DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

35. Финал. Отзывы Алексея Провоторова

Алексей Провоторов

Писатель, художник. Лауреат национальной литературной премии «Рукопись года 2014», лауреат премии «Интерпресскон 2019», победитель конкурса «Чёртова дюжина 2015». Автор обложек и иллюстраций хоррор-книг.


Всем привет. Сразу хочу отметить — финал получился приятным, что особо ценно – разнообразным, и почти все рассказы сами по себе довольно сильные, даже если лично мне не зашли.

Как обычно, мои судейские решения основываются на трёх вещах.

Первое – любое оценочное суждение субъективно.

Второе – мой главный критерий – это интересность. Я многое могу простить истории, если она захватывает, и многое могу не зачесть, если при идеальном, скажем, языке, прекрасных метафорах и восхитительном словарном запасе я никакого погружения не испытал. И историю, технически исполненную похуже, но более яркую, я не колеблясь поставлю выше, потому что исполнение можно подрихтовать, а внутреннюю искру, разжигающую читательский интерес, взять неоткуда, если её нет изначально.

Третье – раз это конкурс хоррора, я учитываю страшность. Вызвал у меня рассказ мурашки или нет.

Итак, по алфавиту.

Гости

Простая по концепции, и тем хорошая история. Без излишеств. Погружению немного мешает отстранённость, какая-то обезличенность, чтоб не сказать местами безыскусность, но отдам должное – идея срабатывает как надо, повествование не отвлекается, темп, пусть не самый бодрый, не сбоит; и когда тебе кажется, что ты просчитал финал, и ждёшь чего-то вроде цикличной замкнутости (только не «убивший дракона сам становится драконом», а «проигравший дракону присоединяется к нему» или около того), — рассказ удивляет, делая зигзаг к хэппи-энду, который на самом деле ни разу не хэппи, а даже пострашнее того, что ты ожидал. Пройти по лезвию шаблона и эффектно вывернуть его — это получилось здорово, как по мне.

Интересный ли это рассказ? Да, немного пыльный, неспешный, но в определённом напряжении держит, а финал добавляет ощутимую охапку очков в копилку моего читательского интереса.

Страшный ли он? Да, эмоции вызывает, и в конце пробирает до мурашек.

Десятый вал

Эх. Вспомнился любимый мой рассказ про погружение в безумие – «Оставайтесь на связи» покойного уже, к огромному сожалению, Игоря Крома. Он забавный, жуткий, напряжённый, интересный, наполненный действием, многослойный и безумный.

Этот тоже старается, крутит-вертит читателя до головокружения и довольно занятно (снегопад под амитриптилином – удачный образ), но потом ты обнаруживаешь, что ведь сюжета-то у истории нет, это погружение в безумие ради него самого, ну и в общем-то зачёте здесь же ничегошеньки не происходит – мужик под таблетками ходит по улицам.

Кстати, (опять же к сожалению) мне приходилось видеть людей под амитриптилином (вообще не тот опыт, что мне хотелось бы вспоминать, но куда деваться), и узнавания ситуации я, честно сказать, не словил. Понимаю, что это индивидуально, но, наверное, текст подействовал бы на меня сильнее, улови я в медикаментозных кошмарах героя что-то знакомое.

Герой, в общем-то, никуда не движется, с ним и вокруг него ничего по сути, кроме галлюцинаций, не происходит. А сам по себе мужик не то чтобы сильно интересный, и галлюцинации у него не особо захватывающие, да и хоррора в этом не много.

А вот тот самый хоррорный элемент — безумная бабка с мёртвым дедом — выглядит лишним в этой, в общем-то, жизненной истории. Она сюда не вписывается, как будто сбежала из рассказа подешевле. Слишком нарочито двинутая, слишком сцена в квартире выглядит рассчитанной на то, чтоб поразить зрителя, потому и не поражает – выбивается из ряда, слишком навязчиво говорит «смотри какой финт»! А финт, кстати, так себе, я его едва ли не с первого упоминания про деда просёк.

Интересный ли это рассказ? Я бы сказал, что он любопытный до поры, а когда осознаёшь, что ничего большего он тебе не даст, интерес пропадает. Не мой это тип истории. Она хорошо реализована, но она реализована мимо меня.

