DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КАПКАН. СУДНАЯ НОЧЬ

Черные легионы Франции

 

Vlad Tepes (France) 

 

Часть I. Генезиз

 

     На сегодняшний день влияние такого стиля как black metal поистине безгранично, ибо явление сие за многие десятилетия приобрело почитателей и адептов по всему земному шару. За это время черный метал претерпел различные метаморфозы и трансформации, обогащаясь национальной палитрой и мировоззрением исполнителей в зависимости от места своей локации. Но вместе с тем, он, как ни один музыкальный стиль продолжает хранить верность своим корням, уходящим в почву первобытного трэша, перенесенного на более суровую почву Скандинавии, а оттуда уже по всему свету.

     Но в этот раз мы последуем лишь в одном конкретном направлении – в юго-западную Европу, а точнее во Францию, где данный жанр экстремального метала возведен в своего рода культ тьмы. Кому-то французский блэк может показаться забавной экзотической стилизацией, знакомой в основном по творчеству прославленных либертенов из Нанта Anorexia Nervosa. Однако, стоит копнуть глубже и становится совершенно ясно, что дело намного серьезнее.

     Итак, история эта берет свое начало в 1991 году в городе Грабельсе, где некто Мейна’х (Meyhna’ch) создает группу под названием Mutiilation. Поначалу действовавшая как трио, группа в скором времени трансформируется в одиночный проект своего основателя и начинает бодро выпускать демо-записи в стиле грязного и бескомпромиссного блэк-метала.

Mutiilation

     В том же 1991-ом в городе Бержерак человек, скрывшийся под псевдонимом Vordb Lathor Ecsed создает одноименный эмбиент-проект, но вовремя меняет название. Как видно, появление двух музыкальных актов с одинаковым названием не могло остаться незамеченным, и вскоре лидеры обеих формаций не без помощи сессионных музыкантов (а, как вы знаете, в блэк-метале без них никуда!) начинают активно общаться, поверяя друг другу свои идеи и взгляды на музыку. В начале 1993 г. Vordb запускает новый проект под названием Belketre, которому также суждено сыграть фундаментальную роль в становлении французской черной сцены.

     И как бы в довершении всего, примерно в этот же период в Бресте зарождается на свет Vlad Tepes – дьявольское детище музыканта Wlad’а, названное так в честь Сами Знаете Кого. Забегая вперед, стоит упомянуть, что данный акт не стоит путать с другим проектом под именем Vlad. Имея схожую стилистику, эта группа разродилась всего лишь двумя демо-записями и в 1995 году канула в небытие, чтобы возродиться под не менее грозным названием Blut Aus Nord. Но обо всем по порядку.

Vlad Tepes (France)

     Время, о котором идет речь, выдалось довольно бурным. Европа начинает активно пробовать на вкус, что собственно такое black-metal. Грядет новая волна металистов-дьяволопоклонников. Шум, поднятый норвежскими «викингами», их методы действия и мизантропическая идеология только подливали масла в огонь, а приснопамятное убийство Евронимуса, совершенное Варгом Викернесом, и вовсе повергло юных и впечатлительных металхэдов в благоговейный экстаз. Множество дэт-метал команд (а во Франции этот стиль всегда в почете) неожиданно меняют курс. Нанеся на лица устрашающий корпспейнт и вооружившись богохульными атрибутами, новоиспеченные «воины тьмы» нарекли себя ортодоксальными блэк-металистами и рьяно взялись за это темное дело, зачастую с весьма посредственным результатом. К сожалению (или же к счастью), немногие смогли усвоить каноны блэка, уловить его атмосферу. Да и с поджогами церквей и убийствами дело как-то не заладилось. Срамота, одним словом, как было сказано в одном старом фильме.

     Естественно, подобное стечение обстоятельств не могло быть проигнорировано отцами-основателями истинного французского блэка. Vordb Lathor Ecsed считал, что творящаяся клоунада ставит под угрозу не только чистоту стиля, но и существование блэка вообще. Таким образом, новым модным течениям была объявлена негласная война.

