DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

29. Финал. Отзывы Василия Рузакова

Конкурс получился довольно сильный, лично мне активно не понравились всего пара рассказов среди вышедших в финал. Если вдуматься, то это вполне хороший результат даже для сборника рассказов профессионального автора (или авторов) – не припомню в своей читательской практике сборника, в котором все рассказы были одинаково сильны. С другой стороны, есть общая и занятная тенденция: понимание жанра существенно различается от автора к автору – некоторые рассказы, в том числе весьма сильные, я бы к хоррору относить не стал.

Улыбка

Это и есть отличный пример такой тенденции: было очень интересно, куда же вывернет автор свою историю, эмоциональное воздействие тоже было довольно сильным – особенно в финале. Но по сути: хоррор ли это? Есть вполне себе фантастическое допущение: человек, проклятия которого сбываются и который использует свой дар в работе профессионального «киллера». Есть реакция других персонажей, есть проработка психологического воздействия подобного образа жизни на героя – этакая «достоевщинка». Есть ли в этом что-то от ужасов как жара? Я не уверен.

Крапива

Отличный рассказ, прежде всего - по способности создать мистическую атмосферу, зыбкое ощущение столкновения человека с чем-то непонятным, потусторонним. Есть любопытный, не похожий на какие-то классические образчики сеттинг, есть попытка создать «нового монстра», условно говоря. Лично мне было бы интереснее узнать об том месте, куда угодил персонаж подробнее – но даже в таком виде рассказ вполне «работает». А вот как раз бытовые детали, история персонажа здесь не слишком интересна – по сути, для меня как читателя было неважно даже то, на какой войне он, собственно говоря, сражался.

Бесы Бережного

И снова – в основе рассказа этакая «достоевщинка», рассказ о трудном подростке. По сути, на всем протяжении чтения, ты понимаешь, что мистической подоплеки может и не быть, что у парня могла просто поехать крыша по почве адреналиновой наркомании. Развязка переворачивает ситуацию и меняет наше восприятие истории, резко прибавляя рассказу баллов. Но опять-таки: бытовая история, жуткая в бытовом, а не в жанровом смысле, как мне кажется.

Мертвец

«Темное фэнтези» в химически чистом виде: пара натуралистических деталей ни к коем случае не делают его хоррором в привычном понимании жанра. У Глена Кука в «Темном отряде» тоже встречаются натуралистические описания, знаете ли. Там даже оборотни и зомби есть, между прочим. Станет ли он ужастиками с точки зрения большинства читателей? Отмечу, правда, что как раз критики и литературоведы за рубежом часто считают, что темное фэнтези подвид хоррора. Или наоборот.

Из недостатков рассказа отмечу некоторую «мери-сьюшность» героини – что, кстати, вполне характерно для современного фэнтези.

Костяной

И снова темное фэнтези во всей красе, напоминающее более мрачную вариацию того же «Ведьмака». Главный недостаток – в том, что автор слишком затягивает объяснение того, что, собственно, происходит. Кто? Что? Зачем? Почему? – выстраивать интригу вокруг ответов на эти вопросы в рамках короткого рассказа, чаще всего – решение не лучшее.

Импи

Хорошая, интересная история, в которой хватает «вкусных», продуманных деталей: «привычный гул их ссоры» и т.п. С другой стороны, есть и непонятные моменты, лично мне глаз резавшие: отец-турист, который спит с ножом в руках и первым делом режет стенку палатки? С этим туристом точно что-то не так, но что – из рассказа не слишком очевидно.

Черви

Опять же – хорошая мистическая история, но мне в ней все-таки не хватает прописанности, подробностей. Как ни странно, именно здесь неплохо бы работали, как мне кажется, натуралистические подробности: примерно как это сделано у Баркера в «Ночном поезде с мясом», например.

Сега МегаДрайв

И снова – неплохой рассказ с попыткой изобрести своего «незаемного» монстра – довольно удачной, к слову, попыткой. Неплоха и атмосфера: есть в ней некоторый жутковатый привкус. Но все-таки эмоционального отклика добиться не удалось.

Осторожно, папа, там мертвец!

Ну да, ну да… «Хоррор а-ля рюсс»: свинцовая мерзость жизни», истории из желтой прессы на мотив «как страшно жить», отец-уголовник… Если добавить в них зомби – ужасы ведь получаться, да? По формальному признаку – да, хоррор.

Сказка про Черного Бычка

Еще один пример чистейшей научной фантастики, в основе которой – вполне себе фантдопущение. То, что общий тон рассказа мрачный и натурализмов хватает – дело совершенно десятое. При этом читается рассказ несколько затянуто, повторы быстро начинают раздражать и читатель просто равнодушно ждет – на что автор вывернет, как закончит? Снизойдет ли до объяснения, почему это все происходит? Развязка оказывается едва ли не самой очевидной из возможных.

Еще один последний

И снова – чернуха с бытовухой из желтой прессы как средство создания русского национального хоррора. Здесь сильнее всего заметна еще одна тенденция конкурсных авторов: действие строится так, что непонятно, происходит ли все это в реальности или герой-рассказчик – просто человек, которого преследуют галлюцинации. На самом деле, это довольно сложный прием, который редко срабатывает. Не сработал и в этот раз.

Возвращение

Излишняя «литературщина», длинные, показушные описания, которые должны продемонстрировать «мастерство» автора, но на деле только замедляют развитие истории и раздражают читателя. К тому же концовка напрочь не работает, потому что уже с середины рассказа понятно было, к чему все идет – и автор сделал самый скучный выбор из всех возможных. А главное, что мир рассказа напрочь непонятен: происходит ли это только с героем рассказа или это нормальное явление в мире, о котором идет речь? Если такое творится только с ним, то почему, как и зачем? Нет ответа…

Высота

Здесь вообще нет истории как таковой, но есть попытка заменить ее атмосферой. Как упражнение в писательских навыках – возможно, полезно. Как история – невыносимо скучно.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)