Топи
Россия, 2021
Жанр: триллер
Режиссер: Владимир Мирзоев
Сценарий: Дмитрий Глуховский
В ролях: Иван Янковский, Тихон Жизневский, Анастасия Крылова, Катерина Шпица, Софья Володчинская, Марина Васильева, Максим Суханов, Александр Доронин, Кирилл Полухин, Вероника Мохирева
Похожие сериалы:
- «Территория» (2020)
- «Остаться в живых» (2004—2010)
- «Чернобыль. Зона отчуждения» (2014—2017)
Агрессивная рекламная кампания сериала «Топи» непрозрачно намекала, что зрителей ждет как минимум веха в истории отечественного кинематографа. В ходе пиар-кампании не стеснялись напирать на имя Дмитрия Глуховского, сделавшего себе имя (простите за тавтологию) на книгах серии «Метро» и романе «Текст», который большинство знает по экранизации с Кристиной Асмус. Существует также мнение, что творчество данного автора, мягко говоря, не сильно отличается от условных «50 оттенков серого» по художественной ценности. И тогда ожидать от семисерийного сериала откровений было бы просто наивно. Но так ли это?
Зачин крайне прост, а местами даже примитивен: пятеро москвичей бросают все и срываются в российскую глубинку, к чудодейственному монастырю. Цель у каждого своя: местный Павел Дуров ищет исцеления от рака, ушлый журналист планирует добыть эксклюзивный материал, гордая кавказская девушка скрывается от жениха, брошенная любвеобильная мадам ищет новый способ развеяться, а бледная непорочная девушка Соня алчет раскаяния за то, что не простилась с погибшей сестрой. Вся эта компашка сразу же по приезде попадает в аварию, после чего с горем пополам добирается до искомого монастыря и титульной деревушки Топи. А дальше, как в анекдоте про поручика Ржевского, «такое началось».
Фабула крайне проста и глубоко вторична: накидать побольше загадочных намеков на мистическую природу происходящего и максимально долго ничего не объяснять зрителю. Пущай, мол, сам додумывает и гадает. По схожему принципу снимался культовый и революционный в чем-то сериал «Остаться в живых». Только вот с момента его съемок прошло уже немало лет, сам прием успел морально устареть, а у создателей были хотя бы объективные причины, почему на раскиданные там и тут загадки так и не нашлось вменяемых ответов, что закономерно привело к весьма разочаровывающему финалу. В «Остаться в живых» Дж. Дж. Абрамс накидывал загадок, чтобы привлечь как можно больше зрителей, после чего его сменили совершенно другие люди, у которых имелось совершенно иное видение развития сюжета (которое плясало от рейтинга телешоу, а не от авторской задумки). Вполне логично, что, развивая чужую идею без должного пиетета, максимальной вовлеченности и минимального таланта, они испортили многообещающую задумку.
У Дмитрия Глуховского со товарищи такой отмазки, увы, нет. У них было точное знание, сколько серий они снимут, и законченная история. Казалось бы, в таких царских условиях твори — не хочу. Но не вывез сценарист драматургию. Пуха накидал много, пользуясь дешевыми и расхожими штампами, а свести в итоге все к единой вменяемой или хотя бы запоминающейся концовке так и не смог. Ни одна из намечающихся сюжетных линий к финалу не получила достойного развития, а само повествование скатилось в сплошную кашу, если не сказать грубее.
Подкачали и характеры персонажей. Вкратце синопсис можно пересказать так: «Золотая молодежь в бронзовом веке». Из всех сорвавшихся неизвестно куда и на какой срок доподлинно известно о профессиональных обязанностях только двух: зачинщика всего движа с раком, замутившего стартап с популярным мобильным приложением, да журналиста и по совместительству любителя зацензуренного японского порно со школьницами на рабочем месте. За счет чего живут остальные действующие лица, представленные прекрасным полом, остается только догадываться. Хотя и это не слишком сложно: поповья дочь Соня явно живет на милость отцовскую, да и гордая дочь гор, рассекающая на ярко-красной Infiniti, явно не бедствует. Откуда идут финансовые потоки — об этом автор стыдливо умалчивает, видимо, считая, что подобная проза жизни лишь портит повествование.