     Лето 1993 года ознаменовалось созданием своего рода элитарного музыкального альянса, основателями и идейными наставниками которого стали Meyhna’ch  и Vordb. Не стоит сравнивать эту организацию со полумифическим норвежским «Черным Кругом», основанным покойным Евронимусом в подвале музыкального магазина Helvete в Осло, хотя некоторые аналогии все же имеют место быть. Норвежцы никогда не давали названия своему сообществу, да в принципе это сообщество было не более чем тусовкой музыкантов-единомышленников из Mayhem, Burzum, Emperor, Thorns  и прочих любителей музыки, вынашивающих собственные честолюбивые планы. Для реализации этих планов тем же предприимчивым Евронимусом был основан независимый лейбл Deathlike Silence Production, который выпустил в мир то, что сформировало облик true-black-metal.

     Как оказалось, французы решили ни в чем не уступать северянам. Участники объединения по собственной воле решают отдалиться от ненавистного им общества в лесной глуши и посвятить все свое время созданию музыки. Движение получает название Les Legions Noires («Черные Легионы») или более распространенный в Европе вариант The Black Legions, которым суждено войти в историю. По официальным данным в это движение входило около двадцати проектов, ко многим из которых были причастны одни и те же лица. Одним из наиболее активных композиторов являлся Vordb. Для одного из своих детищ он даже создает специальный язык Gloatre, и иной раз позволяет себе некоторые темные «шалости». Так, в записи демо проекта Brenoritvrezorke был использован микрофон, вставленный в мертвую крысу. Все же несмотря на все эти подробности, все эти сайд-проекты не сыграли какой-либо особой роли в формировании французской школы, а посему мы будем говорить только о ключевых формациях.

     К таковым, безусловно, следует отнести Mutiilation, задавший эталон бескомпромиссного и атмосферного блэка a-la Burzum. Грязные гитары, бласт-биты и монотонный вокал, точнее, ритуальный речитатив с текстами, обращенными к тьме. Первый полноформатный студийный альбом проекта «Vampires Of Black Imperial Blood» (1995), изданный лейблом End All Life Records в количестве 100 копий, до сих пор считается абсолютной классикой жанра и желанным раритетом среди истинных ценителей.

 

     Belketre

Belketre достаточно удачно продолжает этот курс, привнеся в прямолинейный саунд обилие гитарных партий, низко настроенный бас и душераздирающий скрим.

     Дуэт Vlad Tepes делает крен в сторону особо злобного, дремучего и агрессивного материала, к тому же имеющего изрядную долю холодной мелодики и эпичности.

     Собственно, на примере этих имен и были заложены каноны блэка французской школы. Основными  критериями этого подвида является оккультная атмосфера, мелодичность, экспрессивность и средний (в основном) темп игры. А вот по части злобности музыкального материала немногие команды могут сравниться с представителями скандинавской школы. Как видно, климат к этому не располагает. Однако, французы с лихвой компенсируют этот недостаток своей непревзойденной мрачностью и психологичностью. Тематика лирики – оккультизм, дьяволопоклонничество, мизантропия, смерть – тут все предельно традиционно. Ах, ну и еще франкоязычные тексты само собой.

     Надо ли уточнять, что Les Legions Noires стали полностью андеграундным объединением. Участники его категорически противопоставляли себя основной блэк-сцене, обвинив молодые коллективы в трендовости и продажности. Как и положено суровым тру-блэк-металистам, сторонники LLN старались не афишировать свою деятельность. Музыка записывалась всеобщими усилиями и выпускалась поначалу исключительно в демо-версиях (зачастую просто ужасающего качества, что, впрочем, не помешало им стать желанной добычей для страстных коллекционеров), которые в свою очередь распространялись исключительно среди «своих».  Музыканты зачастую сознательно отказывались от сотрудничества с лейблами. Исключение составили Belketre и Vlad Tepes, которые доверились звукозаписывающей компании Embassy Prodactions, выпустившей сплит этих двух команд, который должен был символизировать неистребимый дух настоящего black-metal.