Страшный ли он? Да как сказать. Некоторые сцены работают, но в общем и целом нет, на меня не подействовал. Самая жанровая сцена перегибает палку и выглядит инородной.

Красная паутина

Я вот в таких рассказах пугаться не могу. Всё плохо, все злые, все персонажи быдло, все матерятся, грязь, чернуха, бытовуха, взаимонепонимание, единственный персонаж, кажущийся нормальным – насильник, а главный герой отмороженный.

Когда в истории вообще нет простых обычных людей с понятными мне человеческими чертами, когда все – злобные уроды, я не способен эту историю воспринимать как что-то настоящее, как что-то интересное. Мне не с кем себя ассоциировать, не за кого переживать и в целом всё равно, что там происходит. Понятно, что злобные тупые уроды, а так же всякие прочие уроды, существуют. Но общество состоит не из них одних, а рассказ упорно игнорирует этот факт.

Я ничегошеньки не понимаю в футболе, для меня это всё белый шум. Я не люблю футбол, простите, это какая-то чуждая и скучная для меня часть мира, существующая где-то в непересекающихся с моими кругах Эйлера.

И как я могу сопереживать герою, для которого футбол интереснее «Чужого»? У меня нет с ним точек соприкосновения.

Но, с другой стороны, я ничего не понимаю в картах, а истории про картёжников бывают весьма интересными. Тут же, видимо, меня не смогла заинтересовать сама история — форменная бытовуха и чернуха почти до самого конца, который, на контрасте со всем тем, что в этом рассказе считается реализмом, выглядит гротескным, почти сюрным, и оттого не работает.

Кстати, мне интересно: а почему только футбол? Если герой видит тайные механизмы силового устройства мира, то отчего он этих линий не замечает, скажем, в дорожном движении? Там легко должно кровавое месиво складываться, при куда менее значительном воздействии на ключевые точки, чем в футболе. А хоккей, нет? Почему именно футбол? Ладно, это не так важно. Вряд ли ответ что-то изменит в моей оценке этой истории.

Интересный ли это рассказ? Простите, не для меня. Ни футбол, ни бытовая драма неустроенного подростка с задатками сверхъестественного социопата — это не моё.

Страшный ли он? Нет. Единственная мясная сцена тут преувеличенно уходит в кровь-кишки и оттого кажется не то чтобы бутафорской, но какой-то декоративной в общем. Я вижу спецэффекты. А не должен бы.

Морские пейзажи

А вот тут хороший, плавный градиент безумия. Иногда автор перегибает палку, со всякими этими радиограммами 666, но несильно, впрочем. Жаль только, что это зарисовка — ты понимаешь это, когда темп скатывания в потустороннее странное замедляется, а не нарастает, и становится ясно, что никакой убойной сюжетины там в конце нет, что это просто ниспадающий график, с берега и до ледокола «Тварь» (и это прекрасное название для корабля, кроме шуток).

А жаль – реализовано отлично, но на такой дистанции нарастание безумия укачивает, как шоссейный синдром; внимание и интерес притупляются.

Впрочем, рассказ однозначно клёвый.

Интересный ли он? Ага, приятно было скатиться вместе с персонажем по этой наклонной под безумный ледяной откос.

Страшный ли он? Угу, жутковатый, именно за счёт неторопливости своей, когда норма подменяется чем-то не тем исподволь, но необратимо. Очень неуютная вещь, прямо как надо.

На ногах

Этот рассказ делает так же, как и «Огонёк» (о котором ниже) — берёт вроде обычное, бытовое начало и вбивает в него острую цепляющую деталь, внезапную и странную. И делает это здорово.

Хорошая, крепкая история про межвидовое столкновение, с взвешенным балансом драмы, триллера и хоррора, с толикой магии, с внутренней логикой, человечными героями, хорошей, продуманной тварью, приятным переосмыслением сказки и мифов, без чернухи и бытовухи – здесь люди в страшной ситуации, но это не уроды, не юродивые, не озлобленные социопаты, не сумасшедшие на препаратах — это обычные люди, как вы и я, и как же приятно обнаружить себя переживающим за них.

