DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Чудовища Нью-Йорка

Одиночество, страх, грусть, ужас, рвущиеся наружу самые потаенные и ужасные мысли и идеи. Казалось бы, эти чувства должны быть намного страшнее любого монстра. Ведь вероятность встретиться с «черной печалью» больше, чем с чудовищами из наших кошмаров. Но куда страшнее и печальнее, когда сами монстры чувствуют себя одинокими и покинутыми, медленно скатываясь в депрессию.

Вампиры — самые популярные монстры, которые могут быть показаны и как бездушные, жаждущие крови чудовища, и как подверженные эмоциям «люди», которым просто не повезло и теперь они вынуждены выживать. Пожалуй, оба варианта лучше всего раскрыты в сеттинге Мира Тьмы (World of Darkness) — настольной ролевой игры, которая позже нашла свое воплощение в видеоиграх.

Сеттинг

Особенно нас интересует Vampire: The Masquerade, действие которой происходит в параллельной вселенной, где вампиры объединяются в группировки. Самые известные из них — Камарилья, Анархи и Шабашисты. Каждая преследует свои цели, исповедует свою «религию» и соблюдает (а иногда нет) Маскарад — то есть скрывает свою природу и существование сверхъестественного мира от людей.

Эта игра также стала крайне популярной среди любителей вампиров благодаря механике, которая заключается в выборе клана. Каждый клан отличается не только своей историей, но и способностями, ролью в обществе. Например, Вентру издревле управляли Камарильей, занимались политикой и в целом обладали силой подчинения. Тореадоры, способные находить красоту даже в простой мелочи, умели очаровывать людей своим присутствием. Бунтари Брухи же всегда полагались на силу.

Стоит упомянуть и о том, что существует пять редакций VTM, которые не сильно различаются по лору, но могут иметь определенные расхождения в деталях. Например, повелители теней клан Ласомбра в третьей редакции возглавляют Шабашистов, а в пятой они только недавно вступили в Камарилью и им еще предстоит доказать свою верность сородичам, против которых они ранее воевали.

Это надо учитывать, так как визуальные новеллы от Draw Distance берут за основу именно пятую редакцию. Так, ценителям третьей редакции и знакомым из адаптаций настольной игры только с VTM: Bloodlines не стоит сейчас удивляться.

Котерии Нью-Йорка

Сюжет первой части крутится вокруг новообращенного вампира, которого взяла под свое крыло знатная вампирша Софи из клана Тореадора, любителей красоты и искусства. Она же задумала получить власть в городе и свергнуть принца Камарильи и барона Анархов. Сюжет этот никак нельзя пропустить, поэтому мы не будем вдаваться в подробности, так как из всех аспектов игры он наименее интересен.

Интересно другое: котерия, которую наша покровительница и предложила создать. Котерия – это союз вампиров, которые в случае чего прикроют вам спину. Игроку на выбор дается четыре персонажа, которые войдут в эту «банду», однако за одно прохождение мы сможем получить только двух союзников.

История каждого из персонажей может зацепить. Все они из разных кланов, у каждого свои проблемы, которые нам нужно решить. Например, носферату Д'Анжело нужно помочь раскрыть убийства, которые совершает один из сородичей. И по ходу этой сюжетной линии мы теснее знакомимся с нашим союзником, понимаем его одиночество и желание сделать нечто важное для этого мира.

Но, как это обычно и бывает в Мире Тьмы, не стоит ждать хорошего исхода. Носферату надеется защитить убийцу, которого спас от властей, и разобраться, что же толкало сородича на преступления, ведь здесь замешаны сверхъестественные силы. Но какой бы вариант мы ни выбрали, итог будет один, и он печален. А Д'Анжело приходится смириться с провалом.

Более того, игрок также может пройти дополнительные задания, в которых может встретиться с охотниками на вампиров и другими не менее интересными сородичами. В одном из таких квестов мы встретим «дитя» Софи, вампира по имени Бенуа, которого наша покровительница когда-то обратила. Казалось бы, с какой проблемой нам нужно помочь этому вампиру? С религиозной.

Многие вампиры верят, что произошли от Каина, которого Бог проклял. Они считают его своим отцом, верят в древний город, в котором вампиры и люди жили едино. Но, опять-таки, «вера» — понятие субъективное. Новообращенному могут рассказать эту историю, и он ничего не почувствует. Продолжит ли он верить в христианство, как раньше, или откажется от веры в спасение души? Клан Ласомбра, повелители теней, издревле поддерживали католичество, но верят ли они в Бога? Все эти вопросы появляются при встрече с Бенуа, который испытывает странный ужас и одновременно благоговение перед одним из священников. Вампиру, как и главному герою, становится физически плохо рядом со святым отцом. Вы можете даже предложить убить смертного, но Бенуа откажется.