     В свою очередь это не помешало месье Vordb’у  обрушить волну негодования на другой французский лейбл Osmose Prodactions, обвиняя его в поддержке «трендовых» формаций, в число которых попали команды, исполняющие блэк/дэт. Если верить слухам, он даже отправлял в офис компании посылки с дохлыми крысами, что как бы символизирует его отношение к предателям. Vlad Tepes пошли гораздо дальше, снизойдя до открытых угроз в адрес финнов Impaled Nazarene, мол, те имеют наглость насмехаться над величием Сатаны и в принципе не имеют права причислять себя к исполнителям блэк-метала. Доходило даже до того, что обвинениям в продажности подверглись даже скандинавские представители второй волны, а такая ситуация и вовсе отдает полнейшим абсурдом. В результате французов стали попросту бойкотировать, и LLN оказались в самоизоляции, чего, собственно, они и добивались.

     Минимум живых выступлений, минимум интервью, и только одному-единственному изданию – журналу «The Black Plague – First Chapter», основанному Мейна’хом в 1995 г. Ореол таинственности окружил Черные Легионы, их отношения с остальными представителями французского андеграунда становились все более напряженными. И чем быстрее разрасталась европейская блэк-метал сцена, тем более ожесточенными становились участники LLN. Настолько ожесточенными, что накопленная злоба и жажда крови привели к внутренним междоусобицам ввиду крайней обособленности альянса, непрерывного роста сторонних проектов и одновременно творческого коллапса. Видимо, вошла в силу одна из неотъемлемых деталей французской школы, а именно – острый дефицит энтузиазма и скоропостижная потеря всяческого интереса к собственному творчеству, к сожалению, очень часто наблюдаемая у многих команд.

     В конце 1996 г. Мейна’х, уставший от непрерывных склок коллег по LLN, внезапно решает взять бессрочный отпуск, чтобы отвлечься от музыкальных дел. Поговаривали, что не последнюю роль в этом сыграло его пристрастие к героину. Правда это или нет доподлинно неизвестно, но факт остается фактом: уход Мейна’ха повлек за собой распад Черных Легионов. Отныне каждый из проектов-участников LLN становится каждый сам по себе. Лишь через полтора года  выйдет третье по счету демо Belketre, записанное Vordb’ом в гордом одиночестве, и вместе с этим подходит конец истории и этой формации. Vlad Tepes продержатся несколько дольше, до 1998, но и с этого момента группа прекращает всяческую деятельность.

     Что касается Mutiilation, то это имя возвращается в 1999-м с полнометражным альбомом «New False Prophet» и даже дает несколько живых выступлений. 2000-е символизируют возвращение былой славы, один за другим выходит еще три студийника. Но в 2009 Мейна’х в очередной раз замораживает проект… чтобы снова вернуться в 2015. 

 

 

Часть II. Метаморфозы

Osculum Infame 

     Несмотря на столь плачевный исход, распад The Black Legions возродил к жизни сотни групп и проектов, значительно поднявших авторитет французской школы. Одним это удавалось лучше, другим хуже, но большинство их предпочитало идти собственным путем, эволюционируя под влиянием собственных прихотей и вкусов. На первое место встала сама музыка, а не идеология, и это был весьма разумный выбор.

     Из старожилов французского блэка следует выделить брутальную команду с вызывающим названием Osculum Infame, что в переводе с латыни означает «срамной поцелуй», а кто кого и куда целовал в данном случае, учитывая лютую антихристианскую позицию коллектива, воздающего хвалу Дьяволу, догадаться в принципе несложно. Группа зародилась в 1993 г. и активна по сей день. Первоначально это был дикий и примитивный, но весьма искусно сыгранный блэк с богохульными текстами. Много позже звучание обогатилось клавишными, что вкупе с улучшившимся звучанием явило миру одну из лучших экстремальных актов современности.

