DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Автор - посредник - читатель

Итак, в начале (см. "Смерть книгоиздания") мы зафиксировали непрерывное падение тиражей печатных книг, наблюдаемое на протяжении многих лет. Мы зафиксировали также очевидные успехи такого нового сегмента книготоргового бизнеса как э-книги. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что в наше время издателю и автору приходится искать "новые формы, новые способы реализации" и что этот поиск будет вестись и ведется в области Интернет. Каковы эти роли и какой может быть их реализация в новых условиях - вот о чем мы начинаем говорить ниже.

Упрощенная схема выглядит так: Автор пишет и продает издателю, издатель издает и продает читателю, читатель покупает и читает. Здесь под словом "издатель" обобщенно понимается вся система книгоиздания и книгопродажи, в которую входят издательства, типографии, доставщики, книжные магазины и т.д. Почему я здесь обобщаю, станет ясно далее.

Мне важно провести параллели и обозначить "узкопрофильные" слова более общими для того, чтобы эта схема из сугубо писательско-читательской стала бизнес-схемой. Да-да, десятки авторов тут же плеваться начали, ибо "нельзя творчество с бизнесом ровнять" и т.д. и т.п. Согласен, нельзя - но это когда речь идет о творчестве в чистом виде. Я же говорю о конкретном бизнесе, который образован вокруг творчества. Автор - творец, но издатель или книгопродавец - бизнесмены. Поэтому с точки зрения автора он творит, а с точки зрения бизнеса - автор производит продукт. Поэтому отлично пишущий мастер слова для издателя никто, если произведения этого мастера не пользуются спросом (не востребованный, не популярный продукт, приносящий минимум дохода или убытки), а условная "Донцова" для издателя - всё, так как производит продукт, пользующийся стабильным спросом у достаточно широкой аудитории. Отсюда, как мы понимаем, и писательские конвейеры, и шарашки литнегров, и спецпроекты, книжные сериалы всякие.

Мы же говорим о трансформациях, которым вынуждено подвергаются в современных условиях роли авторов, издателей, читателей в связи с новыми факторами и условиями, влияющими на книжный бизнес. Как эти факторы влияют на творчество - вопрос другой, здесь я его детально рассматривать не буду. Поэтому нам надо схему "автор-издатель-читатель" перевести на язык производственных и/или торговых отношений.

Автор - производитель, потому что он создает (производит) продукт определенного рода. В этом смысле, кстати, все авторы определенного жанра и все авторы вообще являются друг другу конкурентами.

Читатель - потребитель, потому что в конечном итоге именно читатель платит за книгу, именно читатель рождает спрос и именно читателю нужен тот продукт, который производит автор-производитель.

Автор "печет хлеб", который читатель покупает в магазине и "кушает".

Издатель, типография, доставка, книжный магазин - все они в той или иной мере, в той или иной форме выполняют функцию посредничества между автором-производителем и читателем-потребителем.

Если бы это был предельно чистый и честный бизнес, то автор получал бы максимальный доход, а посредник - некоторую маржу, но поскольку бизнес всегда направлен на извлечение максимальной выгоды при минимальных затратах, а посредников не один, а много, то мы имеем то, что имеем. Думаю, любой автор был бы согласен получить с одной проданной книги 30 рублей, а 10-20 оставить издателям и Ко за посреднические услуги, на деле же автор получает 5-10 рублей (если не меньше, да и то редко, ибо "роялти" в России работает слабо и выборочно), а читатель получает книги по цене в 400-500 р, а не в 40-50. Разница - это завышенная маржа всех посредников, плюс страховка от рисков для оных, плюс налоги на добавочную стоимость, плюс налоги с продаж и т.д. и т.п. Как с гордостью говорил владелец одной сети книжных магазинов из Сибири, "в некоторых своих магазинах мы можем давать наценку в 100%, а иногда даже закладывать 20% на скидки"... Он называл эту цифру именно хвастаясь, как низкую наценку. 100% наценка на товар, который УЖЕ получил (до того, как попасть в книжный магазин) ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО таких же наценок.

Но мы отвлеклись.

Итак, схема "автор-издатель-читатель" переведена нами как "производитель-посредник-потребитель". Причем конкретно бизнесом в этой схеме занимается только посредник. У авторов мотивация иная, даже если и сугубо денежная - для автора это будет способ заработка, но НЕ бизнес. У читателей, понятно, мотивация вообще с заработком не связана - читатель, наоборот, тратит свои кровные.

Что еще становится понятно благодаря этому "переводу" слов в термины: посредник всегда фигура второстепенная. В любом отношении, как ни крути, в любом сравнении. Тот, кто посредничает - он НЕ производит и НЕ потребляет. Он, конечно, помогает "состыковаться" производителю и потребителю, но мы понимаем, что потребитель и производитель в принципе могут состыковаться и сами, без посредников, хотя это будет сложно, муторно, долго. Грубо говоря, автор может созданный текст распечатать, сделать энное количество копий, сделать обложки и пойти на улицу продавать собственноручно от и до созданные "книги".

Не сложно сделать вывод, что в эпоху Интернет необходимость в посредниках между авторами и читателями становится гораздо меньшей. В какой-то части она вообще может свестись к нулю. Соответственно, роль посредников трансформируется, они начинают выполнять несколько иные функции или же один посредник может взять на себя все то, для чего ранее требовалось несколько посредников.

Это важный вывод, но не последний. Продолжение следует, потому что тема большая и сложная.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)