DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Священная боль

Blasphemous

Дата выхода: 10 сентября 2019 года

Страна: Испания

Жанр: Метроидвания

Разработчик: The Game Kitchen

Издатель: Team17

Платформы: ПК, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch

Похожие игры:

  • Salt and Sanctuary (2016)
  • Dead Cells (2017)
  • Hollow Knight (2017)
  • Удивительно, но факт — мы живем в забавное время, когда крупномасштабные проекты огромных студий с баснословным финансированием и почти неограниченной ресурсной базой могут в конечном итоге оказаться полнейшими пустышками, подлежащими скорому забвению (и не «Anthem»-ом единым), а скромные проекты никому не известных энтузиастов, собравшие свой мизерный бюджет на Kikstarter-е или других краудфандинговых платформах, — настоящими маленькими шедеврами, которые впишут себя в историю. И это касается не только современного игропрома, но и, скажем, даже кинематографа. Благо с годами таких примеров становится все больше. Ибо дело не всегда в количестве денег (хотя без них и никуда) и не в наличии легиона маркетологов и пиарщиков, пытающихся продать будущий продукт хоть маме родной, и всеми возможными способами, а в оригинальной идее и самоотверженной работе по ее воплощению. Иногда это значит куда больше, чем бюджеты и расчет на охват как можно более обширной аудитории. И герой нашего сегодняшнего обзора — яркий тому пример. Тем паче что его судьба была довольно «тернистой» (это слово при знакомстве с игрой придется вспомнить еще не раз), а маленькая испанская студия Game Kitchen ранее отметилась лишь скромной, но интересной и довольно тепло принятой в узких кругах point-and-click дилогией «The Last Door». И вот на тебе — после винтажного минималистичного квеста в стилистике новелл Эдгара По миру являет себя «Blasphemous», брутальная и яростная, как Гнев Божий, классическая метроидвания с сумасшедшим лором и ангельски красивым пиксельным визуалом. И она готова показать вам истинный путь к искуплению и отпущению всех ваших геймерских грехов через Страдания (с большой буквы) и разбитую вдребезги клавиатуру. Ибо, как говаривал художественно орудующий святым кастетом Джон Константин в исполнении нашего любимого Киану «you're breathtaking» Ривза, «для прощения нужно отпущение, ублюдок». Аминь.

    Итак, добро пожаловать в Кастодию — мир всепобеждающей религиозной паранойи и беспросветного фанатизма образца старушки Европы времен разгула Священной Инквизиции. Местечко, прямо скажем, не слишком дружелюбное. Большая часть как простых пейзан, так и правящей церковной элиты одержима идеей грехоискупления и наказывает себя и других за малейший проступок или нечистый помысел. А более всех в этом поднаторел местный понтифик Эскрибар, который столь самозабвенно просил божественные силы покарать его для искупления прегрешений, что само Небо прислушалось к его мольбам и сквозь съехавшего с катушек первосвященника начало расти дерево. Впрочем, он не сильно расстроился, ибо получил прямой ответ на свои мольбы и доказательства крепости веры. А вот кардиналам такой расклад не сильно понравился, и все закончилось сожжением Эскрибара. Но эффект оказался точно обратным, и вскоре в очищающем пламени полыхала вся Кастодия. А пепел мирового пожарища принес с собой Чудо. И если вы думаете, что это молочный йогурт, то чертовски сильно ошибаетесь. Чудо — аналог местной божественной манифестации, преображающей и оскверняющей все, к чему притронется. Таким образом вся Кастодия погрузилась в небывалые по масштабам всеискупляющие страсти, а возрожденный из пепла, извращенный божественной карой понтифик стал зваться Сыном Чуда. А за ним восстали и кардиналы со всей свитой церковнослужителей, погружая мир в вечные муки. В итоге все страдают, но при этом соглашаются и истово славят свою божественную кару. Да, звучит как школьный курс русской литературы. И самое печальное, что препятствовать всему этому мракобесию было бы ересью, ведь, на минутку, оно же божественно. Впрочем, нашлись те, кто усомнился в правильности и справедливости происходящего. К сожалению, таких было слишком мало и надежды для угасающего мира почти не осталось. Тут-то и вступает в дело наш протагонист — Кающийся, последний уцелевший член Братства Безмолвной Печали. И ему предстоит ни много ни мало или искупить все грехи этого мира, или кануть в забвение. А это вам не кадилом потрясти, так что готовьтесь к многочасовому хождению по мукам. Благо они чертовски хороши.