     Также стоит упомянуть еще одних заслуженных ветеранов Nahёmah (не путать с испанской симфо-блэк командой). Nahёmah появилась на свет 31 октября 1992 г. и носит шумерское имя демоницы Лилит. С самого начала музыканты позиционировали себя как чисто андеграундную формацию, но своим первым демо смогли разродиться только в 1995. После же лидер коллектива Corven приостановил деятельность проекта по только ему ведомым причинам. Nahёmah возвращается в 2000 г. с новыми силами и сильно обновленным составом, а двумя годами позже выходит первый полнометражник проекта «Light Of A Dead Star», продемонстрировавший миру отменный скоростной блэк-метал с внятным звучанием и даже приличными партиями бас-гитары, обрамленный вполне естественной холодной атмосферой. Тексты песен посвящены шумерской и ассирийской мифологии, каббале, темным богиням, ведьмам и прочим созданиям ночи. Пресса не скупилась на хвалебные отзывы, а группой сразу же заинтересовались солидные французские лейблы. И, как показало время, вовсе не зря. Уже второй альбом группы «Shadows From The Past…» безоговорочно вывел Nahёmah в лидеры французской черной сцены. Однако, после третьего студийника проект вновь погружается в молчание…

     В противовес им идет история группы Antaeus. С самого своего основания в 1994 г. эти неофиты желали играть правильный тру-блэк-метал. Но из-за схожести звучания, исходящего из отсутствия собственного почерка, ребята долгое время приравнивались к адептам LLN, который они, мягко говоря, недолюбливали и находились, так сказать, «по ту сторону баррикад». Вовлеченные в длительный конфликт между «тру» и «предателями», Antaeus долгое время не могли придать своей музыке какой-либо стабильности, т.к. по всей видимости немного запутались в дилеммах, как же должен звучать этот самый тру-блэк метал.

     В числе самых инновационных и самобытных попадает великолепная команда Hirilorn, названием своим обязанная «Сильмариллиону» Дж. Р. Р. Толкина. На время своего становления (1994 г.) группа представила публике передовой материал в стиле эпичного и атмосферного мелодик-блэка,  приправленного чистым вокалом и частыми вкраплениями акустической гитары. Имея в реестре одно демо, один студийный альбом «Legend Of Evil And Eternal Death» и EP «Depopulate (Prelud To Apocalypse)», в 1999 г. группа, к великому сожалению, прекратила свое существование.

     В целом, начиная с 1995 г., французская блэк-метал сцена переживает своего рода Эпоху Ренессанса. Именно в этот период зарождается множество направлений, стилей и поджанров, произрастающих из канонического блэка.

Seth

     Так, в этом же году берет свое начало одна из ведущих экстремальных команд Франции Seth, представившая миру мелодичный и мощный блэк с отточенной техникой и богатой оккультной тематикой. Уже первая работа этого коллектива «Le Blessures De L’Ame» (1998), вышедшая на лейбле Season of Mist, получает отличные отзывы в прессе и признание металистов со всего мира. В 2000 г. группа подписывает контракт с Osmose Prodactions и вскоре выпускает второй альбом «L’Excellence», который еще больше укрепляет отличную репутацию группы. Как следствие, Seth получают приглашения от французского музыкального телевидения и даже получают возможность снять клип. Более того, группа получает поддержку в лице Фенриза из Darkthrone, благодаря чему в 2001 принимает участие в компиляции «Tribute To Mayhem» наряду с такими именами как Immortal, Emperor, Gorgoroth и Dark Funeral. Это также говорит о том, что отношения между двумя школами наконец-то наладились, благодаря большому вкладу в общее дело. Последующие две студийные работы – «Divine X» и «Era-Decay» - еще больше укрепляют авторитет Seth как одних из лучших проповедников черного искусства. Однако, вскоре коллектив, видимо, достигнув пика совершенства, принимает решение прекратить свою деятельность. Целых семь лет длилось их молчание, и в 2011 г. после ностальгического концерта музыканты решают возобновить работу и порадовать фэнов новым опусом, который увидел свет в 2013 под названием «The Howling Spirit». Надо ли говорить, что сей релиз вошел в перечень лучших метал-альбомов года?