Интересный ли он? Да. Прочел с удовольствием.

Страшный ли он? Тоже да, при чём страшность тут разная, от тоскливо-потусторонней до органически-кровавой.

О вас лишь радуюсь

Нет, лося я, конечно, заценил. Но шутки шутками, а вы башку лося представляете в размерах? Если нет, я вам тут ссылку вот на картинку оставлю (не бойтесь, лось там живой и целый):

Насколько я знаю, она и без рогов-то килограммов сорок может весить. Но ладно, я улыбнулся с того, как Дементий ненавязчиво засветил башку от лося на телеге, но когда он несколько звериных голов вытряхнул перед архимандритом из той же торбы, я взоржал. Простите.

Жаль только, я не нашёл подтверждения тому, что это шутка. Хоррор-комедии – это здорово, но когда комический эффект ненамеренный, то хоррорный он, извиняйте, перекрывает напрочь.

И ещё: «С рассвета и до полудня от таскал трупы в одну кучу, таскал далеко — за половину версты, чтобы дым не раздражал чуткие ноздри его гостей. С некоторыми пришлось легко, с тварями покрупнее требовалось возиться, но выручил острый бердыш: разделял плоть легко».

А трупов, напомню, было 150.

Слушайте, верста это приблизительно километр. Предположим, не все звери были большие, одержимые мыши и белки тоже считались, но раз некоторых приходилось расчленять, то в среднем выйдет то же на то же. Ладно, предположим, что пёсьи морды преувеличили свои подвиги, возьмём не 150 трупов, а 100. Сотня ходок. За полверсты. Туда-сюда. 100 км до обеда. С грузом. Да ради всех богов, если вы в пылу вдохновения вообще не обращаете внимания на то, что вы пишете, то заведите бета-ридера. Правда, в таком случае рассказы придётся заканчивать как минимум не впритык к дедлайну, а кто я такой, чтоб советовать это, раз сам страшный дедлайнер и никакого бета-ридера у меня обычно нет, эх.

(Я, кстати, когда-то написал в рассказе «по его искрам пробегала шерсть», вычитал сто раз и так и отправил. Не замечал, пока меня носом не ткнули. Это я к тому, что если я ругаюсь – то я как читатель ругаюсь, а как писатель я лажаю точно так же, бывает)

Да, вот что хотел спросить: если лес не такой уж большой, если гнездо Чужих, в смысле Мокоши, в пределах дня пути, крестьяне могут порченую зверюгу отогнать факелами и вилами, а Дементий справляется обычным огнестрелом, так в чём проблема прислать стрельцов, зачистить лес в течении дня, а ближе к гнезду – подпалить его и пусть себе горит? Либо не такая это большая проблема, раз мужик один годами бьёт порченого зверя, а остальным оно не больше вреда приносит, чем обычные оголодавшие волки зимой; но тогда зачем заморачиваться с вызовом аж заморских нелюдей; либо я чего-то не улавливаю. Как писал Сапковский: «…Года два назад крестьяне из какого-то задрипанного закоулка под Махакамом, у которых дракон пожирал овец, пошли скопом, забили его дрекольем и даже не сочли нужным похваляться этим».

Псоглавцы очень клёвые, жаль они не до конца продуманы, и представить их как-то однозначно, исходя из авторских описаний, сложно, поэтому я представлял их по-своему. Будь у меня время, я бы даже картинку нарисовал, ну да ладно.

Жаль, собака в хорроре – верный смертник, даже в таком случае. Я переживал за этих ребят, и я этот рассказ запомню именно через них.

Кстати, лучше б это было фэнтези, с большим количеством намёков на ненашесть мира, чем на Русь. Меньше было бы вопросов.

Интересный ли это рассказ? Ага! Бодрый, пёсели клёвые, драйв драйвовый, финальный босс как будто из Гравити Фоллз, всё отлично, если б не авторские перегибы. Мне это всё вообще представлятся шутером от первого лица под треки от нейромонаха Феофана. Думгай по-русски. И бесконечная торба с инвентарём. Очень игровая фишка.

