DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Арабская ночь, волшебный Восток

Паранормальные явления / Paranormal

Египет, 2020

Жанр: ужасы, фэнтези, детектив

Режиссер: Амр Салама

Сценарий: Амр Салама, Ахмед Халед Тофик

В ролях: Ахмед Амин, Раззан Джамаль

Похожие сериалы:

Политика Netflix – вещь в себе. С одной стороны, щупальца монстра медиа умудряются выцепить бесспорные удачи. С другой – Netflix покупает и производит столько контента, что в нем реально запутаться, а средний уровень качества окажется невысоким. Но вот с чем компании повезло – это с хоррором! Первый сезон «Призрака дома на холме» – сериал практически идеальный, великолепный пример того, как талантливый режиссер со своим видением и командой единомышленников может создать потрясающий аристократичный хоррор, не касаясь тем половых извращений и политического хайпа (ау, «Американская история ужасов»!). Проблема в том, что бомба дважды в одну воронку не падает – это, скорее всего, почувствовал и сам режиссер «Призраков», Майк Флэнеган, поэтому и отошел в сторонку от «Призраков поместья Блай», дав поработать творцам рангам пониже, что, конечно же, сказалось на результате. Зато Netflix активно запустил экспансию в крайне экзотические места, что подарило нам, например, «Спектрос» (сериал, основанный на японо-бразильской мифологии) или сегодняшнего гостя, «Паранормальные явления».

Сериал рассказывает о профессоре-гематологе Рефате Исмаиле. В детстве он столкнулся с титульными «паранормальными явлениями», получил глубокую психологическую травму и с тех пор пребывает в отрицании, скрываясь за броней скептицизма и веры в законы Мёрфи. Проблемы начинаются, когда из Британии приезжает безответная любовь всей его жизни, Мэгги, и, как вскоре выясняется, это не единственный призрак из прошлого, который решил навестить нашего героя.

«Паранормальные явления» – это попытка придать новое дыхание пребывающей в разрухе египетской киноиндустрии. Создатель сериала Амр Салама решил взять за основу произведения самого популярного автора в стране, Ахмеда Халеда Тофика. Нам в России сложно представить, насколько этот писатель важен для Египта просто потому, что у нас нет аналогичного ему автора по степени «неприкасаемости». На книгах Тофика выросло несколько поколений египтян, поэтому решение Саламы экранизировать его серию Ma Wara' al-Tabi'a (собственно, титульные «Паранормальные явления») было изначально встречено чуть ли не негативно: преобладало мнение «руки прочь от святого, все равно испортите». Режиссер не испугался, и после выхода сериала на Netflix аудитория сменила гнев на милость.

Простор для творчества у Саламы был необъятный: Тофик (не доживший буквально двух лет до премьеры сериала) написал более 80 повестей и сборников рассказов о Рефате Исмаиле, в которых профессор сталкивается, наверное, со всеми известными мифическими существами, как египетскими, так и заимствованными из других культур. Так что сложность была скорее в том, чтобы выбрать нужные эпизоды. Получилось, увы, несколько неровно.

Первая серия без шуток великолепна. Она эффектно и эстетично снята, замечательно справляется с тем, чтобы показать зрителю мир сериала: Каир 1960-х годов, с его повсеместным курением, налетами израильской авиации и общей атмосферой, одновременно напоминающей эпоху брежневского «застоя» и американские 50-е. Эпизод очень нетороплив. Он, по сути, знакомит нас с истоками конфликта и всеми действующими лицами. Типажи одновременно универсальные и аутентично-арабские: огромная семья, возглавляемая суррогатными родителями – старший брат (уважаемый патриарх) и сестра-наседка (в духе Маргариты Палны из «Покровских ворот», стремящаяся построить всех непутевых, по ее мнению, родичей). И в этот одновременно уютный и душный мирок во время ночного семейного праздника вторгаются поочередно британка Мэгги и сверхъестественные силы из семейного прошлого. Авторы пугают со вкусом и аккуратно, адаптируя египетскую специфику к удобоваримой и привычной западной хоррор-эстетике, намекая, что это только начало, и то ли еще будет дальше! А уж какая здесь картинка – некоторые кадры можно ставить в рамочку!

Проблема в том, что дальше авторы резко опускают планку. Вместо продолжения конфликта из первой серии, второй и третий эпизоды заигрывают скорее с бульварным форматом оригинальных книг, в результате чего девочка-демон Шираз топчется где-то на периферии сюжета, а Рефат и Мэгги сталкиваются с очередным «монстром недели». И если серия про проклятую мумию и казни египетские получилась проходной, но симпатичной (за счет юмора, динамики и все той же египетской эстетики), то третий эпизод оказывается плохим настолько, что некоторые зрители могут из-за него бросить сериал на середине. Во-первых, героям дают в нагрузку то ли потрепанную версию Джейсона Момоа со скидкой, то ли несколько окультуренного Сергея «Паука» Троицкого, например. Во-вторых, приключения в пустыне а-ля бюджетный «Индиана Джонс» резко контрастируют с мистическим хоррором первых двух эпизодов. В-третьих, спецэффекты здесь попросту провальные. А в-четвертых, страдает целостность главного героя.

