DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Что такое хоррор - ч.1

Сегодня поговорим о жанрах вообще. Существует несколько определений жанра, то есть разное понимание самого понятия "жанр", в связи с чем случается путаница, когда речь заходит о "жанре фантастики", "жанре хоррор", "жанре фэнтези". Строгое литературоведение, по сути, не знает таких жанров вообще. А их поклонники, наоборот, плохо себе представляют, как понимают термин "жанр" высоколобые исследователи литературы, кино и искусства в целом. Вот чтобы избежать путаницы, давайте и разложим все по полочкам. А потом, уже имея это в виду, возьмемся конкретно за ужасы и мистику.

Итак. В теории литературы, в литературоведении и прочих смежных научных дисциплинах термином "жанр" чаще называют отнюдь не фантастику, фэнтези, детективы или хоррор, а нечто принципиально иное. Если обратиться к литературоведческим словарям, то определение термина "жанр" в них может породить неясности. Как правило, речь идет о типах, родах художественных произведений, заключающихся в "единстве свойств композиционной структуры, его формы и содержания, с характерными сюжетными и стилистическими признаками" (цит. по Елисеев И. А., Полякова Л. Г., Словарь литературоведческих терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2002, стр.53).  Для большинства из нас это - вполне подходящее определение для фантастики или ужасов, не правда ли?

Однако в тех же словарях мы не найдем в определении термина "фантастика" слов о том, что это - жанр литературы. Есть правда (не во всяком словаре, но все-таки встречается) статья "научно-фантастический жанр", определяющий некоторым образом "твердую" НФ. Не найдем мы слова "жанр" в определении детективной литературы. А "хоррор" или "ужасы" или "мистика" в таких словарях в принципе отсутствуют, равно как и "фэнтези". Зато четкое указание "жанр литературный" имеется в статьях о таких терминах как "роман" или "водевиль", или "лиро-эпический жанр". Часто пишут то "род литературный", то "вид" или "разновидность" - что, понятное дело, только способствует путанице, ведь в каких-то случаях эти слова используются как синонимы слову "жанр", а в каких-то - как отдельные термины со своими значениями.

В чем же разница между литературоведческими "жанрами" и "нашими"? Чтобы понять это, надо принять во внимание тот факт, что есть еще термин "массовая литература". Изначально он носил несколько негативный оттенок (в противоположность "элитарной литературе"), как низкопробный псевдо-литературный ширпотреб. Некоторые до сих пор воспринимают массовую литературу с презрением. И порой они бывают правы, чего уж там. Но все-таки в общем и целом уже признано, что массовая литература, ее собственно литературный уровень за годы существования заметно выросли, стали совершеннее и умнее. Просто потому, что аудитория этой литературы становилась образованнее, начитаннее. И сейчас массовая литература и массовое искусство вообще заслуживают и признания, и уважения - хотя бы потому, что часто напрямую влияют на "высокое" искусство. К примеру, фильмы Квентина Тарантино - их бы просто не существовало, не будь знаком режиссером с огромным количеством самого что ни на есть массового кино и литературы. Никого уже не удивляет тот факт, что мировыми бестселлерами становятся книги Умберто Эко - при всей их элитарности и высочайшем интеллектуальном уровне романы Эко можно отнести к массовой литературе. В наше время очень часто границы между массовым и элитарным, между ширпотребом и классикой оказываются полностью стерты.

В вопросы жанровой дефиниции это все, конечно, вносит еще больше сумятицы. К какому жанру прикажете отнести "Имя розы"? Детектив? Исторический роман? Триллер? Или же это просто жанр романа

Дело в том, что для "Имени розы" верно и то, и другое, и третье, и четвертое. Подобная мешанина объясняется еще и тем, что Эко во многом - постмодернист. Да, "Имя розы" это еще и постмодерн.

Голову сломаешь, думая обо всем этом, правда?

Попробуем упростить, чтобы стала ясна суть.

Итак, серьезное строгое литературоведение словом "жанр" обозначает разновидности прозы, поэзии и т.п. В этом смысле роман - это сам по себе жанр, отличный от него жанр - это рассказ. Повесть - третий  жанр. Это все - литературоведческие жанры.

Понятно, что раз в сферу изучения литературоведения преимущественно всегда входила литература "высокая", классическая, то и термин "жанр" здесь употребляется в основном в отношении произведений классиков, "элиты". Гораздо меньше и гораздо реже литературоведение обращается к массовой литературе.

А научная фантастика, детектив, хоррор, триллер, фэнтези и т.д. - это как раз массовая литература.