Страшный ли он? Неа)) Жуткие моменты вроде хора детских и звериных голосов за стенами скита (офигенная сцена) напрочь нивелируются всякими ненамеренно комедийными абзацами, простите))

Огонёк

Эх. У рассказа шикарнейшая вступительная сцена, да собственно и всё. Нет, он не плохой, но он проигрывает собственному жёсткому, хваткому началу. Из которого должна была развиться более крутая история.

Я так развлекался в своё время – когда мне было дико скучно и некуда девать время (когда ждал автобус из универа домой, например), я придумывал концепции и пейзажи других планет. По нескольку за раз. Так что с гг мне довольно легко было себя ассоциировать, тем более что он получился живой такой, человеческий парень.

Я не ухватываю, зачем им кормить людей плодами чужих фантазий (громоздкая, неочевидная схема с невнятной мотивацией), и для рассказа про фантазию – простите, в рассказе слишком мало фантазии. Да, пара интересных социально-фантастических идей озвучена. Ну и всё. Если у вас тут Пожиратель Фантазтий – то чего он такой шаблонный? Какая-то щупальцастая расхожая бесформенная НЁХ, безь ярких черт, почему-то с непремнным гноем (это же здоровое существо на пике формы, какие трещины и гной, почему вообще? Это не оживший мертвец, это Пожиратель, мать его, Фантазий, это должна быть штучная крутая тварь! Я разочарован.

Она, мать Алисы, конечно, жутенькая, но блин, мы всё это уже видели.

И ещё – да почему ж родители с детства, когда объясняли, что нельзя пальцы в розетку совать, разговаривать с незнакомцами и переходить дорогу на красный свет, не объяснили своему дитю, что бывают Пожиратели Фантазий, они могут втереться в доверие, поэтому того-то и того-то никогда не делай?

Он же по незнанию простейших фактов всех смертельно подставил. Да как так-то!

Интересный ли это рассказ? Да, от него ожидаешь большего, но всё же он оригинальный, и это полноценная история, а не зарисовка, не отрезок.

Страшный ли он? Ну да, тут есть пара годных жанровых сцен, но так-то на конкурсах читал я вещи и пострашнее, не позиционировавшие себя как хоррор.

Поклонись

Отечественная версия Иннсмута должна была быть покруче и поинтереснее, эх. Здоровенная языческая тварь Переплют – это конечно хорошо, рыболюды всякие — это здорово всё, обитатели глубинки, поклоняющиеся всякой стрёмной фигне – это отлично, это мы всегда за.

Но. Проблема первая – рассказ вторичен, слишком по лекалам исполнен. Он играет на поле, например, «Снегурочки» Олега Кожина и «Корабля живых» Дмитрия Тихонова, и проигрывает — те, при схожей схеме, вещи покрепче и пооригинальнее.

Вторая — антураж в рассказе не вызывает доверия.

Где вообще здесь Советская власть? Где сельсовет? Председатель? Почему только какой-то мужик едет в гребеня ликвидировать неграмотность, прям сразу с букварями, на ночь глядя, наобум, на самотёк? Есть подозрение, что автор не особо вникал, как оно происходило, или вникал да не совладал. Или не заморачивался. Я, может, и не прав, а ощущение-то не уходит.

Зачем герой стреляет в ногу персонажу? Просто вот, простите, нафига? Мог бы в воздух стрельнуть, если вам так нужен был выстрел, чтоб от страха померла беременная селянка; но в ногу? Это выстрел рассказа в ногу самому себе, с этой минуты рассказ, вполне интересный, успевший захватить сценой с вещим покойником, теряет доверительность.

И этсамое, местный говор. Архангельский диалект не то чтобы похож на это. У поморов полно интересных словечек, которых я тут почти не вижу. Да, здесь имеется так называемая флексия (читамы-писамы), да своеобразный переход «е» в «о», (на слух - в «ё» , «смертём»).

Но – откуда в говоре прорезаются ураинское «алэ», польское «юж»; почему слово «кровь» в трёх местах звучит абсолютно по-разному («кроу», «крув», «кроув»), почему в одном предложении в ряд стоят глаголы совершенного и несовершенного вида, например?