На герое вообще должен держаться весь сериал, и у режиссера Саламы и исполнителя главной роли, комика Ахмеда Амина, все почти получается. Рефат – это не героический борец с нечистью вроде братьев Винчестеров. Скорее, представьте, что со злом вынуждены бороться не народные мстители и подготовленные агенты ФБР, а комический невротик в духе Вуди Аллена, со всеми сопутствующими тиками, проблемами в личной жизни и попыткой скрыться от них за броней сарказма. Весь первый сезон, по сути, посвящен тому, как паранормальные явления «ломают» Рефата и его представления о мире, заставляя этого сорокалетнего инфантильного интроверта повзрослеть и взять наконец-то на себя ответственность за события, происходящие в его жизни. И Ахмед Амин великолепно отыгрывает все стадии внутреннего конфликта персонажа, не забывая отпускать саркастичные комментарии. В принципе, эта арка персонажа работает на протяжении пяти серий, но вот именно в третьей он ведет себя откровенно нелогично (с точки зрения сценария): с одной стороны, капризничает и ломается, с другой – носится по ночной пустыне, бросается динамитными шашками и вообще становится причиной гибели целого племени ни в чем не повинных бедуинов. Ну и отдельно не радуют его метания между двумя женщинами – слишком уж быстро и неоправданно герой «переключается».

К счастью, эпизоды с четвертого по шестой снова возвращают сюжет от неудачных приключений обратно к теме детских травм и личностных проблем, заворачивая их в обертку детективного хоррора. Рефат снова ведет себя как и полагается персонажу (т. е. временами вызывает желание наорать на него и дать по морде – настолько его скептицизм становится неуместным перед лицом разворачивающихся событий), постепенно принимая паранормальные явления как данность, а вместе с ними – и ответственность за свою жизнь и жизни окружающих. В этих эпизодах авторы становятся особенно беспощадными: близкие профессора Исмаила не имеют «сценарного иммунитета», и зрителю становится понятно, что любой из них (кроме самого Рефата и Мэгги, конечно) может стать следующей жертвой разошедшейся чертовщины. И это, без шуток, печально, потому как второстепенные персонажи (огромная семья героя и особенно его колоритнейший старший брат Реда, его несчастная невеста, провинциальный доктор и даже приблудный котик) получились объемными и симпатичными.

Итоговое раскрытие всех карт в финальной серии получилось скорее разочаровывающим. Конфликт первого сезона закрывается довольно быстро и сумбурно, жуткая крипота из первой серии так и не разыгрывается в полную силу, а один из эпизодических персонажей оказывается аж самим Дьяволом, ведущим игру с главным героем. Вполне возможно, что для коротких повестей, ориентированных на подростков, такой финт ушами был уместным, но в современном сериале с его устоявшимися законами драматургии смотрится очень странно.

Что можно сказать о «Паранормальных явлениях» в целом? Ну, оценка на «Кинопоиске» (6,3 на время написания рецензии) куда объективнее по отношению к сериалу, чем рейтинг на IMDb (8,1, накрученный, отчасти, восторженными египтянами, стремящимися поддержать родную индустрию). «Паранормальные явления» шикарно сняты (без шуток, по части эстетичности визуала они могут тягаться с любым ностальгическим сериалом Голливуда, вроде «Безумцев» и «11.22.63») и обладают симпатичным актерским составом. При этом очень заметно, что для создателей (и индустрии в целом) это первый опыт в создании современного хоррор-сериала, со всеми сопутствующими косяками и оттоптанными граблями.

Стоят ли «Паранормальные явления» просмотра? Однозначно да. Как минимум ради нового и необычного опыта (не каждый день, знаете ли, натыкаешься на действительно качественный пример египетских ужасов). Если вас увлекут симпатичные персонажи и густая атмосфера Египта 1960-х, то вы наверняка простите первому сезону его ученические ляпы и проблемы со сценарием. Если нет – что ж, по крайней мере познакомитесь с чем-то вполне оригинальным и самобытным на фоне американских и европейских образцов. А коль попадете в первую категорию, то есть повод для радости: создатели обещают второй сезон в 2022 году, если не помешает вездесущий коронавирус.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Василий Рузаков 20-01-2021 08:18

    Главный вопрос: котик не пострадал? А то я посмотреть думал, но такие сюрпризы мне даром не нужны.

    Учитываю...
    • 2 Игорь 23-01-2021 16:00

      Василий Рузаков, боюсь, что судьба котейки незавидна.

      Учитываю...