DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Белый клоун, белый мученик

Святая кровь / Santa Sangre

Мексика, Италия, 1989

Жанр: сюрреалистический триллер

Режиссер: Алехандро Ходоровски

Сценарий: Алехандро Ходоровски, Роберто Леони, Клаудио Ардженто

В ролях: Аксель Ходоровский, Бланка Гуерра, Гай Стокуэлл, Тельма Тиксу, Сабрина Деннисон, Адан Ходоровский, Фавиола Эленка Тапия

Похожие фильмы:

  • «Крот» (1970)
  • «Святая гора» (1973)

Мама Феникса была религиозной проповедницей, основательницей секты «Святой Крови», а папа — владельцем цирка. Однажды мать в припадке ревности набросилась на отца, но тот отрезал ей руки, после чего покончил с собой… Мальчик попал в психиатрическую лечебницу, из которой вышел уже юношей.

На самом деле рассказывать об этом фильме даже страшнее, чем смотреть его. Эта картина — нечто, что нельзя толком передать на словах, особенно в рамках рецензии: о ней надо писать монографии и трактаты, совмещающие научный анализ с эзотерическими штудиями.

Как рассказывал в интервью сам Алехандро Ходоровски, при знакомстве с Клаудио Ардженто (дядей Дарио, кинопродюсером) режиссер спросил: «А вы кто?». Тот ответил: «Я — человек, который снимает фильмы, в которых мужчина убивает женщину. Ты можешь снять для меня фильм, в котором мужчина убивает много женщин?» «Да, это я могу».

В каком-то смысле Ходоровски покривил душой — он вообще весьма обманчив: несмотря на то, что «Святая кровь», по формальным признакам, триллер и даже временами стилистически перекликается с джалло, в котором Клаудио Ардженто ранее немало поработал, это, очевидно, не совсем то, что итальянский продюсер ожидал получить от чилийского режиссера. Да, главный герой — мужчина, и в фильме убивают немало женщин, и структурно он напоминает итальянские хорроры — вплоть до неожиданного твиста в конце… Впрочем, неожиданным его назвать тоже непросто: по большому счету, с финальной разгадкой «Святая кровь» становится вариацией на тему одной из лент Хичкока.

Но, в целом, это история совсем о другом. Не зря же едва ли не самая запоминающая и жуткая сцена фильма — вовсе не убийства, показанные, кстати, без особого смака, а похороны слона.

Вообще даже лучшие картины Ходоровски — и «Святая кровь» в том числе — наглядно демонстрируют, почему Дэвид Линч гораздо популярнее его: Линч только имитирует безумие, а Ходоровски им живет. По сути, фильмы Линча — не более чем поп-корн вариации по мотивам лучших работ Ходоровски и еще одного «священного безумца» — Дерека Джармена. Можно предположить, что именно поэтому когда чилиец после нескольких лет напряженной работы так и не смог приступить к съемкам «Дюны», позвали Линча.

Главное, чем завораживает «Святая кровь» — это способность показать на экране совершенно иную реальность. Это не наш с вами мир, это мир цирка и его обитателей, живущих словно в параллельном измерении. Обратите внимание: даже когда (примерно в середине фильма) Феникс покидает психиатрическую клинику и попадает на «обычные» городские улицы — нормальных людей там не встретишь. В мире «Святой Крови» примерно как в экранных мирах раннего Тарантино: «нормальных людей» практически не бывает. Только вместо тарантиновских бандитов — безумцы, карлики, циркачи.

А еще у этого фильма особый, завораживающий ритм: его просмотр так и тянет сравнить со сном наяву, в котором режиссер просто дает вам поток образов, которые сами по себе гораздо могущественнее и интереснее, чем сюжет как таковой. Алехандро Ходоровски, как известно, писхотерапевт, практикующий маг и исследователь Таро… Сама по себе «Святая кровь» проводит персонажа от полного безумия, когда он даже не видит в себе человека, к выздоровлению, примирению с потерями и победе над собственными демонами. Это несложно заметить, и в результате запросто можно приписать картине несложное в целом философское содержание и некий психоаналитический смысл. Вот только, есть ощущение, что это будет еще одна ловушка Ходоровски — потому что фильм-то на самом деле совсем о другом. Его нужно смотреть и ощущать, переживать в прямом смысле слова — как часть личного и, если угодно, магического опыта. А попытаться сформулировать некую куцую «мораль» или, упаси бог, «общечеловеческие ценности», о которых якобы хотел поговорить режиссер — в данном случае равносильно полной потере сути.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)