Тут кто-то может возражать, пыжиться, называя имена Станислава Лема, братьев Стругацких или там Карела Чапека. Мы, поклонники ужасов, можем заметить, что при жизни Лавкрафта (и многих других авторов хоррора) их творчество широким признанием и особой популярностью в массах не пользовалось. Еще мы можем перечислять долго имена признанных классиков мировой литературы, писавших хоррор - начиная с Эдгара По, конечно.

Все это верно, но, как уже сказано выше, границы между "массовым" и "элитарным" нередко бывают стерты, а уж в наше время их порой вообще трудно даже провести, такие границы.

Но наша текущая задпча - не запутаться в терминах и определениях. И потому мы говорим в данный момент не о частных случаях, не о торжестве исторической справедливости и не о том, какова ситуация сейчас или какой она будет лет через десять. Ведь детектив, фантастика и хоррор не сейчас стали считаться и называться "жанрами".

Кроме того, если обобщать, то неизбежно приходишь к выводу, что, как бы там ни было, а все эти жанры любимы нами прежде всего и чаще всего за то, что они нас так или иначе развлекают. Вы читаете это потому, что вам это интересно читать. Вот потому говорим, что это все - массовая литература. Не значит "плохая", значит - ориентированная в той или иной мере на достаточно широкую аудиторию или просто в какой-то период времени имевшая широкую популярность.

Теперь, кажется, стало несколько легче не запутаться в том, что называется жанром и можно ли считать жанром хоррор.

Да, можно. Но надо иметь в виду, что хоррор - жанр массовой литературы, а не литературоведческий жанр.

В массовой литературе жанрами определяли такого рода произведения, которые интересны определенным группам читателей. Кого волнуют страшные истории - для вас хоррор, ужасы и мистика. Кому подавай полеты в космос, научные теории и миры будущего - вот вам фантастика, НФ. Хочется почувствовать себя в сказке, окунуться с головой в миры далекого романтического прошлого? Нате вам фэнтези. Интересует прежде всего криминал, расследования? Пожалуйте, детектив.

То есть для массовой литературы, так или иначе сориентированной на читателя, распределение по жанрам - это способ навесить определенный "ярлычок", упростить покупателю-потребителю выбор. Это позиционирование на рынке, если хотите.

И, опять же, ничего плохого в этом нет. Случается правда (именно на постсоветском пространстве, кстати), что под вывеской одного жанра массовой литературы читателям всучивают нечто совсем иное. А когда справедливо возмущенный, разочарованный читатель прекращает тратить деньги и время на такие "обманки", заявляют о коммерческой несостоятельности, невостребованности того или иного жанра. Хотя, как видите, проблема запросто может крыться в другом - в ошибочном позиционировании. Чтобы убедиться в этом, бывает достаточно просто зайти в какой-нибудь книжный магазин и пробежаться взглядом по стоящим там на полках книгах - и по тем отделам, в которые эти книги определены. Если с фантастикой или фэнтези там все будет более или менее ясно и точно, то триллеры, детективы, мистика и хоррор нынче представляют нечто неоднородное, смешанное в самых нежданных сочетаниях. Ужасы и триллеры, допустим, запросто можно обнаружить в отделе современной прозы, как бы "внежанровой". Или по соседству с детективами Донцовой. Я уж молчу об эпигонах Стефени Мейер и о ее собственных книгах, которыми забиты разделы мистики и ужасов. Когда рядом выставлены книги Стивена Кинаг и Энн Райс - это одно. Когда соседствуют Райс и Мейер - это тоже можно понять. Но Кинг и Мейер вместе, поблизости друг от друга - это уже бездарное позиционирование, ошибочный или намерено вводящий в заблуждение мерчендайзинг.

К слову, отдельные разделы хоррора в книжных - крайне редкое явление. Почему так, мы еще поговорим отдельно, в одном из будущим постов этой колонки.

Подводя итог, главное к чему мы пришли: хоррор - это один из жанров массовой литературы. Это не значит, что произведения жанра хоррор (как и любого другого представителя массовой литературы) нельзя рассматривать как произведения высокого искусства с т.з. литературоведения и искусствоведения. Просто роман ужасов "с колокольни" литературоведов будет прежде всего "роман", а потом уже "ужасов", равно как рассказ ужасов будет прежде всего "рассказ". Но в массовой литературе работают свои принципы деления на жанры, выведена своя система жанров соответственно. Она, система эта, в целом не противоречит той, что принята в науке, она просто другая. Мы рассматриваем хоррор как жанр массовой литературы (с понятными оговорками, да), в ее системе. Для того, чтобы дать ему в итоге наиболее верное определение и, в частности, обозначить особенности этого жанра и чем он отличается от всех прочих.

