DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

30. Финал. Отзывы Александра Прокоповича

Очень сильный состав. И даже те тексты, которые я поставил ниже, обладают как минимум сильной атмосферой, мощными эпизодами. Поэтому и ранжировать было довольно трудно. Огромное спасибо всем участникам, это было настоящее путешествие в жанр.

Вдоль села Кукуева

Вдоль?

Атмосферно, стилизация, работа с историческим периодом... Сильное впечатление, другой вопрос: а ради чего?

Это субъективно, но вся история — некое «а вот!». Что? Мало трогает, что произошло с пассажирами этого поезда, так как я их просто не знаю, мне некому сопереживать. По какой такой причине журналист, приехав в совершенно благополучное время, нежданно перестает бриться на протяжении недель?

Все вместе — некая зарисовка-притча, которую можно было бы сократить раз в десять — и впечатления не поменялись бы вовсе. Но автору хотелось играть в стилизацию. Это авторский выбор. Мне всегда казалось, что любой прием — для чего-то, а не текст — ради реализации приема.

Вместе с тем адская тройка — замечательная, и так жаль, что действия так и не случилось. Вот бы сюда еще и историю.

Сильный автор, выполнивший ту задачу, которую перед собой поставил. Жаль, что эта задача не совпадает с моим желанием — прочитать увлекательную историю.

Вешки

Хорошая история, но есть забавное обстоятельство. Хотя, возможно, автор так и задумал: в теории пугаться надо чудища, а страшно было от ветра и холода. Ладно, с чудищем как-то справились, хотя не вполне понятно, в чем вообще способности твари и пр., почему при разуме и уникальных способностях она так странно себя вела. И сусликов тоже заманивала вешками? А с погодой справиться не случилось. Здорово, что есть развязка, все замотивировано, но все же завязка, вообще все до цок-цок — сильнее. Понимаю, жанр, но эта же история, как мне кажется, не удержалась в рамках мистики и как только ушла в сторону фантастики — потеряла свою силу. Очень хороший момент — «левые» вешки — фактура играющая и убеждающая. Рассказ хороший, но повторюсь: в мистическом пространстве, в недосказанности он бы читался лучше и сильнее. Мне так кажется.

Еще меня несколько напряг момент сетования на амуницию и пр., при этом главный герой — опытный человек и как-то, вероятно, должен был выбрать амуницию надежную. То есть некая дихотомия: то все по уму, то как новичок. Но это мелочи.

Куриная голова

Действительно страшно. Небольшой объем, но это, конечно, эпос. Я совершенно не знаком с цыганским фольклором, и я не уловил никакой экзотики-экзотики, но очень интересная работа. Мне кажется, такая повесть просто напрашивается на рост в виде продолжения или дополнения. Не обязательно в сторону именно цыганскую, но в сторону неких страшных сказок. Хорошо, страшно и достоверно, что странно и уникально. Дело в том, что есть как раз проблема сказок для взрослых, которые, как правило, моментально уходят в межжанровость: форма детская, содержание взрослое. Но тут иллюзия достоверности настолько сильна, что ничто не коробит.

Медовое

Яркий текст, но. Меня напрягают подобные истории таким моментом, как полный идиотизм героев. Я не вполне понимаю, ни как они туда попали, ни на что была надежда — как выжить, на что рассчитывает обоз, который как бы везет запасы, но на самом деле обречен на смерть. Я понимаю, что это как бы служебные обстоятельства, но они меня напрочь выбрасывают из процесса чтения в некий процесс ловли нестыковок.

Ускользает образ отшельника... Вот эта история: мы вас предупреждали, вы не послушались, получайте за это... Вероятно, все же нужна основа, почему все так.

Написано хорошо, если бы не вышесказанное — все убедительно, и финал предсказуем, но хорошо. И стилизация работает, но вот меня несколько озадачили вводные, судя по всему, жить они должны были на некоей настойке и травах. И умереть с голоду. Странное допущение.

