Паранойя / Paranoia
Дания, 2024
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Кари Виде
Сценарий: Хенрик Кристенсен
В ролях: Зое Брайан Херц, Аугуст Картер, Стран Эзги Бенли, Мартин Готтшальк Аскгледе, Оливер Ду, Матильда Эусебиус и другие
Похожие фильмы:
- «Синистер» (2012)
- «Лекарство от здоровья» (2017)
- «Девушка, которая боялась дождя» (2020)
«Паранойя» – экранизация первой книги трилогии Биргитте Лоренцен CYKOSE. Как известно, далеко не все экранизации дословно воплощают на экране то, что написано автором. 300 страниц книги – это совсем не то же самое, что полуторачасовая картина. Чтобы сделать из художественного произведения достойный фильм, нужно обладать немалым мастерством. Кари Виде такового не имеет, а может, просто пока опыта маловато: для режиссера «Паранойя» – это дебют в художественном полнометражном кино. До этого она баловалась исключительно коротким метром и эпизодами в сериалах.
Что же представляет собой «Паранойя»? Если взглянуть на мировые рейтинги, то практически всегда Дания (а действие фильма разворачивается именно там) занимает первое место в списке самых счастливых наций. Однако картина Виде словно бы пытается развенчать этот хороший стереотип – лента холодная, скучная и не цепляющая, а главная героиня Лулу совсем не входит в число счастливчиков.
Подросток переживает кризис переходного возраста, ей кажется, что никто вокруг ее не понимает, а когда девочка пытается поговорить с родителями о смысле жизни и поиске счастья, от нее лениво отмахиваются, мол, не мешай нам спокойно ужинать. Ситуация усугубляется бесконечным стрессом из-за учебы, а также ограниченным (до одной подруги) кругом общения.
В такой момент важно найти способ испытать разрядку, чтобы успокоиться, сместить фокус, в конце концов, расслабиться. В силу своего возраста Лулу не придумывает ничего лучше, чем пойти на вечеринку. Опрокидывая стакан за стаканом, девушка забывает о чувстве меры и буквально отключается. На этом «веселье» заканчивается, но начинается кое-что поинтереснее. Лулу просыпается в больнице не только с жутким похмельем, но и с не менее жуткими видениями: она повсюду видит призрак незнакомки, а ее плачущий вой начинает сводить с ума.
Родители не ругают Лулу за вечеринку, но и особой жалости к дочери не испытывают, а на все жалобы на призрачную преследовательницу не обращают внимания. Тревожность девушки нарастает, и именно в этот непростой период она сближается с Мадсом, изгоем из школы, которого все считают сумасшедшим.
Далее мы наблюдаем за любовными похождениями юной пары, а также за попытками Лулу понять, что с ней происходит. Мадс ей в этом пытается помочь, тем более что никакой он не сумасшедший – на самом деле он видит потусторонних существ.
Атмосфера картины мрачная, но напускно-тревожная. Не бежит от нее мурашек по всему телу, скорее ощущаешь некую раздраженность от медлительности происходящего. А героине совсем не хочется сочувствовать и уж тем более переживать за нее. Опустим вопрос того, насколько профессионально исполняют свои роли актеры. Они, может, и симпатичные, но не особо располагают к себе.
Скорее всего, проблема в том, что сценарист не определился окончательно, каким путем развивать сюжет: детективным или мистическим. А перемешав эти два компонента, он устроил неразбериху.
Лулу с Мадсом начинают расследование, чтобы узнать, кем является девушка-призрак. История обрастает неожиданными и пугающими фактами, но сам по себе сюжет не такой уж и уникальный, чтобы впечатлить. Мистическая часть повествования испаряется в первые полчаса фильма, потому что рациональность событий не дает повода для лишних домыслов и любые дальнейшие отсылки к сверхъестественному выглядят совершенно неубедительно.
Из-за ряда упущений мы так и не узнаем, то ли девушка просто сильно перепила, а также из-за непрекращающегося стресса нафантазировала себе всякой жути; то ли действительно за ней следила давно умершая женщина. Легенды, которыми опутывают нас во время просмотра, выглядят абсурдными. Вроде бы даже хочется во что-то поверить, более того, во что-то ты и веришь, но это не имеет достаточного коннекта с событиями на экране. Да и связи между Лулу и умершей девушкой никакой нет – ниточки в финале воедино не складываются, чтобы объяснить зрителям, что же с чем плавало и зачем.
По итогу мы имеем слабую динамику развития сюжета, низкую событийность, утомительно-деревянные диалоги и абсолютную предсказуемость.
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что «Паранойя» – это красивый (оператор постарался на славу, хотя каких-то умопомрачительных пейзажей, свойственных северным фильмам, вы здесь не увидите), но совершенно скучный датский ужастик.
Комментариев: 0 RSS