Как раз об этом, о жанровой специфике, поговорим далее.

Комментариев: 18 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 vxga 05-12-2012 01:48

    Миш, ты это... не горячился бы. Я как раз внимательно прочел написанное тобой и решил поспорить с комментаторами. smile В частности, с менторским тоном ЛитераторЪ. А ты как раз наоборот - делаешь нужное дело, потому как споры на пустом месте в рунете уже давно надоели. В частности, именно поэтому я заострил внимание на том, что для западного литературоведения фэнтези, научная фантастика и хоррор - три разных жанра: русские доморощенные спецы, как правило, считают, что один из них основной, а два других - частные случаи первого. Вот только какой считать основным - мнения расходятся.smile))

    Что до комментариев - их будет много, много будет обидных. Тему ты взял такую - сложную, запутанную и нужную. Причем все считают себя в ней авторитетами, без малейших к тому оснований. Давно уже нужен материал подобный твоему, так что дерзай.

    Учитываю...
    • 2 Парфенов М. С. 05-12-2012 07:42

      Ок. Я и правда погорячился. Сложность темы сказывается, да и не стоит забывать, что я пишу тут черновик, по сути. А понятию horror и прочих жанров зарубежом еще надо будет отдельное внимание уделять, т.к. там зачастую само представление о жанре серьезно отличается от распространенных у нас. Но и там на самом деле не все ясно. Так, хоррор там часто относят к фэнтези как раз.

      Учитываю...
  • 3 vxga 04-12-2012 23:27

    Ну да, конечно, хоррор не жанр, угу... Хотя в том же перечне из Вики четко указан в разделе "Common genres: fiction" - причем пресловутые "фэнтези" и "научная фантастика" указаны как другие жанры, ни один из них не является частью другого. Открытие для отечественных литературоведов, как филолог говорю.

    Собственно, если Вики не авторитет, то могу отослать, скажем, ко вполне академическому труду Ноэля Кэрролла "Философия хоррора" на каждой страницы которого "хоррор" упорно именуют жанром, справедливо добавляя, что это не жанр искусства вообще, а не литературы в частности. Собственно, он вообще вводит термин art-horror, чтобы наши специалисты и литераторы не скучали.

    Учитываю...
    • 4 Парфенов М. С. 05-12-2012 01:26

      В перечне вики указаны основные жанры (main genres). А потом, ниже, уже идет распределение жанров fiction и non-fiction. Фактически fiction является тем же, что у меня в посте обозначается как "массовая литература".

      Это первое.

      Второе. Василий, ты ничего не попутал? Ты где-то увидел, что я не считаю хоррор жанром? Или ты увидел, что я где-то пишу, что зарубежное литературоведение не знает жанров хоррор, фантастика и фэнтези?

      Ты вообще читал то, что написано, или просто по комментам пробежался и решил, не вдаваясь в детали, высказать тут свое "фи"?

      Знаете что. Пошли вы нафиг. Третья часть уже написана и будет опубликована 5 числа, но раз тут вместо нормальных комментариев каждый второй считает что он умнее меня - пишите, блять, сами.

      Я закончил.

      Учитываю...
  • 5 ЛитераторЪ 02-12-2012 22:25

    Уважаемый Panzer Tiger написал в своем комментарии от 02.11:

    ...всего существует три прозаических жанра - рассказ, повесть, и роман...

    К Вам персонально не имею вопросов и пожеланий (хотя цитирование Викпедии потрясло до глубин моего не-человеческого естества). Не вижу причин извиняться - в моем посте нет ничего предосудительного.

    Учитываю...
    • 6 Парфенов М. С. 03-12-2012 09:22

      Господа, вы меня удручаете

      Это обращение отнюдь не персонально к Panzer Tiger.

      хотя цитирование Викпедии потрясло до глубин моего не-человеческого естества

      Сочувствую. Учитывая, что вы не можете привести ни одной цитаты и ни одного источника, понимаю от чего вы так потрясены.

      Не вижу причин извиняться

      В таком случае вы забанены.

      Учитываю...
  • 7 ЛитераторЪ 02-12-2012 18:19

    Господа, вы меня удручаете - рассказ, повесть, и роман - это литературные ФОРМЫ. Их отнюдь не три - есть еще эссе, новелла, "романы в стихах", "поэмы в прозе" и прочие изыски.

    Проблема в том, что современные словари всего лишь компиляции более ранних, советских источников. Совдеповский лит-вед мало разрабатывал теорию жанровой литературы в силу идеологических причин, а современный русскоязычный литвед тоже не разрабатывает, ибо последние 20 лет прочно увяз в трясине теории "постмодернизма". Остальной мир уже ушел далеко от того пос-модернизма к нео-стилям, а эти никак не угомонятся. Отобрали у постсоветских гуманитариев "марксистско-ленинскую линейку", взамен ничего хорошего не дали, вот они и стогнируют без философской основы.