Многоколенчатый

Мне не хватило (или, напротив, было слишком много) работы героини. Что за полночный экспресс, что за командировки, что за... Ну как-то хотелось бы понимать, а не продираться. Для развития сюжета это почти не значимо. И я всегда ужасаюсь вот этому ходу: человек сталкивается со смертельной опасностью и все равно делает все, чтобы таки нахлебаться. Вероятно, это должно быть как-то обыграно, так же как и то, что за палочник и чем он грозит, ну как-то...

В результате самый яркий момент — рыбки в ресторане. Он конкретен и понятен.

Мне кажется, проблема в том, что мы так ничего и не знаем про героиню и ее работу, это могло усилить рассказ, вероятно, это могло быть как-то связано. Пока — некие разрозненные события в жизни незнакомки.

Неспящий

Фишка в том, что ключевая сцена стреляет, если ее готовить. Мистический «Бойцовский клуб», как мне кажется, не сработал. В момент кульминации суть героя должна быть очевидна, а не — так, как это сделано. Забавно, что тут одна проблема прикрывает другую: легкость заказа убийства как бы объясняется личностью клиента.

Мне кажется, что тут есть еще некая проблема: нет жертвы. В этом жанре довольно трудно и пугать, и драматизировать, если все не задевает читателя.

Вместе с тем — масса интересных деталей, и... эх, если бы главным героем был Верига... Вот почти Ведьмак. Я бы с удовольствием почитал новеллы про него.

Еще. Мне не хватило точки отсчета. Ведь ситуация в какой-то момент стала критичной. В какой, почему герой не помнит Тишку до того?

Под прахом

Вот как опытный каменщик укладывает кирпич, так и этот рассказ автор прописывал шаг за шагом. Меня несколько смутила отмороженность героя и герметичность. Нашел, сжег, поел, поспал — неизменный ежедневный цикл. Возможно, это прием, так же как и недосказанность о судьбе дочери и жены, в любом случае этот ритм — работает, редкий случай, когда именно ритмическая составляющая рассказа так важна. Потому как причинно-следственные связи, если и есть, то открываются в финале.

И о страшном. В монотонности подачи, конечно, есть некая «страшилка», но одновременно это и убирает эмоцию. Тем более что понятно, что все будет более-менее ОК, маскировки нет.

Пробуждение

Космический баран не впечатлил. Хороший язык, до последних фантасмагорических сцен — держит в напряжении, но финальная часть, которая сводится к «а вот как», разочаровала. Полностью разрушена иллюзия достоверности. Допускаю, что я просто не понял авторский замысел. Мне показалось, что идея и сам текст отделены друг от друга, есть качественный массив текста и есть идея, которая не кажется чем-то обязательным здесь. И еще. Если мы говорим о жанре, то отрыв от достоверности обеспечивает тот факт, что вообще не страшно. А вот использование мата — уместно и «вкусно».

Резюмируя. У меня осталось сложное впечатление: текст до раскрытия интриги — хорош, но начиная с появления стада обнаженных людей — разочаровал.

Завязка — куда интереснее финала.

Секретарь

Три женщины, три истории, которые связаны между собой довольно причудливо и каждая из которых особо ничем не заканчивается. Вероятно, читатель должен почувствовать некую радость от стилизации. Но в конечном счете как-то все это в сторону «а вот был у нас один случай...». Ну, был. Девушка мерзнет, ей дарят шинель (это реально? — просто дорогая штука для небогатого человека), и — да все равно, что там дальше. Может, она в шинели и покончила с собой.

Помолился и получил секс с мертвецом — тоже забавно. Ну и благословение, которое приводит к довольно печальным результатам, да и освежеванная девица — кем, зачем, почему? Мне все же кажется, что вот так раскидываться сюжетными ходами не есть здорово. Собрать бы их. Если читать не только ради игры в старорусские байки, то хочется классики — не пучка завязок, а добавить к ним кульминации и финалы.