«У нёго клыки с горбом вырастём, затоскуе, повертается кроу питии».

«Повертается» – это «возвращается». «У него клыки с горбом вырастут, застоскует, возвращается кровь пить». Должно быть «повернется» тогда уж.

Я, конечно, далеко не специалист, всякие поморские сказы читал давно, но ощущение лингвистического месива очень явное.

С педагогической точки зрения тут всё тоже не очень хорошо, тут я более профессионально, так сказать, могу судить, но ладно, обучению как таковому тут уделено крайне мало времени, так что опустим.

Интересный ли это рассказ? В начале и в самом конце. Почти всё остальное чудовищно провисает и выглядит суетливым и невыразительным, будто автор не знал, чем толком занять основное действие, между прибытием персонажей в нужную локацию и появлением наконец всяких клёвых чудовищ.

Страшный ли он? Опять же, начало (сцена с вещим мертвецом работает) и финал да, лавкрафтианский такой, беспощадный, безысходный, мокрый и ледяной, герой узрел невыразимое и жалкий разум покинул его.

Но, в общем, эту историю стоило бы сильно доработать напильником до состояния «клёво». Задумка-то ничего такая.

Птица вещая

Опять все печальные, измученные, недобрые, единственная хорошая героиня на самом деле нехорошая, предатель и враг (тренд такой, что ли? В «Огоньке» вон тоже подруга оборачивается врагом).

Я не знаю, как объяснить это полностью понятно для всех, но рассказы, где нормальных людей нет, а все плохие и у всех всё плохо, не срабатывают со мной в основном. Нет, бывают исключения, но как правило всё именно так.

Идея классная, я люблю фильм «Время», у меня у самого года три лежит ненаписанный рассказ про расплату временем (впрочем, это не хоррор), но вот реализация, она, как бы это сказать, сценарная какая-то. Страшная хня-кукушка, которую то ли видит герой, то ли кажется ему, хорошо бы смотрелась в кино, в рассказе она слишком явная и оттого не вызывает доверия. Я бы не тащил её так сильно в кадр, в этой истории акцент всё же не на монстрах.

Кстати, если бы герой на сайте с эскортницами выбрал бы другую деваху, как бы к нему подобралась эта? Это именно сценарный, сюжетостроительный ход, а не реалистичный. Вот тут я перестаю видеть героев, и, как тот парень из «Красной паутины», начинаю видеть линии и всякую писательскую механику.

Про глухоту героя. Травматическая перфорация барабанной перепонки – дело обратимое, там бывает и лечение не требуется. Но двухсотками он мог, конечно, не то что косточки и улитку – мог и мозговые центры задеть, наверное)) Я к тому, что я бы этот момент как-то оговорил – что именно он там себе такое утворил. Чтоб не было лишних вопросов у читателя типа меня.

Интересный ли это рассказ? Местами вполне. Но у него как будто сбоит баланс – где-то он излишне скатывается в чернуху, где-то в киношность. Не могу сказать, что залип в историю от и до – иногда я видел просто буквы, а не живое повествование.

Страшный ли это рассказ? Вообще самая жуткая сцена, как по мне – когда девушка перекрашивает волосы, и герой понимает, что всё очень не туда пошло. Вот это вот хорошо, куда круче сцен, где кукушкоид в кадре. Будь весь рассказ выдержан на такой нервной ноте – мне бы он понравился куда больше.

Санта Муэрте

Полагаю, это мой косяк, но большинство русскоязычных рассказов про заграницу воспринимаются мной с подозрением – я не знаю, шарит автор в теме или генерирует клюкву, какую неизменно генерировал бы мексиканский писатель, реши он сбацать рассказ про российскую уголовную глубинку.

Нет, иногда сразу видно, что автор знает, о чём говорит. Но тут этого ощущения у меня не возникло.

