не очень понятно, зачем в текст об ужасе войны, который сам по себе ужасен более чем достаточно, вплетать пери с прямой справкой об этом фантастическом существе. Необязательный сказочный элемент как-то обидно облегчает рассказ, жанр которого, по-хорошему - мрачный реализм, который при должной доработке будет не щекотать нервы, а ездить по ним бульдозером.

Среди теней

Автор так увлекся картинами Магритта, что забыл внятно изложить сюжет, не говоря уже про все остальное. Страдания старичков трогательны, атмосфера старых коммуналок навевает пугающие мысли о тайнах прошлого, гренки с рассолом, очевидно, вкусны – но это все, что удается точно установить из изложенного.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)