DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

А тени всё те же...

Тени над Иннсмаутом / Shadows Over Innsmouth (антология)

Составитель: Стивен Джонс

Жанр: лавкрафтианский хоррор

Издательство: Fedogan & Bremer

Год издания: 1994

Похожие произведения:

  • антологии Стивена Джонса, Эллен Датлоу

  • другие антологии «ктулхианы»

Стивен Джонс — практически традиционный победитель в жанре «лучшая антология», признанный знаток жанра хоррор, безумно популярный на Западе и довольно-таки часто издаваемый у нас. Если вы читали серию «Лучшее...» («Зомби», «Вампиры», «Франкенштейн» и т. п.), то многие ее выпуски — его антологии, просто переименованные для отечественного рынка.

Мимо Лавкрафта, разумеется, составитель такого масштаба пройти не мог: он даже написал монографию о влиянии его творчества на писателей Британии. Собственно, данная антология — в какой-то степени отголосок того же мотива: писателям «туманного Альбиона» было предложено описать жизнь (или умирание?) маленького портового городка в Массачусетсе на протяжении всего двадцатого века — через времена войны и рока, через события в Восточной Европе конца столетия и далее, до современных дней. Авторов сознательно отбирали как маститых, так и многообещающих новичков, так что книга получилась довольно разнообразной.

Разумеется, на первое место не могли не поставить оригинальную повесть Лавкрафта — хотя бы для того, чтобы напомнить читателю, от чего отталкиваются авторы антологии. Повесть нисколько не устарела: с необычным для Лавкрафта героем, прыгающим по крышам и шустро убегающим от врага, с колоритнейшим стариком (стоит почитать повесть в оригинале, чтобы оценить язык, которым он изъясняется) и жутким, даже по меркам Лавкрафта, финалом...

Приведем несколько примеров продолжателей дела ГФЛ: и первым рассказать об Иннсмауте удостоился Бэзил Копер — довольно авторитетный британский писатель, работающий как в хорроре, так и в детективе, написавший о хорроре пару монографий и сам ставший героем монографии... Стивена Джонса. Его рассказ назывался «По ту сторону рифа»... Итак, каменный крест упал на декана Аркхэмского факультета, едва на убив ученого мужа. Как выясняется, крест сгнил изнутри, несмотря на то, что мрамор, казалось бы, гнить не может... Из библиотеки пропадают книги — впрочем, для обитателей миров, созданным Лавкрафтом, как раз это должно быть делом привычным: вечно кого-нибудь хлебом не корми — дай спереть «Некрономикон». Но дальше — больше, разумеется. Парадоксально, но главная претензия, которая возникает к рассказу, — в нем слишком много мистических совпадений: все эти улики, которые уносит ветер и прочие подобные ходы... Зато персонажи ведут себя — время от времени — вполне в духе ГФЛ: очнулся, подумал, что все это сон, тут же заметил улику, говорящую об обратном — и упал в обморок.

Ким Ньюман (в очередной раз выступивший под псевдонимом Джейк Йовил, но шила-то в мешке не утаишь) выступил в своем привычном репертуаре, сочинив произведение, прочно связанное с кино. Причем, поскольку действие происходит во времена Второй Мировой войны, вскоре после Перл-Харбора, то и фильмы, которыми вдохновлялся писатель... это нуар. Здесь будет «крутой» детектив, изъясняющийся в духе «радио не работало, но я мог откуда-то слышать Гленна Миллера. Я обнаружил, что мой стакан пуст и разобрался с этим». Будет роковая красавица, которая наняла этого сыщика, — кинозвезда, разумеется. А вот соперница этой кинозвезды, которую упомянут еще в самом начале, носит фамилию Марш — и это неспроста, разумеется. Будут, впрочем, еще более ироничные штришки — к примеру, ожидая получить новый выпуск детективного журнала «Черная маска», персонаж из-за ошибки почтальона ознакомится вместо этого со свежим номером «WeirdTales» — тем самым, в котором начали публиковать «Герберта Уэллса, реаниматора». И сам Ким Ньюман — кинокритик и специалист по хоррору, и его поклонники обожают подобные трюки.

Вошел в антологию и рассказ Рэмси Кэмпбелла — а как же без него: в конце концов, его первая книга вышла именно в «Аркхэм хаус» Дерлета и состояла из рассказов, посвященных «Мифам Ктулху». «Лавкрафт сделал меня писателем... Я прочел его однажды в школе и на год, если не дольше, я думал, что Лавкрафт не просто величайший писатель в хорроре, но и величайший писатель вообще. Я писал свои лавкрафтовские истории для собственного удовольствия: из удовольствия убеждать себя, что они так же хороши, как оригиналы». Более того — именно эту историю, «Церковь на Хай-стрит», которую мы можем прочесть в антологии, Рэмси набрался смелости показать... Августу Дерлету. И тот в конце концов взял для публикации рассказ пятнадцатилетнего парня, оговорив право редактировать его по своему усмотрению. Отличная, кстати, получилась история, действительно вполне лавкрафтовская — но ее не назовешь откровенным подражанием.

Стивен Джонс имеет своих «любимчиков», произведения которых успешно помещает в любую свою антологию. Не минула этой участи и «лавкрафтовская» книга: «Тени над Иннсмаутом» пестрят такими именами как Майкл Маршалл Смит, Николас Ройл, Дэвид Саттон, Питер Тремейн и другими. Все они создали собственные рассказы в честь Лавкрафта. Если не считать повесть «джентльмена из Провиденса», то русскоязычному читателю уже известны два текста из антологии: «Колокол Дагона» Брайана Ламли и «Просто опять конец света» Нила Геймана.

Словом, попытка прогуляться по улицам Иннсмаута оказалась успешной — настолько, что со временем появились и продолжения этой антологии. Недостаток у нее, если можно так выразиться, только один — на русском она пока не выходила. Впрочем, в издательских планах, кажется, значится.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)