DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

24. Финал. Отзывы Виктора Глебова

Анчибелов дуб

Банда беглых крепостных лютует на дорогах в лучших хитровских традициях, заодно автор упоминает преувеличенные зверства помещиков - эти мифы о злодействах бар встречаются в русском хорроре чаще и чаще. Так же, как и крестьяне, насилующие и пытающие друг друга при каждом удачном случае.

Герои живые, язык хороший, атмосфера ладная. Рыхловата композиция, слишком много героев со своими мотивациями, эпическое побоище с нечистью показалось затянутым. Финал не прояснил для меня идею рассказа.

Очередной договор с нечистью нельзя назвать оригинальной задумкой. Для конкурсного рассказа лучше подбирать нечто необычное. Есть же "Солнечный пёс" или "Долгий джонт" - примеры того, как можно писать хоррор без ведьм, монстров и договоров с демонами.

Выкройка

Парниша увлёкся поклейкой всяких штук из бумаги. Наткнулся на редкость и затрепетал от предвкушения. Наконец, стал из неё клеить не пойми чего. Вышел медведосвин. ГГ разочарован. Ему хотелось машинку. Медведосвин начинает жрать мясико, расти и тяжелеть. А в опустевшей папке с моделями для паперкрафта появляются новые выкройки. И из них ГГ тоже склеивает монстров. И это, конечно, очередные древние боги. Эхх... Заодно герой скармливает чудищам домагивающуюся до него девку с работы, а потом и бывшую, которая ему изменила. Обычная, в общем, сказочка для соплежуев, об которых женщины ноги вытирают, а они мечтают, что вот судьба подкинет им ручного монстрика, и тогда они всем покажут, какие они крутые на самом деле, где-то глубоко в заячьей своей душонке.

Пример рассказа, когда автор нашёл шикарную идею, но не придумал, что с ней сделать. В результате мы имеем 30 страниц чистого, классического, интригующего и многообещающего хоррора, а сразу вслед за этим ещё 30 страниц унылого, банального, затёртого и избитого, совершенно вторичного и беспомощного сюжета, пытающегося продлить агонию, случившуюся ещё в середине. Разочарование дня. Идея с выкройками дивно хороша, а сюжет с очередным кормлением чудища, которое всё растёт и требует хавчика - нафталин. Сколько можно? Такой диссонанс между свежей и увлекательной первой частью и пресной халтурой во второй просто выбивает из колеи.

Вязь

Мне очень понравилась задумка с вязанием детей и вообще людей, все эти нити, летающий ворсинки и даже тема с паркой-ведьмой. Зато не понравилась тема с возвращением долгов, причём детьми - ну это уже совсем заезжено, вот дальше некуда просто. И совсем не понравилось, что автор впихнул в сюжет аж 3 сюжетных линии с разными наборами героев. Хоть они и пересекаются, это реально перебор, тем более что часть со сбежавшими, по сути, приплетена без особой необходимости. Да, она объясняет исчезновение старухи, но сцена в отеле выглядит лишней.

Грешники

Прилетел на метеорите какой-то инопланетный разум, разросся на наших козырных земных условиях курортных, потом от скуки с чего-то возомнил себя богом-творцом (какой творец, если он на уже готовую планету припёрся??) и начал компостировать мозги людям, имеющим доступ к автоматам насчёт того, что надо орагнизовать всё как при пуританах и мамонах (ну что-то в этом роде), только ещё жёстче, с казнями показательными по любому поводу. ГГ знакомится с девицей, которая убивает троих охранников и едет, истекая кровью, его "освобождать". Потом она умирает, а его вешают.

Неизобретательная, скучная и практически бессюжетная фантазия на тему религиозного постапокалипсиса, ничего нового в тему не привносящая.