    С визуальной точки зрения «Blasphemous» в своем роде почти безупречен. Здесь правит бал потрясающий, детально проработанный и любовно отрисованный пиксель-арт, который во всей полноте передает эпическую жуть происходящего в Кастодии и с головой погружает игрока в жестокий мир игры. При этом авторы в изобилии рассыпали целую массу аллюзий на историю и культуру родной Севильи, и для того, чтобы во всей полноте насладиться заложенными в игру пасхалками и отсылками, нужно обладать немалым багажом эрудиции. Хотя многие строчки культурного кода не вызовут больших сложностей и легко читаемы для всех. Особо примечательно, что в работе над проектом заметное участие принимал наш соотечественник, художник и аниматор Андрей Гогия, который в основном отвечал за дизайн NPC и боссов в игре. И у него, как и у всей остальной команды, есть все поводы для гордости. Все образы NPC, монстров и особенно боссов в игре уникальные и запоминающиеся. Назойливые херувимы, оголтелые фанатики, кидающиеся в героя булыжниками, высовывающиеся из-под земли мертвецы, привязанные к колоколам призраки, истязающие плетьми себя и игрока фанатичные флагеллянты, летающие в креслах с бархатным палантином сумасшедшие священники и бог весть кто еще — каждый успеет попортить нашей игроцкой крови и потребует выработать свою стратегию. Не менее запоминаются и встречающиеся на пути нашего протагониста скорбные «чудеса», которых в мире Blasphemous с избытком. К примеру, мы можем наткнуться на несчастную девушку, которая волей Чуда стала бессмертной, но ежесекундно истязается невидимыми плетьми, превращающими ее существование в бесконечную муку. Или пригвожденного к дереву несчастного великана в металлическом каркасе, который вечно обречен страдать от своих ран под порывами ледяного ветра (аллюзия на святого Себастьяна). И таких деталей в игре масса. Про боссов вообще стоит умолчать — вы непременно должны увидеть это сами. Каждый из них совершенно уникален и, хоть и не доставляет таких проблем, как колоссы из той же серии «Souls», все равно способен вызвать благоговейный трепет одним своим видом. Игровой мир также прорисован на высочайшем уровне, а лэндскейпы и задники порой просто завораживают красотой. Под стать и музыкальное сопровождение — причудливые испанские гитарные мотивы погружают в атмосферу далекой Севильи, а зловещий вой в темных застенках заставляет ждать опасности из-за каждого угла.

    Но красота красотой, а игру, как говорится, геймплей красит. А тут у нас имеется классическая метроидвания, чем-то похожая на «Castlevania: Symphony of the Night» или «Dark Devotion», с минимумом изысков. Есть скольжение, парирование, удар и прыжок — по сути, это весь наш скромный арсенал. Впрочем, больше особо ничего и не требуется. Как говорится, тяжела и неказиста жизнь простого кающегося в терновом капероте (колпак нашего протагониста — еще одна отсылка к церковной культуре, гугл в помощь). Помимо классической полоски здоровья и бустеров для его экстренного пополнения (здесь они называются склянками с желчью, и наш герой эпично разбивает их себе о маску в духе самоистязания), имеется также шкала рвения, местный аналог маны, тратя которую можно применять несколько молитв — суперприемов. Рвение можно пополнять, нанося урон врагам, а также порезав самого себя вполне в стиле царящего вокруг религиозного безумия. При гибели Кающийся теряет часть шкалы, которую в виде Частицы Вины нужно будет подобрать в одной из частей карты, иначе в дальнейшем придется туговато. В ходе наших странствий на пути будет попадаться масса псевдорелигиозного лута разной степени полезности. Как правило, это либо бусины для четок, либо какие-нибудь артефакты с пассивным действием или мощи местных святых и не только. Также можно менять основание нашего шип-меча, но только строго в отведенных для этого местах. Как и в любом уважающем себя метроиде, в игре присутствует масса потайных комнат и секретов, большинство из которых необходимо будет найти для получения хорошей концовки. Впрочем, вы уже, наверное, поняли, что в сеттинге игры термин «хороший» имеет весьма относительное значение. В целом геймплей получился вполне бодрым и интересным за счет разнообразных челленджей и необходимости постоянной смены тактики при столкновении с новыми мобами. Но без бочонка дегтя, конечно же, не обошлось.

    Во-первых, навигация. Она здесь крайне запутанная и невнятная, а территории огромные, многоуровневые и разветвленные. Порой приходится по полчаса добираться из одной точки в другую и обратно для выполнения какого-нибудь сюжетного квеста, и то если за время наших скитаний он все еще остался актуальным. Иногда игра по-издевательски начинает играть с тобой на время, и это жутко раздражает. А нужное место на карте зачастую приходится просто запоминать, ибо мы можем случайно пропустить его и накрыть медным тазом весь получасовой прогресс. Телепорты появляются, но их слишком мало, и такие усложнения в этом проекте ну совершенно ни к чему. Второй значительной проблемой являются баги. На момент релиза их было достаточно, и многих неофитов они просто-напросто могли бесповоротно отпугнуть, заставив забросить игру навсегда. Довольно странно реализована анимация прыжков на платформы — порой наш герой может в самой неподходящий момент прыгнуть мимо прямо на железные колья, притом что визуально попадает на выступ. Также есть вопросы и к падениям с экрана на экран, они тоже могут закончиться весьма плачевно. Умолчим про застревание в текстурах и другие чисто технические баги, хоть и попадаются они нечасто. Все это усложняет и затягивает по времени и без того тяжелую игру. Одним словом, на момент выхода «Blasphemous» банально сыровата и перегружена лишними сложностями, что вполне способно подпортить впечатление не проникшемуся лором и рисовкой игроку.

    И тем не менее все это меркнет на фоне потрясающей атмосферы по-средневековому мрачной безысходности, которой пропитана вся игра. «Blasphemous» — совершенно уникальный и беспрецедентный проект, который в каком-то смысле поднимается над рамками жанра и становится настоящим искусством. Настолько самобытного и любовно вырисованного мира вы точно не встречали ранее и едва ли когда-либо встретите вновь. И потому, несмотря на все ее небольшие огрехи и ваши маленькие грешки, должно принять путь очищения и проверить, насколько крепка ваша вера. Так что похороните старую клавиатуру с миром, и да поможет вам Чудо.

    Комментариев: 1 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)

    • 1 Eucalypt 20-11-2019 01:47

      Хотел попугать геймплей, но рецензия взвешенная. И все же, добавлю, что, все же, именно гемплейнве огрехи быстро убивают интерес к игре. Навигация, если приноровиться, становиться сносной. А, насчёт застревания в текстурах и прочих багах, у вас наверное совсем первая версия была? Довольно оперативно все пофиксили.

      Учитываю...