DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Behind blue eyes

Звездочка / Lilla stjärna (роман)

Автор: Юн Айвиде Линдквист

Жанр: триллер, ужасы

Издательство: Азбука

Серия: The Big Book

Год издания: 2014 (в оригинале — 2010)

Перевод: Ю. Смирнова

Похожие произведения:

Бывший рок-музыкант Леннарт Сёдерстрём обнаруживает на опушке леса странный пакет, а в нём — чуть живую девочку, совсем ещё младенца. Леннарт прячет девочку в своём доме и выращивает её как свою дочь, при этом пытаясь сохранить её существование в строжайшей тайне. Причиной тому является необычайно тонкий слух девочки, получившей имя Терез, позволяющий ей петь в чистейших тонах. Одновременно с Терез в другой части города растёт другая девочка по имени Тереза — замкнутая и необщительная, живущая в своём собственном мире. Она вскоре станет единственной подругой повзрослевшей Терез, которая с каждым годом становится опаснее и опаснее для окружающих благодаря своим пугающим наклонностям.

Прозвучит банально, но перед нами — история двух одиночеств, потерявшихся в большом, тёмном и холодном мире, и нашедших спасение друг в друге. Такая, казалось бы, насквозь клишированная тема для подросткового романа всё же распускается как цветок в руках опытного рассказчика, которым и является Юн Айвиде Линдквист.

Сложно удержаться от сравнения с шедевром писателя — вампирским триллером «Впусти меня», горячо принятым критиками в 2004-м году. Со страниц «Звёздочки» веет всё тот же пронизывающий шведский холодок, который непременно вспомнится читателям первого романа Линдквиста. Стоит отметить, что автор уже со времён своего дебюта славится мастерством описания — будь то чувства, или локации, или мысли персонажа. Профессионализм автора в этом плане действительно радует — взять хотя бы сравнение запаха страха с запахом «кока-колы, смешанной с бензином». Тут же надо упомянуть, что на особо слабонервных Линдквист скидки не делает. В романе нас ждёт пара-тройка действительно ужасающих своей жестокостью, но и притягивающих как магнит сцен (к примеру, отрывок с разбиванием черепа молотком). Но эти моменты делают книгу более реалистичной, а значит — и более пугающей, что очень важно для жанра «хоррор».

К сожалению, с большой вероятностью найдутся те, кто усмотрит нечто непристойное в чувствах главных героинь. Обвинять Линдквиста в пропаганде лесбийских отношений так же глупо и приземлённо, как обвинять Набокова в пропаганде педофилии. Отношения Терезы и Терез чисты, как капля росы на осеннем листе. И какими бы пугающими не были поступки двух девочек — сильнейшая сила их притяжения друг к другу точно способна поразить сердце читателя. Любителям японской культуры сюжет «Звёздочки» также может напомнить популярную мангу «Эльфийская песнь», где наблюдается очень похожая линия отношений простого человека и опасного существа в человеческом облике.

При всём желании похвалить автора — перехваливать его всё-таки не стоит. Однозначным напряжением обладает лишь первая половина книги — начиная со второй повествование уже приобретает некоторую прямолинейность и становится подчас затянутым. А некоторые сюжетные ходы сильно напоминают похожие твисты в прошлых книгах Линдквиста. Хоть в пустое самокопирование автор и не скатывается, но всё это подозрительно напоминает ситуацию с Гиллиан Флинн, все книги которой были просто разогревом к «Исчезнувшей» — и все были сильно похожи друг на друга. Как бы ни хвалили критики Линдквиста, сравнивая его со Стивеном Кингом, — до уровня Короля швед пока не добрался. При прочтении книг Кинга не возникает желания ассоциировать их с другими его произведениями, каждое является уникальным — а вот романы Линдквиста постепенно начинают сливаться в один сюжет.

Пару слов о концовке. Градус её жестокости настолько высок, что порадовал бы Патрика Бейтмена из «Американского психопата». От напряжения и ужаса при прочтении последних двадцати страниц книги реально бросает в дрожь. Но при всей её энергии и жестокости, концовка всё же является практически... бессмысленной. В этом и проблема книги Линдквиста — при огромном потенциале начала многие вопросы остаются без ответа, и далеко не в положительном смысле, как у того же Кинга. Складывается ощущение, что автор, запутавшись в своих же сюжетных ходах, напрочь позабыл развить некоторые важные детали сюжета.

Подводя итог, можно непременно рекомендовать «Звёздочку» к прочтению самым заядлым поклонникам жанра. Но шедевром назвать книгу язык всё же не поворачивается — слишком много в ней набралось растраченного впустую потенциала. Роман вышел не выдающимся, но как минимум любопытным и оригинальным, причем мастерски написанным, что является достаточной причиной для того, чтобы поставить книгу в вашу очередь к прочтению.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)