Тореадор после обращения не стал счастливее. Он буквально потерял дорогих ему людей и идеалы, которые он пытался пронести сквозь года, медленно скатываясь к озлобленности и отчужденности. Но по итогу он обрел веру и спасение или, как и положено вампиру его клана, нашел новую «красоту». Ведь по сути его квест и поднимает насущные вопросы: может ли чудовище быть спасено и в чем заключается спасение? В страдании или удовольствии? У каждого свое спасение или оно одно, а мы его отталкиваем? Единого мнения тут нет, и каждый волен думать по-своему.

Мы поговорили о персонажах и сюжете, однако что до главного героя? С одной стороны, он есть, с другой – нет. В начале игры нам даются на выбор три персонажа. У каждого из них своя история, свой клан. Художник-неудачник, чье творчество никто не понимает, кроме его любимой сестры, – будущий Тореадор. Обычный офисный работник, пытающийся держаться на плаву, которого бросила девушка, – Бруха. Работница крупной компании – как и любой истинный Вентру, она выбрала карьеру, а не семью. Из «близких» людей у нее есть только начальник, которому девушка с удовольствием врезала бы.

Казалось бы, интересный выбор. У каждого из персонажей есть свой пролог, в котором мы подробно узнаём его историю, его мысли и чувства по поводу жизни и обращения в вампира. Мы проникаемся этим героем, а когда по ходу сюжета один из вампиров устраивает встречу с близким нам человеком, потому что тот нас искал, это трогает душу. Будь то сестра, которую нам нужно оттолкнуть, чтобы спасти. Девушка, которой мы, видимо, небезразличны. И даже начальник, которого, наконец, можно поставить на место за все годы унижения.

Однако большую часть прохождения разница незаметна. Вернее, ее совсем нет. Диалоги и мысли по поводу происходящего абсолютно одинаковы. Очень редко нам, как игрокам, дается возможность прочувствовать своего персонажа. Более того, иногда мысли и поведение настолько абстрактные, что возникает ощущение отыгрыша картонки. В итоге не только мы смотрим на сюжет со стороны, но и главный герой. С другой стороны, это неплохой ход, ведь мы играем за «птенца», новообращенного, который еще не понимает и не знает мир, в который он попал, в то время как мир смертных для него уже закрыт и ощущается чужим. Стать прежним попросту невозможно.

Что до кланов – так тут тоже ничего интересного. Vampire: The Masquerade продолжает затягивать людей в свой фандом по большей части из-за необычной истории, поведения и способностей каждого клана, которые будет интересно отыгрывать. Тут, с одной стороны, они вроде бы и есть, а с другой стороны – вы совсем не ощущаете той силы, которая подвластна Бруха, или очарование Торедоров.

Но это не единственный недостаток первой части. Во-первых, напомним, что это визуальная новелла, а значит, должна быть опция перематывать диалоги. Однако ее просто нет. Поэтому, если вы захотите пройти игру и попали на не самую интересную сюжетную линию, вам остается лишь быстро перелистывать и не вчитываться в текст.

Но что насчет сюжета? Можете ли вы как-то повлиять на него и изменить концовку? Нет. Здесь буквально одна концовка, и, что бы вы ни делали, вы к ней в любом случае придете. Даже если вы не сможете завербовать ни одного вампира в вашу котерию, вас все равно спасут в ответственный момент.

Учитывая вышеперечисленные недостатки, можно ли сказать, что это плохая визуальная новелла? Пожалуй, нет. Но она определенно не лучшая и вряд ли будет интересна многим геймерам.

Тени Нью-Йорка

Действие второй части также происходит в Нью-Йорке. Появляются новые персонажи, старые получают камео. Геймплей приобретает новые механики. В частности, на этот раз можно наконец перематывать диалоги. На первый взгляд кажется, что «Тени Нью-Йорка» будут копиркой «Котерий» и не принесут ничего нового в мир тьмы от Draw Distance, однако это не так.

На этот раз нам предстоит разобраться с убийством влиятельного вампира, а именно Барона Анархов, который был найден мертвым в своей квартире. И если у вас сразу включился режим Шерлока или того же Геральта из Ривии, можете потушить его. По той причине, что, как и в первой части, вы просто плывете по течению, читая заготовленный сценарий.

Более того, если внимательно проанализировать ситуацию и прочитать/посмотреть хотя бы три детектива в своей жизни, вы сами довольно быстро догадаетесь, кто убил Барона. Но не расследованием, не сюжетом интересна эта игра. Персонажи – вот что заставляет игроков и любителей Мира Тьмы возвращаться к этому произведению.

В отличие от «Котерий» теперь мы играем не за абстрактного персонажа, плывущего по течению, а за вполне самостоятельную личность. Знакомьтесь – Джулия. Иммигрантка из Польши, бывшая католичка, журналистка, новообращенная в клан заклинателей теней Ласомбра, которых совсем недавно приняли в Камарилью.

