Хаггопиана и другие рассказы / Haggopian and Other Stories (сборник)
Автор: Брайан Ламли
Жанр: лавкрафтианский хоррор
Издательство: Эксмо
Серия: Некрономикон. Миры Говарда Лавкрафта
Год издания: 2013 (в оригинале – 2008)
Перевод: М. Осипова
Похожие произведения:
- Брайан Ламли «Из глубины» (сборник, 1994)
- Брайан Ламли «Мифы Ктулху» (сборник, парный рецензируемому, 2007)
- другие сборники Брайана Ламли, Августа Дерлета, Рэмси Кэмпбелла и прочих авторов «ктулхианы»
Лавкрафт — Дерлет — Ламли.
Три автора, которым ведомо о Великих Древних, кажется, всё. Потому что вклад каждого из них в «Мифы» огромен и весом. О Лавкрафте, собственно, и говорить нечего: с него всё начиналось, в его творчестве черпали и черпают вдохновение мириады поклонников. Дерлет как первый и главный последователь «джентльмена из Провиденса» тоже оказал современникам и потомкам великую услугу: именно благодаря этому человеку появились «Мифы Ктулху». И первый, и второй уже ушли, но «мифологическое» знамя не упало. Вот уже много лет его удерживает Брайан Ламли — писатель, давно и беззаветно влюблённый в эту вселенную, солидная часть творчества которого намертво привязана к Ктулху и компании. И хотя имя британского автора ассоциируется прежде всего с «Некроскопом», в последнее время его «Мифы» появляются на русском всё чаще и чаще. Чему свидетельством могут послужить два издания, по замыслу автора составляющие один двухчастный сборник. Первый том появился на русском ещё в 2009 году (см. сборник «Мифы Ктулху», рецензия на который опубликована в журнале «Тьма», №3-2009, а затем и в DARKER), и теперь пришла очередь второго.
«Хаггопиана и другие рассказы» — сборник разнообразный. Здесь и Титус Кроу с его другом де Мариньи, и Йибб-Тстлл с Бугг-Шашем, и Страна Снов, и чародей Тех Атхт в Изначальной Земле… Двадцать четыре истории, различные по сюжету, антуражу и стилю. Брайан Ламли представил своё «мифологическое» творчество с разных сторон.
Открывает книгу «Призывающий Тьму» — история о Титусе Кроу и Йибб-Тстлле. Именно это божество, которое также известно под именами Чёрный и Пожиратель Душ, — пожалуй, самый весомый вклад Ламли в мифологию Ктулху. Способ, которым он пожирает души, довольно оригинален; неплоха идея того, как отвести от себя заклятие вызвавшего «Тьму». Рассказ, которым Ламли изначально хотел завершить сборник, называется «Возвращение Чёрного». В итоге это произведение стало предпоследним. Оно зеркально отражает события «Призывающего Тьму» и потому увлечь может в гораздо меньшей степени. Правда, если вам очень понравился Йибб-Тстлл, то и «Возвращение Чёрного» не должно разочаровать.
Вторым номером сборника Ламли выбрал рассказ «Хаггопиана», с которым отечественный читатель уже имел удовольствие познакомиться. Эта история, написанная в 1970-х годах, позже была включена автором в роман «Из глубины», который у нас издавался в одноимённом сборнике. Ричард Хаггопян, живущий в уединении на острове в Средиземном море, решается дать интервью — последнее в своей «нормальной» жизни, как выясняет корреспондент. Хаггопян не такой как все (кого этим удивишь в мире «Мифов»?), и теперь он, пожив своё в качестве обычного человека, собирается уйти… Рассказ небольшой, камерный, можно было бы даже сказать — уютный, если бы волосы не вставали дыбом от того, что рассказывает своему собеседнику Ричард Хаггопян.
Судьба «Хаггопианы» постигла и еще один рассказ в сборнике, и отечественный читатель также может заглянуть в издание «Из глубины». «Город-побратим» уже появлялся в составе романа «Под торфяниками». Эта история довольно бесхитростна и представляет собой рукопись некоего бесследно исчезнувшего в торфяниках на северо-востоке Англии Роберта Круга, и полицейский доклад в качестве приложения. Круг увлекался оккультными тайнами, которые, как водится, не довели до добра — полиция объявила его пропавшим без вести. Сами же стражи порядка и вовсе считают его умалишённым.