Убить Упыря

Несмотря на исторический бэкграунд, атмосферу, текст рассыпается. Обо всем и ни о чем. Понятно, что в жизни так и бывает, но вот эта совершенная хаотичность происходящих событий превращает текст просто в некую зарисовку, причем в ней энное количество частей, связанных только тем, что война — это ужас какой-то. Боюсь показаться черствым, но война не требует доказательств своего ужаса, это как бы известная вещь. Вероятно, об этом надо напоминать, но все же мне показалось мало одной идеи на весь текст. Смотрите: какой кошмар. ОК, и что? Да, и простите, но про свинью считывается, я, правда, думал вначале, что все же коза, но свинья — вернее.

А ведь яркие персонажи, благодатная почва, но сводится все к тому, что да, вот без души плохо-то как.

Почему именно трое идут искать ребенка, почему только в ночи, почему все боятся, лет уже прошло сколько-то, словом, все построено на некоем авторском предположении, что должно быть так. Свинья — реально страшный зверь, и странно, что в темноте они вообще что-то увидели, дальнейшее просто некий психоз.

Странная история: мне кажется, сюжет не проработан.

Фантомы

Проблема жанра. К сожалению, все считывается: призраки, как только они появляются, и девушки — понятно, что вот про них. Вероятно, есть смысл лучше поработать над маскировкой.

В целом — понравилось, и персонажи достоверные и симпатичные, причем, что редко, злодей есть, но не суперзло, как ни странно, текст — добрый.

Здорово использована фактура. Меня несколько покоробила история с мамой героя, она какая-то вставочная, а вот сложнее с кульминацией. Было очевидно, что если герой справится с антагонистом, то это будет совершенно фантастично, с другой стороны, мне все же не хватило самоотверженности героя, а не просто «вот как хорошо все случилось». Тем более что реально он ведет себя мужественно, нужен лишь небольшой акцент на этом. Не испугался, не растерялся. И я бы прибрал, конечно, рассуждение героя о призраках, мне кажется, пусть читатель сам догадается — это сильнее будет.

В целом убедительно. Возможно, не очень страшно, но пока не дочитаешь — не отпускает.

Цельное зерно, домашняя закваска, замес вручную

В целом очень хорошо.

Первая часть — до появления полицейского — замечательная. Совершенно эталонный текст, даже несколько страшно, откуда берутся авторы с таким языковым чутьем, с таким чувством, что можно, что нельзя и как это делать.

Но! Вся история с подкормкой гаишника — ступень вниз. И, вероятно, это ожидаемо, просто потому, что идет уход в конкретику, и сделано это фактурно, но слишком легко и быстро. Да, магия, но мне не хватило точки перегиба. История с послушным Жорой и четой Хлыстуновых... во-первых, заканчивает всю хлебную историю, а уж поведение попа — напоминает мне традиционную формулу «внезапный дебил», когда герой вдруг поступает ровно так, как того хочет автор, а не как должен был бы поступать персонаж. Финал понятен и предсказуем.

Текст очень сильный, особенно начало, кажущаяся простой схема с лифтом — великолепна, но жаль, что тот запредельный уровень, который автор заявил, не удалось удержать.

В любом случае — здорово.

Шуга

Фактурное, хорошее изложение сбивают вдруг возвышенные рассуждения автора о. Дело в том, что сама история все дает, и вот эти откровения от автора/героя работают с точностью до наоборот. С шугой — первый мираж в виде осьминога — недостоверно, не подготовлено. Последующие видения просто не работают. Работает история с мигающей лампочкой, вот на этом месте все заканчивается. Просто дальнейшее — достаточно предсказуемо, и градус падает.

Мне показалось, что тут автор — заложник истории. Герой заблудился, но его спасли, по дороге ему многое мерещилось. Не хватило сюжетного поворота, который спас бы финал. С моей точки зрения, введение персонажа айсберга — убивает все то, что было сделано до того, выбрасывает из материала в какую-то ничем не подготовленную и ничем не оправданную историю с глобальным злодеем, появляющимся «вдруг».

Тем не менее — фактура, мир очень интересны, нужно дорабатывать сюжет, потенциал замечательный.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)