Вне сомнения, перед нами самая настоящая личность, со своим бэкграундом и устоявшимися взглядами на мир. Характер ее ясен как копейка, даже в такой привычке, как курение. Джулия мертва, и чтобы буквально дышать, ей приходиться дополнительно тратить капли драгоценной крови. Но она это делает, потому что в этом вся она. Ей все равно до чужого мнения, она всегда будет стоять на своем и идти напролом. Дали сложное задание? Придется выполнять, докапываться до сути и пить соки у людей, вставших на ее пути.

По сути, именно за эти качества ее обратил в вампира представитель клана Ласомбра, напоследок сказав, чтобы Джулия всегда помнила, что она больше не человек. Она чудовище. И именно этой главной идее посвящена не только вторая часть игры, но и в целом World of Darkness. Но, в отличие от первой части, где мы играли за абстрактного персонажа, на этот раз мы должны пройти сюжет с не самым приятным, но в то же время интересным птенцом.

И надо сказать, что еще до того, как умереть, главная героиня была черствой и депрессивной, явно забившей на свое психологическое состояние. Она скорее будет решать проблемы с деньгами, чем с головой, прекрасно отдавая себе отчет в своих действиях. Да и не сильно она этого хочет, ведь у нее уже есть своя моральная поддержка в виде девушки Дакоты.

Именно вокруг их отношений и строится значительная часть сюжета и, что немаловажно, концовки. Будучи членом Камарильи, Джулия должна соблюдать Маскарад. Ни один смертный не должен знать о вампирах, однако главной героине, как и всегда, плевать на чужое мнение с высокой колокольни. Хоть она не признается самой себе, но к Дакоте Джулия питает исключительно нежные чувства и нездоровую привязанность. Хотя со вторым пунктом касательно их отношений обе девушки согласны.

Джулия — часть Дакоты, а Дакота — часть Джулии. И один неприятный инцидент между ними становится отправной точкой, которая приведет к финалу. К худшему или лучшему, зависит уже от самой главной героини и ее отношения к новой «нежизни». Сохранила ли она надежду и веру в лучшее или приняла наставление своего сира и обнажила свою чудовищную сторону?

Кстати о концовках. Если в первой части была только одна, то тут разработчики решили все же добавить разветвлений, хотя их тут всего два, да и зависят они буквально от пяти диалогов, которые попадутся нам по основному сценарию. Условно их можно разделить на «депрессивный и насильственный взгляд на жизнь» и «мир все еще ужасное место, но у меня есть надежда на лучшее».

Под депрессивной концовкой тут понимается полный отказ от жизни смертной, которую Джулия раньше вела. Она готова идти по головам, подставлять и даже обрекать на смерть любимых людей. Ведь только если главная героиня отринет все хорошее, она может добиться влияния в этом без преувеличения жестоком мире вампиров. И когда ее спросят, интересует ли ее, что стало с Дакотой, окончательно потерявшая человечность Джулия скажет, что ей все равно.

Другая концовка – хоть и морально хорошая, но объективно плохая. Ведь героиня буквально сбегает из Нью-Йорка, понимая, что за ней могут начать вести охоту. И вряд ли она сможет дать своим врагам достойный отпор с учетом ее опыта и сил. Но, по крайней мере, она не одна. Джулия нашла своего человека, ради которого она готова меняться в лучшую сторону и противиться воле судьбы, даже будучи чудовищем. А это уже неплохо.

Заключение

Игры по Миру Тьмы от Draw Distance во многом проигрывают самым разным визуальным новеллам, как по сюжету, так и по вариации событий. Скорее вы читаете повесть, нежели играете в полноценную игру, лишь иногда делая выборы, которые в большинстве своем ни на что не влияют, а прохождение почти не меняется.

Но это не умаляет достоинств этих игр в виде неплохого сюжета, интересных персонажей, атмосферы Мира Тьмы и поднятых идей в стиле VTM. Сумеешь ли ты найти в себе силы жить дальше даже после нежизни? Примешь ли ты свою чудовищную часть, впадешь в уныние или найдешь в себе силы верить в лучшее?

Черная печаль раскрывается здесь со многих сторон – не только как восприятие себя в чужом мире, одиночества и ужаса оказаться монстром, но и то, как мы готовы поступить с любимыми людьми. Готовы ли мы их оттолкнуть или будем тянуть с собой на дно, зная, что ничем хорошим это не закончится? А может, лучше их бросить и очерстветь, да и дело с концом? Как бы то ни было, какой бы выбор мы ни сделали, он будет непростым. И эти идеи отлично показали VTM: Coteries of New York и Shadows of New York.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)