    Учитываю...
    • 8 Парфенов М. С. 02-12-2012 18:48

      Татьяна, ну кто бы сомневался. Мы же в курсе что вы все всегда лучше всех знаете.

      Вот только принятая в литературоведении система никак не связана с презираемой вами "совдепией".

      Вот вам определение жанра из прогрессивного Запада. Жирным выделяю для особо блистательных умов:

      A literary genre is a category of literary composition. Genres may be determined by literary technique, tone, content, or even length.
      The most general genres in literature are epic, tragedy, comedy, novel, short story, and creative nonfiction.

      Роман, рассказ и там указаны как жанры. Не верите, можете заглянуть еще и вот сюда:

      //en.wikipedia.org/wiki/List_of_literary_genres

      Где вы обнаружите все тот же список. С романом (novel) и рассказом (short story).

      И да, вот еще что.

      Их отнюдь не три

      Будьте любезны, укажите тупому выпускнику филфака, где в тексте его поста говориться, что существует три жанра. Нигде? Тогда соизвольте извиниться за свой тон.

      Учитываю...
  • 9 Panzer Tiger 02-12-2012 10:22

    Че-та аж руки зачесались литературоведческую статью о хорроре написать ;)

    Учитываю...
    • 10 Парфенов М. С. 02-12-2012 10:34

      Пиши бога ради) Но надо понимать, что первая признанная литературная форма хоррора - готический роман - был явлением предромантизма, но не предромантизмом как таковым. Поэтому ошибочно утверждать, что хоррор - это направление или течение сродни романтизма, сентиментализма, классицизма etc. Это вещи разного порядка.

      Учитываю...
  • 11 Panzer Tiger 02-12-2012 09:11

    Зачем? Ты считаешь своих потенциальных читателей идиотами? Так по-любому, вполне хватило бы

    "Ребятки, всего существует три прозаических жанра - рассказ, повесть, и роман. На том стояла и стоять будет земля Русская! Плюньте в лицо каждому, кто скажет, что фантастика - это жанр, что фэнтези- это жанр, или что хоррор - это жанр. Любой, кто видел теорию литературы хотя бы издали, скажет вам - и я говорю - хоррор это литературное направление, (еще иногда называют данное явление течением), ровно такое же, как сентиментализм, романтизм или классицизм, к примеру". И фигачь дальше, основатели, основные признаки, как развивалось

    Учитываю...
    • 12 Парфенов М. С. 02-12-2012 09:25

      Идиотами я никого не считаю, но ты только что написала совершенно не то, что написал я. Так что либо я плохо разжевывал, либо ты плохо читала.

      Учитываю...
  • 13 Panzer Tiger 02-12-2012 08:39

    Жестче можно было и лаконичнее. Ты чего-то опасаешься?

    Учитываю...
    • 14 Парфенов М. С. 02-12-2012 08:41

      ??? Чего мне опасаться?

      Цель стоит разжевать все как можно подробнее, со всех сторон.

      Учитываю...
  • 15 Мельник 30-11-2012 17:51

    Согласен, запутаться можно с жанрами. Именно поэтому и возникают все эти споры. Кстати, тоже не раз наблюдал в книжных магазинах неверное позиционирование произведения. Без ошибок расставляют всегда научно-популярную литературу и историческую )

    Учитываю...
  • 16 Сенников А. 30-11-2012 16:10

    "Глубоко копает"smile То есть, никого научного определения жанра применительно к современной литературе просто не существует. Я правильно понял?

    Учитываю...
    • 17 Сенников А. 30-11-2012 16:12

      Кроме как отождествления с формой: роман, повесть, рассказ, пьеса...

      Учитываю...
    • 18 Парфенов М. С. 01-12-2012 02:46

      никого научного определения жанра применительно к современной литературе

      Научное определение я привел (частично, про единство "свойств композиционной структуры, его формы и содержания, с характерными сюжетными и стилистическими признаками..."). Оно весьма широко. Путаница из-за того, что литературоведение изначально это определение всегда, по сути, к форме обращало, а для рядового читателя оно вполне подходит в применении к общему определению жанра в системе массовой литературы. В первом случае определение используется шире, распространяется на любые разновидности искусства, по сути. Допустим, в поэзии ода, эпиграмма или плясовая песня - это же действительно разные жанры.

      А вот НФ, фэнтези, детектив, хоррор - это жанры в более узком смысле, то есть - жанры массовой литературы.

      Учитываю...