Мне тут недавно сообщили, что формат авторских колонок столь широк, что я, оказывается, могу вещать на любую интересующую меня тему, начиная с порнографии и заканчивая эзотерическими вопросами бытия. Последнее меня, впрочем, интересует мало, а вот первое... ;) Но оставим эту животрепещущую (для тех, кому еще не нужны маленькие синенькие таблеточки ;)) тему на потом и поговорим, все таки, о предмете, интересующим меня даже больше, чем порнография, а именно - о кино. А если быть точнее, то о кино жанровом. А если быть еще точнее, то о тренде последнего времени снимать "дешево и сердито" фильмы а-ля "домашнее видео" разряда псевдодокументалистики и "найденных пленок" вроде "Одержимой" ("The Devil Inside", 2012) и "Дневников Чернобыля" ("Chernobyl Diaries", 2012), идущего в нашем прокате под ником "Запретная Зона".
Именно недавно просмотренные "Дневники", на самом деле, и сподвигли меня писать очередную колонку, потому что с их выходом уж слишком стала очевидной неспособность многих авторов использовать предоставленные им инструменты на полную катушку, грамотно эксплуатируя как выбранный ими самими формат, так и локации. Казалось бы, что может быть интереснее покинутого в одночасье города Припять рядом с Чернобыльской атомной станцией, с его пустыми зданиями, качающимися на ветру ржавыми детскими качелями, покрытыми мхом коммунистическими барельефами и неравномерно разлитой по нему невидимой глазу радиацией. В такой локации можно снять кучу всего интересного, начиная с клаустрофического паранормального триллера и заканчивая навороченной псевдонаучной фантастикой, а вместо этого ее использовали в качестве фона для банальной и клишированной фигни с тупыми персонажами и до боли знакомыми ситуациями, снятыми псевдодокументальной ручной "cinema verite" камерой. Где креатив, ребята, где? К сожалению, все чаще и чаще НЕ в Голливуде, предпочитающем до смерти "заюзать" сработавшую однажды фишку до тех пор, пока аудиторию не начнет тошнить от нее прямо в зрительном зале. В данном конкретном случае этой фишкой является снятый ручной видеокамерой псевдодокументализм, который, за исключением мегапроектов типа "Cloverfield" (2008), почти всегда проходит по разряду "дешево и сердито". Сняв "Паранормальное Явление" («Paranormal Activity», 2007) за пятнадцать тысяч долларов, которое собрало, в итоге, по всему миру больше ста девяноста миллионов ($193,355,800 если быть совсем точным), его сценарист и режиссер Орен Пели (Oren Peli) решил, что напал на золотую жилу (на которую до него, впрочем, нападали и другие, вспомнить ту же "Ведьму из Блэр" ("The Blair Witch Project", 1999)), которую надо срочно разрабатывать в промышленных масштабах. И он начал трудиться над этим не покладая рук, результатом чего стали и "Дневники", в которых действительно интересная тема была похоронена под толстым слоем творческой импотенции и кинематографической формы, обилие которой в последнее время довольно многих начинает напрягать.
В итоге, вместо суперприбылей, - прибыли не супер, а усталость зрителя заранее хоронит многие проекты будущего, выполненные в аналогичном ключе, даже если они будут на порядок выше фильмов последнего времени. Потому что не нужно "перерабатывать" в определенном жанре, тем более достаточно узком, а надо дать зрителю чуток отдохнуть, чтобы не случилось его выгорания и почти полной смерти, как это было в свое время, например, с вестернами или nunsploitation'ом. Устали уже люди от дрожащих видеокамер, где в динамичных моментах толком нихрена не видно, а в "спокойных" и смотреть то не на что. Пора уже расти, ей-богу, Орен, хватит полуфабрикатами кормить. Меня он и ему подобные, впрочем, не слышат, да и вряд ли станут слушать, ведь баблишко то течет рекой, пусть не такой широкой и полноводной, как "в начале", но миллионами, а значит в ближайшее время нам с вами предстоит увидеть не только очередной сиквел "разводки века" под названием "Паранормальное Явление", но и еще немало ему подобного. Не знаю как вы, а я на такое кино в кино (я так написал специально, да! ;)) не ходок... ;)
1 saga23 01-05-2013 11:53
Не смотрю такое кино. Во-первых, фишка удачно работает раз, ну, два, ну, три. Но не 33 раза.
Во-вторых, включая "фишку", авторы напрочь забывают про творчество, ремесло, наконец. А нужно, наоборот, включать бездну фантазии, в сюжет - бездну смыслов. Иначе большое кино превращается в банальное домашнее видео, которое НЕ интересно никому, кроме участников.
2 это Хельг, есличо 19-08-2012 11:10
Посмотрел "Дневники Чернобыля". Если нужно убить время - вполне неплохой ужастик. На большее, к сожалению, не претендует. Есть интересные находки, но их слишком мало, чтобы вытянуть фильм.
3 Василий Рузаков 20-06-2012 09:25
Из всех виденных мною мокьюментари, я люблю и ценю только самый первый - "Ад каннибалов" Руджеро Деодато, с которого, на мой взгляд,и содрали идею создатели "Ведьмы из Блэр".
4 Илья Пивоваров 10-06-2012 23:46
Скажем так - в каждом жанре есть свои жемчужины и свое дерьмо.
Пресловутые "Дневники Чернобыля" - не даже не мокьюментари, а просто продюсерский проект Орена Пели. В "Запретной зоне" нет ни одной отличительной черты этого жанра (даже пресловутая сцена, снятая на любительскую камеру, к жанру не относится, ибо в ней нет элемента "документальности"). Два года назад многие тоже пытались отнести "Монстров" Гарета Эдвардса к псевдодокументальному кино, хотя фильм не принадлежал к данному жанру.
А насчет самого мокьюментари повторюсь - в нем, как и в любом другом жанре, есть свои звезды (к каковым я бы отнес "Ведьму" и первые два "Репортажа"), так и неумелые подражания (к примеру, "Аполлон 18" или "Паранормальная сущность"). Этого не избежать. Успех фильма зависит от таланта режиссера и сценариста. К примеру, связка "Джеймс Ван - Ли Уоннел" способна удивить зрителя, выдав отличный хоррор-релиз, снятый за миллион долларов. А кто-то, имея на руках куда большие средства, не способен снять хоть сколько-нибудь адекватное кино (почему-то в голову приходит "Забери мою душу": Крейвен располагал двадцатью пятью миллионами).
5 Александр Подольский 10-06-2012 22:23
Меня вот тоже дико печалит засилье мокьюментари. Народу ведь и впрямь скоро все это надоест, и любой новый проект подобного рода по умолчанию будут списывать в шлак. А ведь у некоторых киношников просто денег нет на создание нормального полного метра со всеми прибамбасами, потому и придумывают они псевдодокументальные истории. С "Ведьмой из Блэр" вышло здорово, но когда по этой дорожке стали топтаться толстосумы с тугими кошелями, деньги у которых есть, но хочется сорвать куш по-легкому, стали появляться на свет такие вот "Дневники Чернобыля". Печалька. Локации ведь на самом деле идеальные для хоррора.
6 Парфенов М. С. 08-06-2012 21:07
Да, такое творчество "на поток" неизбежно приводит к усталости и банализации, тут я с уважаемым автором соглашусь на все 100%