«Цементные стены», повествующие о подземных ужасах, в свою очередь стали главой романа о Титусе Кроу The Burrowers Beneath (в русском переводе — «Роющие землю»). Здесь появляется Шудде-Мьелл со своим «выводком» — ещё одна фантазия Ламли. Как и в случае с Чёрным, здесь автор снабдил Великого Древнего замечательными отличительными чертами. «Цементные стены» он наполнил древними цивилизациями, запретными именами и названиями, а также эффектными землетрясениями. Четвёртый и последний рассказ, оказавшийся впоследствии в романе, — «Дилет-Лин», история о Стране Снов. Ламли написал цикл романов «Dreamlands», однако это случилось позже создания рассказа, сюжетно все эти произведения не связаны. Дилет-Лин — поселение в Стране Снов, которое трижды посещал рассказчик. На его глазах ужас распространялся по городу, постепенно захватывая его. Герой, не желающий мириться с положением вещей, решает освободить Дилет-Лин от нависшего над ним проклятия. «Сновидческая» атмосфера, кажется, не слишком хорошо удалась Ламли — рассказ больше похож на его же «Мифы», чем на лавкрафтовские видения за стеной сна. «Дилет-Лин» был включён в роман о Титусе Кроу The Clock of Dreams (в русском переводе — «Путешествие в Мир Снов»).
Кстати, о Титусе Кроу. Этот оккультист появляется и ещё в двух текстах сборника. «Имя и число» представляет собой классическое детективное повествование, где сыщик (Кроу) рассказывает своему другу и помощнику (де Мариньи) историю раскрытия очередного дела. К сожалению, загадки, которые ставит перед читателем Ламли, а потом раскрывает, не производят должного впечатления. Математические и филологические изыски не «играют», а всего лишь стройно становятся в ряд фактов, раскрываемых Титусом Кроу. Другая история, «Часы де Мариньи», которая уже появлялась на русском в антологии «Мистика», выглядит несомненно выигрышнее. Главное её достоинство — неведомая тварь, пытающаяся вторгнуться в наш мир посредством странного артефакта — собственно, часов. Примыкает к этим рассказам «Зеркало Нитокрис» — ещё одна история о таинственном артефакте, служащем окном в наш мир. Правда, в этом произведении Титуса Кроу нет вовсе, а главным персонажем является де Мариньи.
Также рассказами о детективных расследованиях являются «Узнать врага» и «Синхронность или что-то в этом роде». Обе работы — явно не самые удачные опыты Ламли, притом «Синхронность…» написана на заказ.
Но вернёмся к нашим бара… то есть, Великим Древним. «Ночь, когда потонула “Русалка”» отражает интерес автора к морю, как он сам признаётся. На океанском дне, оказывается, может существовать такое, что и в страшном сне не привидится! На собственном опыте случается об этом узнать работникам бурильной установки в Северном море — и далеко не все они остаются в здравом уме после встречи с неведомым. Ещё одно Существо появляется в рассказе «Поцелуй Бугг-Шаша». Нам не довелось, к сожалению, увидеть этот рассказ в «Новом круге Лавкрафта», а между тем это произведение является сиквелом «Демонического» Дэвида Саттона, опубликованного в этой антологии! Уже известные нам герои, плюс ещё один персонаж, плюс отвратительный, источающий слизь ужас — неплохой получился коктейль!
Небольшой рассказ «Тёмное божество» предостерегает от сектантов, в особенности тех, среди которых можно встретить и сам объект поклонения. В «Письме Генри Уорси» стирается грань между флорой и фауной, и это грозит не только чудовищными превращениями, но и беспредельным ужасом по ту их сторону… Самый объёмный текст сборника, «Колокол Дагона», представляет собой неспешное повествование со всеми подробностями об обнаружении ужаса в отдельно взятом английском поместье. Многолетняя история старого особняка, переселенцы из Инсмута, мерзкие глубоководные и, как обнадёживает нас название рассказа, колокол Дагона — всё в наличии!
И — «Гимн», самое позднее по времени создания из представленных произведений. Этот рассказ выделяется на фоне всех остальных чисто «мифологических» историй. Прежде всего интересна форма подачи материала: в основном это диалоги двух персонажей. Целая группа специалистов проводит изыскания в некоем «Бюро мифологических расследований», занимающемся вопросами существования иных миров и иноземных сущностей. Исследования заканчиваются, по законам жанра, почти удавшимся вторжением «чужих», которое едва-едва удается предотвратить…
Как признаётся сам Ламли, любимый его рассказ Лавкрафта — «Цвет из иных миров». И свою «Тварь с пустоши у края кратера» он написал под впечатлением именно от этого творения «джентльмена из Провиденса». И хотя цвета в рассказе рисуются вполне узнаваемые, сама «тварь» не похожа ни на что рождённое нашей матушкой-землёй.