Мне здешняя Мексика представляется усредненно-киношной, с тем самым расхожим жёлтым цветокором. Никаких таких доверительных чёрточек, которых я бы не мог сочинить просто на основе масскультурного фона, тут я не нашёл. Вот и думай – знает автор, о чём пишет, а я просто не могу уловить в силу того, что не был в Мексике (правда, у меня есть настоящие маракасы оттудова, но этого, как вы понимаете, недостаточно), или автор знает столько, сколько и я, а тогда мне не особо-то интересно на такую Мексику смотреть.

Сам рассказ очень неспешный, чуть отстранённый, здесь есть яркая эмоциональная сцена – с операцией и реакцией героя; а остальное всё – похищение, пытки, криминал, потустороннее – подано ровненько, оно не особо цепляет героя, и не особо цепляет меня. Маньяк-боевик Картеля довольно безликий (я уже не помню ни его имени, ни слов, ни черт, хотя рассказ читал недавно).

Интересный ли это рассказ? Да как сказать. Он не скучный и не захватывающий, он такой, средневзвешенный, как по мне. Мотив «получите и расплатитесь» мне и самому близок, и реализован хорошо, но неярко. Как будто для галочки.

Страшный ли он? Он таинственный местами, и сцена появления Санта Муэрте хороша, но она кинематографично-осязаемая, скорее показательная, красивая, чем пугающая. Мурашек по коже, в общем, от него нет.

Странные вещи с вершины горы

О да, кто-то попал точно в меня. В странный лес за странными вещами — это не могло мне не понравиться. Такой себе «Пикник на обочине», только потустороннего, а не научно-фантастического толка, с оттенком «Лабиринта Фавна». Здесь странное не утопает в сюрреализме — хорошая простая история, один день девочки, зажатой обстоятельствами, держит всё в нужных рамках.

Итересный ли это рассказ? Безусловно. Таинственный, экзотический, при том, что он похож на всякое – он местами не похож ни на что, известное мне. Я всегда ценю самобытность такого плана.

Страшный ли он? Угу, жутковатый, как сон, запретной жутью странного места. Да, местами он слишком фэнтезийный, для того чтобы быть по-настоящему пугающим, но в моём случае он работает, вызывая вот это вот уютное «не по себе», которого я и хочу от жанра.

Черная аркада

Эх, подозреваю что для кого-то оно – как для меня «Красная паутина» - всё чужое и нифига не понятно. Но мне, помнящему советские игровые автоматы, одному из первых обладателей восьмибитки в городе, читавшему игровые журналы, когда у меня и компа-то не было, рендерившему первый заказ ещё на компе с tnt riva 2 на борту, это да, это интересно. Я ни разу не геймер, играю во что-нить типа первого Старкрафта раз в год, когда лежу с температурой, но в своё время…

Кроме того, в рассказе отличные, живые, обаятельные, немного потерянные герои, не Малдер и Скалли, но вот в ту сторону; милейший юмор (а ведь тоже могло бы всё в чернуху-бытовуху уйти, я в одном месте подумал что так и будет, но нет, автор молодец и не забывает про деда который припаял корову к джойстику (ну или наоборот), а неустроенность, неприкаянность и всякий привычный быт поданы так, что от этого не тошнит.

Да, хочу заметить: я тесно и близко знаком с людьми, имеющими отношение к журналистике, и либо автор и сам знает, как это делается, и в теме, либо очень хорошо угадал.

Один из тех текстов, где мне жаль, что это хоррор, и что всё равно всё кончится плохо. Я бы про этих героев ещё почитал бы просто так.

Жаль также, финал эксплуатирует опять же что-то вроде «победивший дракона сам становится драконом» и в какой-то момент делается предсказуем, да и скомкан, но формат, формат.

Интересный ли это рассказ? Для меня безусловно. Тут крючочки узнавания работают как полагается, это вещь для таких, как я.

Страшный ли это рассказ? – Да, сцена, когда злодей переходит к убийству, очень простая и страшная. Поданная через призму переживаний героини – прижимает к земле.

Юрка

Главный вопрос, который меня занимает в этом рассказе – почему носки? Почему не перчатки, а носки? Мне правда интересно – может, я чего-то не понимаю. Страннейшее решение, как по мне.