     Anorexia Nervosa. Пожалуй, одна из самых популярных и многообещающих метал-команд Франции, слава которой довольно быстро распространилась за рубежом. Еще не имея в обойме ни одной профессиональной записи, ребята весьма приглянулись представителю Season of Mist, который не замедлил предложить им первый контракт. Начав с готичного индастриала, команда вскоре обратилась к романтичному симфо-блэку, имеющему сильное влияние классики и барокко, пытаясь вырвать пальму первенства у британских вампиров Cradle Of Filth. В принципе, для этого у них были все возможности: высококлассный материал, представленный на четырех полнометражниках, завораживающая атмосфера, модный стиль, харизматичный фронтмен, выступления с ведущими командами, но, к сожалению, и этим ребятам не удалось избежать недуга, бытовавшего среди их земляков. Поначалу это были внутренние разногласия на предмет того, по какому пути должна развиваться группа. И даже вынужденная смена состава не исправила положения. Таким образом, основатель группы гитарист Стефан принимает решение приостановить деятельность коллектива, дабы «не превратить группу в пародию на саму себя». Другими словами, Anorexia Nervosa, как видно, оказалась истощенной до предела, потому как аж с 2005 г. коллектив не подает никаких признаков активности. Как бы там ни было, успех группы протоптал широкую тропу для таких талантливых французских коллективов как Comedie Macabre, Mutilanova, Skorzum, Winterburst и пр.

Anorexia Nervosa

     Начиная с 1996-го, на французской андеграундной сцене проявляет себя такой жанр как NS Black Metal. И первым актом стал one-man-band из города Тулон Kristallnacht. Лидер проекта и его единственный постоянный участник, скрывшийся под псевдонимом L.F., впервые провозглашает идеи разумного национализма, при этом всячески отрицая какое бы то ни было соприкосновение с политическими движениями и даже языческим наследием, но не скрывая своих симпатий к германскому нацизму. «Я думаю, что HC Германия была эталоном и живой инкарнацией природы и ценностей Белого человека. Время, когда честь, гордость, верность, кровь, сила, порядок были высшими ценностями. Это все оказало на меня сильное влияние, я отрицаю посредственность, ослепленность и медленную смерть, которую “предлагает” нам чума из пустынь…» За подобные идеи месье L.F. даже пришлось провести три месяца в тюремном заключении, но и эти меры не оказали на него какого-либо сильного воздействия. Он как ни в чем ни бывало продолжил деятельность Kristallnacht, представленную в виде скоростного  и злобного блэка с изрядной долей эпичности, которую привнесли клавишные. Проект выпустил три ЕР и несколько компиляций, прежде чем окончательно заглохнуть в 2002 г.

     Вместе с национальной темой пробуждается к жизни и такой стиль как pagan. Начало ему было положено трио Blut Aus Nord, основанной участниками старинного проекта Vlad. На фоне прочих эта формация отличалась качественным и мощным звучанием, элементами эмбиента, склонностью к музыкальным экспериментам и суровой северной атмосферой композиций.

     Из самых ярких последователей ее можно назвать команду Belenos, родом из Бретани. Это уже pagan-black почти что в чистом виде. Мощная инструментальная подача, красивейшие мелодии, воинственность и непоколебимость. Этнические мотивы, лирика на французском и бретонском языках базируется в основном на кельтской мифологии. Недалеко  от них ушли и бравые ребята из Himinbjorg, испытывающие интерес уже к скандинавской культуре и активно использующие мотивы folk-viking-metal.

Belenos

     Конечно, на пике новой волны не обошлось и без особо выделяющихся самородков. К таковым относится одиночный проект Einkenskaden (1998 – 2005), представляющий из себя вполне безобидный мелодик-блэк с сильным влиянием классической музыки, в частности вдохновленный творчеством Шопена и Дебюсси, из-за чего и был наречен «романтичным блэк-металом». Или, например, такая формация как Alcest, начинавшая с достаточно холодного и меланхоличного блэка и вскоре растворившаяся в потоке психоделического шугейза.