Забытое письмо

Начало смахивает на пародию на посты в вк о судьбах русхора. Причем, такое впечатление, что автор сразу намекает на нескольких отечественных авторов, и весьма прозрачно. Далее идёт хитрый такой ход в духе "самая жесть - реальная жизнь; но только за эту "жизнь" выдаётся изложенная далее выдуманная история". Некая женсчина сходит с ума, утверждая, что в ней копошатся черви-паразиты. Ейный муж нанимает карлика с компанией, чтоб тот её лечил (карлик получил должность ещё при Петре Первом, а его сын пишет о Бодлере и символистах, из чего я делаю вывод, что либо автору что 17-й век, что начало 20-го всё едино, либо всем героям по сто лет). Карлик сначала ампутирует пациентке одну ногу, потом другую, потом всё остальное, заодно тайно потрахивая больную. Муж горюет и бухает. Каким образом черви могли перебраться из одной ноги в другую, минуя путешествие по торсу, та ещё загадка, но, похоже, персонажей это нисколько не смущает.

В общем, в конце всё исчезает, остаётся пространство, звёзды и певец. Вернее, исчезает обрубок, оставшийся от женщины, а заодно и карлик с компанией. Обрубок предположительно отправляется в тайные закрома кунсткамеры, а рассказчик заявляет, что он, мол, ейный сын от карлика, между прочим. И это, вроде как, нас почему-то должно поразить и напугать.

В общем, финальный финт надуман и бессмысленен, но в целом рассказ мне понравился, стоит отметить и стилизацию под 19 век, в которой почти нет косяков. Атмосферно, интересно. А вот почему барон оказался тютей-матютей, не понятно. Болезнь жены, конечно, могла его подкосить, но не настолько ж, чтоб с конюхами начать бухать. При упоминании о том, что шестерых повитух запороли из-за бесплодия жены барона на конюшне насмерть, просто поржал, конечно. Автор напрасно думает, что помещики могли пачками убивать крепостных безнаказанно. Да и судя по времени действия уже крепостное право отменить должны были. И вообще, нафига в деревне 6 повитух-то? И с чего они должны отвечать за чьё-то бесплодие? Они вообще-то роды принимают на секундочку.

И наступила

Знаменитый чтец делает на пробу запись для фонографа, но результат ему не нравится, голос кажется ему мёртвым. Затем ему кажется, что он постепенно теряет звуки. Они выпадают из его речи. Остальные этого не замечают. На выступлении ГГ охватывает паника, но он справляется, все в восторге. Кроме ГГ. Всё усугубляется, герой постепенно погружается в безумие, но в финале оказывается, что это было не безумие - он действительно оказался "заражён" мёртвыми звуками, которые, наконец, разрывают его.

Отличный, хотя и небольшой рассказ, в Гофмановском духе, где повествование идёт плотно и цепляет сразу. Конечно, это гротеск, конечно, это нереалистично, зато как прикольно и ярко. В общем, я прямо порадовался. И ведь вот реально - собственный голос на записи кажется каким-то убогим, вы не замечали? Из минусов отметил бы не прояснённую до конца фигуру француза, оператора фонографа - дан лишь намёк. Ну, то есть, зачем ему это понадобилось? Конечно, демоны злые, но зачем до чтеца докапываться? И намёк на обездушивание слов в будущем в виде аудиорекламы и т.д. был бы уместен, живи мы сами веке в 19, а сейчас, когда мы видим, что всё нормально с этим (ну, мне так кажется, по крайней мере), как-то не впечатляет. Но мысль интересная, если представить, что текст написан в 19 веке.

Их корм

Очередная история про безвольного соплежуя. Какая-то мода на них пошла. Видимо, предполагается, что читатели должны в них узнавать себя и сопереживать, как родным.

В данной истории соплежуй давится недоваренными тефтелями, глядя на то как его девушка-веганша уплетает спаржу и сельдерей. Под эту лавочку она не кормит своего мужика - типа, не хочешь жрать овёс, так хоть с голода сдохни, всё равно считай, не жилец.

