Мое сердце — бензопила / My Heart Is a Chainsaw (роман)
Автор: Стивен Грэм Джонс
Жанр: триллер
Издательство: Эксмо
Серия: Территория страха
Год издания: 2024 (в оригинале — 2021)
Перевод: М. Загот
Похожие произведения:
- Рэйчел Уорд «Числа» (цикл)
- Редъярд Киплинг «Мэ-э, паршивая овца» (рассказ)
- Ричард Голдинг «Повелитель мух» (роман)
- Джон Грин «В поисках Аляски» (роман)
- Маркус Зусак «Глиняный мост» (роман)
- Донна Тарт «Щегол» (роман)
Эта книга заслуживает прочтения, хотя подросток в беде — что может быть банальнее такого сюжета, эксплуатируемого веками, начиная с мифологии и фольклора и заканчивая Young Adult со всеми его триггерами и стигматами? Однако же архетипичность такого героя продолжает вызывать интерес и сочувствие, поскольку все мы знаем, что такое этот возраст фазового перехода, так часто перерождающийся в кошмар; особенно же интересны подобные данному тексту мультижанровые конструкты, дающие более плотное вовлечение читателя в текст. «Мое сердце — бензопила» это — и роман воспитания/инициации, и мистика, и фэнтези, и детектив. Но правит бал, конечно же, хоррор, и ужаса тут на любой вкус. От реальной социалочки дна убогого приозерного городишки, в котором вдруг появляются очень богатые люди, и психопатии и деменций, не говоря уже о как-то даже миленьких тараканах, вроде того, чтобы бросать окурки с легкомоторного самодельного самолетика или кататься, из-под пирса цепляясь за канаты яхт, до жестких, очень кинематографичных хоррорных сцен оригинальных расправ и кульминационной сцены, напоминающей знаменитый рассказ «Крушение пирса» Марка Хеддона. Очень качественная пугалка, грамотно триггерящая с первых строк.
Но что еще отличает эту книгу от множества ей подобных? А последовательное, буквально по главам, перемножение текста на киножанр слэшера, на котором помешана Джейд Дэниэлс, героиня, — полукровка-индианка, как она себя называет — «городской выкидыш», семнадцатилетняя, страшно одинокая «девочка-ужастик». В контенте она разбирается великолепно, и вместе с ней начинает разбираться и читатель, читая ее школьные работы для учителя истории и следя за ходом ее мыслей об окружающем и окружающих. В слэшерах ее привлекает прежде всего мотив мести, и, видит бог, Джейд, бесконечно умной, талантливой и, как ей кажется, нафиг никому не нужной, есть за что мстить и отцу, и всему городишке. Не считая трагедии одаренного ребенка, вынужденного жить «в камере пыток» школы и папашиного дома, без будущего, без шансов на нормальное образование — она даже подрабатывает уборщицей, чтоб элементарно прокормиться. Но до мести Джейд не опускается. Она просто терпит последние дни до окончания школы, когда она сможет уехать, старается не «выносить внутренний раздрай на люди», разве что красит голову в дикие цвета, не гнушаясь ни зеленкой, ни сапожным кремом. И все эти годы лет с одиннадцати у нее есть отдушина, куда сбежать от реальности: фильмы-ужастики, начиная с «Кровавого озера», кассету с которым она выуживает из мусорки на бензоколонке и поначалу принимает озеро из фильма за то, на берегу которого живет, и до любимого «Хеллоуина». Оказывается, и ужастики могут объяснить тебе, как устроен мир, если больше некому. Могут помочь идентифицировать себя и окружающих, классифицировать их как персонажей слэшера, а происходящие события — как акты сценария.
И вот когда жизнь вокруг начинает превращаться в слэшер, Джейд в восторге: «Неужели это все происходит не в моей голове, а на самом деле? Прямо как в кино… Или в кино все как в жизни?» Кровавая жертва — есть, голландская парочка из первой главы, и читать о том, как они погибли, реально жутко. Равнодушные взрослые («будь взрослые на высоте, ничего и вовсе не случилось бы») — есть. Стремительное развитие событий — есть. «Фирменное» оружие слэшера — до жути неожиданное — есть. А также есть, естественно, и сам слэшер, и его антагонист, «Последняя девушка», которая только и может с ним справиться, но только после того, как прошла через «залежи трупов» всех, кто ей дорог, и вот фокус, эта самая Последняя девушка становится подругой нашей Джейд, с которой сроду никто не дружил… Достаточно спойлеров. Не надо вам заранее знать, при чем тут семнадцать гниющих трупов лосей и одна восьмилетняя девчушка, и как автор обманет ваши ожидания в финале.
Также стоит отметить очень плотную фабулу и высокий ритм прозы, прекрасную работу переводчика М. Загот, кучу наград, которые собрала книга в англоязычном поле: Премии Брэма Стокера, Ширли Джексон и «Локус». Номинация на премии «Это хоррор», Британскую премию фэнтези, Goodreads и Премию конвента ДрагонКон; а послесловие автора читать так же интересно, как и сам текст.
Итак, «Мое сердце — бензопила» — книга, которая буквально как широкоформатный блокбастер, идущий прямо в вашей голове, доказывает: все дело в подключаемых архивах, которыми ты располагаешь для выживания. Да, как ни странно это звучит, любая культура — тоже инструмент выживания, даже ужастики, если больше нет ничего другого, как нам это и продемонстрировала Джейд Дэниэлс, эксперт по слэшерам. Да здравствует интеллект.
1 Марго Ругар 25-08-2024 17:58
Ух ты! Очень захотелось почитать, спасибо за отличную рекомендацию