     Разумеется, были и такие, кто в большей степени остался верен «старой школе», грамотно смешивая наследие отцов-основателей с новым звучанием. Такие команды как Darvulia, Deathspell Omega, Haemoth, Diamatregon  и Malleus Maleficarum составили новую элиту французского черного метала.

     В начале «нулевых» альтернативные течения поколебали неприступность консервативного стиля. Такие имена как Mortifera, Amesours, Nocturnal Depression несколько изменили (или искалечили) привычное понятие «true black», погрузив его в депрессивно-суицидальные воды. Как бы там ни было, в данном поджанре французы смогли особенно честно выразить себя и выделиться на фоне прочих коллег по цеху. Отличительными чертами их творений можно назвать особую утонченность, музыкальность, аристократизм и безграничность. Это направление и по сей день имеет множество поклонников по всему миру, а это в свой черед говорит о неповторимости французских умельцев. Гораздо меньшую, но от того более гурманскую аудиторию имеют группы, играющие в стиле black-funeral-doom, представленным такими грандами как The Austrasian Goat, Ineptie Luminescentre и Sombre Colere.

     Несмотря на изобилие жанров и музыкальных направлений нового тысячелетия, ортодоксальный блэк не сдавал своих позиций. Peste Noire, провозглашенные новыми королями андеграунда, а также Saatkrahe и Glorior Belli на фоне экзальтированных «декадентов» выглядели куда более устрашающе и внушительнее. Было ясно, что дело The Black Legions живо и год от года приобретает новых сторонников.

     В середине 2000-х уверенно набирает обороты тяжелая артиллерия команд, действующих в рамках сокрушительного симбиоза black/death metal. Можно сказать, это была особая каста металистов, олицетворяющая собой всю мощь и необузданность экстремальной музыки, с успехом действующая до сих пор. Что уж тут говорить, французы знают толк в хорошей «мясорубке», они отлично ориентируются в подобном жанре. А такие поистине культовые формации как Borgia (2003 – 2010), Corpus Diavolis, Temple Of Baal, Necroblood, Svart Crown и Moonreich можно смело поставить на один уровень с представителями шведской, германской и польской сцен.

Corpus Diavolis

     А что же в это время происходило с классическим true-black metal? Слился ли он полностью с дном андеграунда или же трансформировался в нечто другое? На самом деле все обстоит с точностью наоборот. За последнее десятилетие французский блэк-метал переживает своего рода возрождение и вновь становится популярным жанром. Настолько популярным, что ему даже был посвящен целый фильм – французская семейная комедия «Добро пожаловать в ПОП», вышедшая в 2013 г. Но если отбросить шутки в стороны, то стоит задуматься о смысле одного хорошего изречения «Мода приходит и уходит, стиль же остается неизменным». И такие молодые, но многообещающие команды как Strynn, Les Chants De Nihil, Hedensl Bjorn, Situs Magus, Vermine и Odium более чем достойно подтверждают этот тезис, и, уверен, спустя годы некоторые из этих формаций пожнут лавры новых корифеев жанра. Но, как говорится у классика, «если, конечно, не загниют».

     Разумеется, перечень групп и проектов, упомянутых здесь, далеко не полон. Мы  всего-навсего представили вашему вниманию поверхностный экскурс по самым интересным и многообещающим  блэк-металическим коллективам Франции, призванный обрисовать то невероятное разнообразие, присущее данному направлению,  история которого  насчитывает целых три десятилетия. И, не смотря на свою явную экспрессивность и непостоянность, ясно одно: Черные Легионы не исчезли. Они просто сменили тактику, значительно расширили границы своего влияния и готовы поработить этот мир.

 

 

 

 

 

    

 

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 04-06-2023 23:57

    Кайф

    Учитываю...