Знаете, я люблю тему проклятий и наказаний. Годная почва для интересных историй. С самим проклятием-то в рассказе всё более-менее в порядке, оно, конечно, обвешано условиями, чтоб автор мог сдерживать его в рамках задуманного сценария, ну да ладно. А вот история вокруг него разворачивается не самая захватывающая.

Да и опять же – мне нет особой разницы, как читателю, чего там с героями происходит, потому что все они смурные, слегонца убогие, бесприютные, неприятные в разной степени. И город их такой же. Не за кого мне переживать.

Каких-то цепляющих штук, тех, о которых Кинг говорит «чтобы у читателя бежали мурашки по коже от узнавания», тоже нет. Тут у нас есть стандартный набор «убогая провинция», но мне как провинциалу он не особо близок, потому что при всей ушатанности моего города мной всё это всегда воспринималось по-другому – я ценю свои края за уют, покой, дичь и глушь.

Ещё тут есть городской сумасшедший, но он в своей злой ипостаси резко теряет доверительность, толкая какие-то киношные речуги, в то время как мой опыт пересечений с городскими сумасшедшими сводится к тому, что никаких киношных речуг вроде «Мяско-мяско, ты куда ползёшь? Не ползи далеко, топорик-то здесь. Косточки порубим, потом обглодаем…» они не толкают. В общем, не верю я в этого Тимошу.

Это неплохой рассказ, но, во первых, плохую службу служит ему его же безрадостная серая атмосфера, лелеемая автором, а во-вторых само происходящее достаточно вторично. Так или иначе, все кубики, из которых он собран, я уже где-то видел, и, бывало, складывалась из них история покрепче.

Но в более слабом финале поставил бы его повыше.

Интересный ли это рассказ? Умеренно. Опять же, он не скучный, но и не захватывает. Очень ровный среднестатистический хоррор, который я если и не забуду, то только из-за носков. (Да почему носки?!)

Страшный ли он? Проклятие жутенькое, да. Сама история вокруг него могла бы быть и пострашнее.

Конкретно по рассказам, пожалуй, и всё.

В качестве общего итога замечу, что самые страшные рассказы обычно те, что кроме тьмы изображают ещё и свет. Тьма куда гуще на светлом фоне. Хоррор – это не только когда все злые, плохие и поехавшие, а вокруг грязь, мусор, кровь, гной и червие, и всё это на серьёзных щщах. Это никак не придаёт рассказу хоррорности. Оно не так работает. Да, иногда это необходимое условие, бывают и такие истории классными, но это условие недостаточное.

Поэтому мне куда ближе «На ногах», «Чёрная аркада», «Странные вещи…», «Гости», где есть, кроме грязи, безумия и злобы, ещё и дружба, любовь, сострадание, взаимопомощь, привязанность, доброта и прочие хорошие вещи.

Вот тогда и хоррор работает.

ИМХО, конечно.

Финал на самом деле хороший. А что я ругаюсь – так я всегда так делаю. На самом деле был рад вас всех видеть и читать.

Всем спасибо, даже тем, кого я ругал – я знаю, что среди финалистов окажется множество знакомых имён, и, надеюсь, никого не обидел, но я был честен, а это главное.

Комментариев: 13 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 2 Победа будет за нами 25-12-2021 21:27

    Это самые лучшие рецензии из всех других. Мудрые, интересные, обоснованные. Класс!

    Учитываю...
  • 3 Tikhonov 25-12-2021 11:52

    Спасибо! Крутейшие отзывы, я считаю.

    Учитываю...
  • 4 Герпес Лавкрафта 25-12-2021 10:30

    Спасибо за отзывы!

    Учитываю...
  • 8 non-being 25-12-2021 03:28

    Прекрасные отзывы, дружище. Прочитал на одном дыхании.

    Учитываю...
    • 10 Provod 25-12-2021 02:05

      Юрка, так не за что. Но раз мы встретились в комментариях, пожалуйста, скажите мне, почему носки? Мне кроме шуток любопытно.

      Учитываю...
    • 11 Provod 25-12-2021 02:14

      Юрка, так, мой предыдущий вопрос про носки имеет значение, если только вы автор рассказа, одноимённого с вашим ником. Если вдруг это совпадение - вопрос снимается. ))

      Учитываю...