И вот она занимается йогой и медитациями, а потом её начинает преследовать поклонник-маньяк. ГГ под эту лавочку последовательно мужает и начинает хамить окружающим, что должно, видимо, вызвать восхищение читателя и мысль "Вот бы и мне так же угрожать людям научиться!". И вот маньяк её похищает на тачке главного героя. И ГГ отправляется к её загорелому красавцу-гуру, который одалживает ему дорогущий (одалживает, заметьте, не продаёт) амулет и пузырёк таблеток, с помощью которых ГГ начинает видеть ментальных паразитов, присосавшихся к людям, и отправляется на поиски своей пассии, направляемый, значит, амулетом, что твой водоискатель с лозой. Он её, конечно, быренько находит и триумфально оттаскивает в больницу, где, едва дождавшись, чтоб она пришла в себя, начинает, надсаживаясь, орать "Не бойся!" На разные лады и с вариациями.

Возникаете ряд вопросов: что, маньяк реально оказался ментальным паразитом? И все эти звонки, письма и надписи в подъезде он делал своими бесплотными щупальцами?? И тачку он тоже угнал у ГГ ими же? Или просто раздобыл похожую? Или тачка тоже глюк? Или маньяк - это чувак с лицом-пылесосом, который фигурирует в сцене спасения? И зачем тут гугу коучинга? Что б он, как Бада-Яга, "блюдечко с яблочком" герою вручил просто? И к чему эти вопли про "не бойся?" Типа, идея рассказа в том, что все наши неприятности от страха? Надо отринуть страх и начать всех прессовать вокруг и размахивать заточкой, и тогда станешь образцовым человеком? Светлой сущностью?

Словом, если автор рассчитывал навести подозрения на ГГ, типа это он сам и есть похититель-маньяк, ток у него раздвоение личности, а потом сделать ход коём в духе "ха-ха, а полтергейст-то существует", то это впечатления на меня не произвело, совсем.

В общем, как по мне, рассказ с нулевой композицией, слабой идеей и никаким воплощением.

Крысобой

Женщина содержится в доме маньяка, который колет ей что-то, отчего она каждый раз теряет память. Она оставляет себе всякие намёки и пометки, чтобы вспомнить, что происходит, и планирует-готовит побег постепенно. Маньяк выдаёт себя за её мужа, и она должна изображать жену. Всё это в глуши, откуда никуда не денешься, телефона-интернета нет, острых предметов тоже. Как она готовит ужин, интересно, к его приходу каждый раз - наверное, из полуфабрикатов.

В общем, этакий загадочный замес, куда вплетены эксперименты по созданию боевых убер-зольдат. Ещё и не понятно, куда их с маньяком ребёнок подевался. Зато неподалёку могильник с расчленёнными трупами.

Оказывается, что женщина на самом деле реально жена этого мужика-доктора, только она в лучших традициях марвел вдохнула не того коктейля во время эксперимента и стала убер-зольдат (крысобоем), и теперь всё время хочет кушать и убивать людей. Трупы, закопанные на лужайке, её рук (зубов) дело, а муж колет ей антидот, чтоб она не бесилась, и от него амнезия заодно случается. ГГ прячется от мужа, не принимает лекарство, он сбегает, понимая, что ему хана, но бежать некуда, а тачку она испортила, так что она его вскоре настигает и спрашивает, куда, мол, дитё наше подевал, упырь. Он ей отвечает, что ты родила неведомую зверушку, и я её порешил. Тогда она его конечно мочит. Ну, и, видимо, отправляется в мир утолять голод. Когда починит тачку или выберется из этой глуши ещё как-то.

Начало, где героиня приходит в себя в духе кто я, где я, конечно, банально до слёз. Можно было эту сцену пустить флэшбеком хотя бы. А так, рассказ - классический макарбизм (не путать с макабром) - история, в которой герою всё до определённого момента кажется не тем, чем является. Я бы не назвал это вот уж прямо хоррором, если честно. Триллером - возможно. Просто ты очень быстро начинаешь подозревать что всё не так просто, и маньяк не так уж опасен, как пытается убедить нас автор. В обще-то, скорее думаешь, почему ГГ до сих пор его сковородкой не ошарашила или поганку в суп не подложила. Тем паче, что в его отсутствие она по округе гуляет совершенно свободно. Можно, конечно, сказать, что идея рассказа в том, что от жертвы до хищника человека отделяет один шаг, но делает ли хорошая идея рассказ более конкурентоспособным на конкурсе хоррора? В целом, мне текст понравился, читать было интересно.