Даже оставив за скобками второстепенных действующих лиц, чей удел нагонять жути, тоски да туману, видно, что главные герои не обременены выпуклыми характерами. Мужские персонажи похожи на воплощение фантазии школьника в духе «Кем бы я хотел быть, если бы был молодым и успешным?». Женские — настолько одинаковы и лишены индивидуальности, что вынуждены или загадочно молчать, или повторять одну и ту же мысль о том, что она де не вещь, или выделяться желтым платочком и исчезнуть в самом начале, чтоб хоть какая-то суета навелась.
В итоге получается, что картонные, безыдейные и невзрачно матерящиеся (что хоть какую-то живость в образы добавляет) герои бродят по относительно красивым пейзажам, запуская череду многозначных триггеров, которые, в свою очередь, никакой роли все равно не сыграют. Некоторые зрители, не знакомые с остальным творчеством Глуховского, отмечали, что финал жестко разочаровал. Другие же, ожидающие, мягко говоря, феерического слива, разочарования не испытали.
Но справедливости ради нельзя не отметить, что удачные находки у сериала тоже есть. Например, образ Хозяина, который в предпоследней серии можно толковать как своеобразную проекцию Бога — сквернословящего, курящего, открыто презирающего род людской. Но в то же время способного как исцелить, если попросить, так и покарать по принципу «око за око» (ведь все казненные им были убийцами). Поэтому особенно обидно, что вместо какой-никакой притчевости скатилась история в убогую в своей примитивной прямолинейной политической повестке аллюзию.
Не смог Глуховский, не смог, не осилил груза собственных амбиций. Замаха у «Топей» было на рубль, а удара в лучшем случае на копейку наскребется.
1 Алексей 20-03-2021 13:01
Сериал посмотрел. Шляпа какая-то получилась. Хотя старались.
Игра актёров весьма неплохая, съёмки тоже. Музыку удачно подобрали.
Но с самым главным промахнулись. Сюжет так и остался непонятным. Идея отсутствует как таковая. Что хотели сказать создатели во главе с Глуховским - неизвестно.
Заменить отсутствие смысла голыми девками и матом невозможно.
В итоге худенькая троечка с натяжкой, и то исключительно за атмосферную картину глухой русской деревни.
2 Парфенов М. С. 20-03-2021 13:36
Алексей, идея-то проста и на поверхности лежит. Рефреном через весь сериал проходит, а уж в конце чуть ли не прямым текстом. Русские люди (вернее, россияне) - говнецо, рабы, которым нужен Хозяин. Даже если хозяин этот - будь то бог или дьявол или "кровавая гэбня" - будет их держать за скот и мочить по мелкой прихоти. И даже лучшие из этих людей - говно, трусы и продажная мразь. Россия - болото, из которого нет выхода. И все такое.
"Идея" мало того что лживая и мерзкая, так еще и откровенно мелкая. Косят создатели сериала чуть ли не под Линча с Тарковским, а плавают вот так вот меленько.
3 Алексей 20-03-2021 14:01
Парфенов М. С., ну, у Глуховского всё творчество такое. Это его мировоззрение. Тут как раз всё ожидаемо и предсказуемо.
Я про сам сюжет. В принципе невозможно понять, кто на ком стоял. Откуда чего в этой деревне взялось и куда подевалось.
4 Парфенов М. С. 20-03-2021 11:53
Согласен с рецензией. За претенциозностью сценария скрывается унылая политота.
5 Алексей 20-03-2021 14:14
Парфенов М. С., судя по рекламе, сериал должен был превзойти любую экранизацию Стивена Кинга.
А получилось что-то типа "Ужасы нашего городка".
6 Парфенов М. С. 20-03-2021 15:06
Алексей, так не надо судить по рекламе. Задача рекламы - "продать". Реклама у "Топей" хорошая.
7 Алексей 20-03-2021 18:44
Парфенов М. С., кто бы спорил.)))
Таки ведь сумели продать, если мы с Вами сей шИдевр посмотрели, и пишем ядовитые рецензии.)))
8 vxga 20-03-2021 23:37
Алексей, мне, например, не сумели - я сразу подставу почуял, хотя и не могу объяснить почему.
9 Алексей 21-03-2021 00:04
Василий Рузаков, сумели-сумели, если здесь комментируете.)))