Другой Говард, Роберт Ирвин, по всей видимости, тоже не оставил Ламли равнодушным. Эпиграфом к нескольким рассказам служат строки из поэмы «Люди монолита» американца Джастина Джеффри — персонажа «техасского мечтателя», впервые выведенного им в рассказе «Чёрный камень». Именно это произведение послужило Ламли отправной точкой для создания очередной истории. Действие «Второго желания» также разворачивается в Венгрии, упоминается и странный чёрный монолит. Но и кроме этого жуткого артефакта есть чего опасаться в деревенской глуши…
Другая сторона творчества Говарда — героическое фэнтези, или «меч-и-магия» — также оказала влияние на британца. Доказательством этому служат рассказы об Изначальной Земле — о старых, затерянных в пыли времён эпохах, когда Великие Древние (и в особенности Ктулху) были гораздо ближе к человеку. Один из героев этих произведений, Зар-тул Завоеватель, вознамерился посетить остров Арлиех. Он вбил себе в голову, будто там хранятся такие сокровища, которых хватит ему до конца жизни. Рассказ «Дом Ктулху» напоминает фэнтези Говарда, с той только разницей, что в итоге вора не ждёт ничего хорошего — встреча с Ктулху никому не приносила счастья. Произведение о Тарре Хаше «Проклятие золотых стражей» больше напоминает классические образцы «меча-и-магии». Здесь снова речь идёт о воровстве, но опасность не столь велика, как в «Доме Ктулху». И более того, главный герой выбирается сухим из воды, да к тому же с потяжелевшим кошельком!
Два рассказа о чародее Тех Атхте вызывают в памяти произведения Кларка Эштона Смита. «Милахрион Бессмертный» и «Сон мага» — небольшие зарисовки о запретном знании и, конечно же, Великих Древних, довольно схожие со смитовскими циклами о Гиперборее и Зотике. Также источником вдохновения для произведений-фэнтези об Изначальной Земле может служить цикл Джека Вэнса об Умирающей Земле, о котором Брайан Ламли отзывается с восхищением.
И напоследок вернёмся к нашей действительности. «Тётушка Хестер» — ещё один рассказ, стоящий среди произведений сборника особняком. Дело в том, что к «ктулхиане» его можно причислить лишь формально: кроме запретных имён и названий, в нём нет ничего «мифологического». Оттого произведение и представляет особый интерес. Конечно, и здесь не обошлось без мистического ужаса, но, не обусловленный напрямую вмешательством Великих Древних, он производит довольно сильное впечатление. Всенепременно догадаться, чем закончится рассказ, в данном случае получится далеко не у каждого, потому концовка может стать приятной (или не очень) неожиданностью.
Сборник «Хаггопиана и другие рассказы» собрал под своей обложкой разные произведения — и в этом его главное достоинство. Здесь можно отыскать что-то себе по вкусу, причём не обязательно с сильным «привкусом Ктулху». Автор включил в книгу действительно достойные произведения, в основе которых хоть и лежит стройная мифология, разработанная Дерлетом, но на неё акцент делается далеко не всегда. Достойный последователь Лавкрафта, достойный продолжатель Дерлета — Ламли старается держать планку и не отставать от предшественников. И ему это удаётся.
1 Pickman 24-12-2013 11:57
Для меня этот сборник слишком предсказуем - тут в основном ранний Ламли. Кое-что читается увлекательно, но тоже без откровений (а мне их хочется, да). Единственное, что понравилось по-настоящему, это пресловутый "Гимн". Вот такая ктулхиана мне по душе, а на дерлетизмы уже давно не тянет.
2 Eucalypt 24-12-2013 18:12
Теперь придётся «Гимн» читать
3 kel-kor 24-12-2013 18:31
Также акцентирую ваше внимание как минимум на «Тётушке Хестер» и «Втором желании». ;)
4 Eucalypt 29-12-2013 23:24
Прочитал «Гимн». Обдумывая его, могу сказать, что он хороший. Но понравилась скорее фабула, да финальная сцена. Но перевод ужасен.
5 Pickman 31-12-2013 15:34
Я как-нибудь выложу где-нибудь хит-парад найденных ляпов.
6 Мельник 23-12-2013 20:45
У Ламли когда-то читал "Из глубины", не впечатлило. Теперь вот смотрю на его произведения с некоторой долей скепсиса, тем более, никогда не был в восторге от Мифов.
7 Донни Йен 22-12-2013 11:26
Который день хожу вокруг полки с этой книгой.Покупать или нет.Хотелось бы услышать отзывы прочитавших
8 Eucalypt 22-12-2013 11:56
Впечатлился описанием рассказом «Хаггопиана». Прочитал. Мило, но не впечатлило. С Лавкрафтом вообще редко удачно получается, если копировать его манеру. Ведь надо дух. Волосы дыбом не встают. Но если любите мифы Ктулху, то приятно почитать.