Куйва

Зеки бегут из колонии, прихватив на прокорм мужика потолще, убивают всех по дороге - а всё потому что в одного из них вселился местный вендиго, только он куйва. Скажу сразу: подобрать такого же монстра, как у всех, но из другой местности, это ещё не дать свежака. Серьёзно. Что касается сюжета, то перед нами полудетектив, полуужастик со стандартными ходами в духе "мы его убили, но он успел переселиться". Написано хорошо, но всё очень стандартно, неизобретательно. Ну, сами подумайте, стали бы вы голосовать за очередную вариацию на тему вендиго? И потом, монстры это как-то уже ну самый простой ход, что ли. Даже проклятия, и то интереснее. В общем, даже при том, что я люблю детективы, в данном случае это скорее неудача. Да и вообще я не поклонник того, чтоб в рассказах делать несколько сюжетных линий. Не положено это, и не случайно не положено. Объём у жанра рассказа маловат, и не стоит давать читателю распыляться между героями, локациями и т.д.

О Чугае и Царствии Небесном

Мужик потерял мать, и она из подвала давай ему нашёптывать о том, что надо родить сына Сатаны и ускорить пришествие конца света, чтоб все попали в рай, ибо щас мол все в аду на самом деле томятся и выйти не могут. Мужик похищает путану и заделывает ей ребёнка. Потом даёт слабину, и тут со всех сторон набегает воинство сил света в виде местных полицейских во главе с участковым-собутыльником ГГ, который оказывается архангелом. Архангел похищает блудницу, и ГГ отправляется с призраком мамки на плечах и старинным мечом в руках её освобождать. Следует эпическое побоище в полицейском участке. ГГ, одержав верх над адептами Бога, добирается до проститутки, но та уже успела родить недоношенную девочку вместо мальчика Сатанаила и помереть. Однако девочка оживает, в неё вселяется дух матери главного героя, и она говорит, мол, закрой глазки, папусик, я щас разберусь с подкреплением прибывшим. Ну, и сжигает полицейских в лучших традициях Кэрри. ГГ испытывает "отцовскую любовь". Если отбросить момент, что не понятно, с чего вдруг дух матери начинает продвигать акции Сатаны, и с чего Чугай выбран на роль отца сына Сатаны (вот тут реально затык с наследственностью, как мне кажется), а также не обращать внимания на неуместный, на мой взгляд, финальный приступ сентимента, охвативший ГГ, то рассказ совершенно угарный и замечательный, даже жаль, вот реально жаль, что это, скорее, мистическая чёрная комедия на серьёзных щах – в духе «От заката до рассвета». Жаль, так как это конкурс хоррора.

Потерявшиеся в Мохабине

Герой, этакий очередной подкаблучник, которого жена не понимает (собственно, её "вина" в том, что ей не заходят непонятные расхаживания мужа чёрт знает где, в то время как он привёз её знакомить со свекровью), отправляется побродить по городу своего детства, при этом слушая запись из Интернета, где двое детей прокладывают маршрут, который он воспроизводит. То ли он не слушал эту запись раньше, то ли забыл, чем на ней дело кончилось, но только его удивляет то, что он слышит. Чесгря, странно, что человек отправился по маршруту, не дослушав запись до конца. С чего ему идти тем же путём? Просто для ностальжи? Но всё равно было бы логично запись сначала целиком прослушать. Ну, и прочие непонятки имеются. В общем, автор в конце сам, похоже, не мог найти объяснения всем своим нестыковкам, и решил задать этот вопрос прямо словами героя. Решение, кстати, хитрое, я одобряю. В конце оказывается, что ГГ и мальчик с записи - одно лицо, и он ещё тогда, в детстве, потерялся. Полагаю, тут метафора человеческой жизни заключается: мол, мы все - потерявшиеся в детстве, да так из него и не выбравшиеся.

В рассказе 40 страниц, из которых первые 30 - тягомотина, описывающая расхаживания по каким-то дворам, улицам и, кажется, помойкам, причём с детализацией. Потом, наконец, последние 10 страниц идут плотным хоррором, сильно напоминающим "Матерь бездну" Назарова. Вообще, в рассказе должно быть сразу интересно, а не когда ты уже проклял тот миг, когда начал его читать. На то это и рассказ, малый жанр, малый объём. В общем, идея хорошая, и последние 10 страниц хороши, но полное отсутствие грамотно выстроенной композиции убивает историю на корню

Скворцы

Рассказ о том, как 19-летний парнишка, воевавший в Афгане, сошёл с ума и хотел вернуться на войну, чтобы воссоединиться с Пери, то ли явившейся ему, то ли просто привидевшейся. И вот он уже 30 лет содержится в психушке, но не понимает этого, и всё рвётся на войну, всё ему кажется, что ему ещё 19.Вообще, рассказ мне понравился, как по мне, он весьма хорош, но, несмотря на наличие Пери и мертвецов, пытающихся вылезти из гробов, мне эта история не кажется хоррором. Собственно, та же Пери могла быть просто галлюцинацией, да и не очень-то она сама по себе страшная - куда ей до войны. Да и мертвецы, вроде как, герою просто видятся. В общем, на конкурсе хоррора, мне кажется, рассказ проигрывает из-за несоответствия жанру. Вернее, из-за некоторой к нему скорее притянутости, нежели соответствия. Конечно, меня могут попрекнуть, что я присоединился к тем, кто любит говорить "это не хоррор", но что поделать. А война, конечно, штука страшная, но тогда нам слишком много историй про войну пришлось бы к хоррору отнести.

Среди теней

Одержимая манией выносить ночные горшки за полоумными стариками девушка находит работу по сердцу - в "восьми комнатной" (да, именно с пробелом, я не ошибся) квартире лежат по койкам две старухи и один старик. Перво-наперво автор считает необходимым блеснуть неуместной эрудицией, развешивая и описывая по квартире картины Рене Магрита, которые не имеют к рассказу никакого отношения. И к хоррору, кстати, тоже. Далее героиня, получив от нанимательницы чёткие инструкции (Боже, неужели она их нарушит??? нет, не может быть, это же так избито...), принимается за исполнение обязанностей. Кстати, вы когда-нибудь позировали на фоне "римского коллизия"? Нет? А вот одному из персонажей "Среди теней" это удалось. Но к делу. ГГ возится со стариками, почему-то проникаясь к ним симпатией. Старичок, бывший учитель литературы, даже начинает цитировать по памяти "Бурю" Шекспира. С чего автор взял, что учителя литры так могут, - главная интрига рассказа (шучу). Впрочем, да, мы ж без томика Шекспира и на горшок не садимся.

Далее главная героиня начинает увлечённо и с гордо поднятой головой методично и последовательно нарушать все полученные инструкции (всё-таки этот оригинальный и свежий ход применяется, да), в результате чего огребает по черепушке и занимает (внимание - ещё одно оригинальное сюжетное решение!) место сбежавшего из-за неё старика. Заодно мы видим мимолётное появление соседа-следователя, вся роль которого сводится к тому, что в конце он вероломно предаёт ГГ, оказываясь сообщником злодея (хотя какое предательство, если они с ГГ просто разок покурили вместе?). Перед финальным типа финтом мы имеем быренькую объясняловку происходящего - увы, автор почему-то предпочитает в этот ответственный момент говорить, а не показывать.

По итогам: написано неплохо, но середина затянута, объясняловка удручает, картины Магрита лишние, много клише, а героине не сочувствуешь, потому что у неё все мысли о стариковском дерьме под кроватью.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)