DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Цирк какой-то!

«Пегой луной наступает вечер

Лысый швейцар зажигает свечи

Пудрится цирк в ожиданьи встреч

С голодною толпой»

© Viva Kalman, Агата Кристи

Рассуждать о цирке непросто, поскольку само его искусство – явление весьма противоречивое. И противоречие заключается не только в отдельных жанрах, но и во всем направлении в целом.

Еще в давние времена, когда театр и цирк существовали не в том виде, в котором мы их знаем сегодня, были шуты, скоморохи, петрушечники и прочие гастролирующие артисты с весьма сомнительной репутацией. Такие люди считались неблагонадежными: иногда им запрещали въезд в большие города, однако это никак не мешало пользоваться популярностью среди простого населения.

Эволюция цирка и театра пошла несколько разными путями, и если второй смог стать едва ли не искусством для элит, то первый остался более приземленным и располагающим к себе широкие массы. Можно сделать вывод, что в первую очередь это связано со спецификой циркового искусства – использованием опасности для взывания к не самым простым человеческим чувствам и эмоциям… Казалось бы, вот человек сует голову в пасть льву. Чем здесь восторгаться? И не упиваемся ли мы повисшей в воздухе трагедией, которая может вот-вот случиться прямо у нас на глазах?..

Таких тонкостей множество в цирковых представлениях, причем иногда риску подвергаются даже зрители: как-то раз в Екатеринбурге клоун вызвал на сцену мужчину из зала, который пришел на представление со своей супругой. Не успел он опомниться, как к нему прицепили резиновый трос и отправили в небольшой полет. Выскочившая следом в панике жена стала кричать на клоуна, чтобы ее мужа немедленно опустили на землю, доходя чуть ли не до слез, а клоун… Что ж, он просто смеялся.

Кому-то это может действительно показаться забавным, но, увы, есть множество и менее безобидных историй. Кстати о клоунах – вот уж что действительно жутко, не правда ли? Их образ стал классическим в жанре ужасов и способен вызвать панику у многих людей. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что цирк небезосновательно стал одной из успешно эксплуатируемых хоррором тем. Наша статья расскажет о том, как это делают видеоигры. От приключений до экшена, от главных боссов до статистов, от идеи до декорации — цирк в игровой индустрии весьма разнообразен.

В 1998-ом году вышел известный в узких кругах графический квест с говорящим названием «Sanitarium» (в русской локализации «Шизариум»). Одной из самых запоминающихся глав в нем стал «Цирк дураков». Повествование шло от лица сестры главного героя, и несмотря на то, что игра по своей сути представляла фантасмагорию не самого приятного наркотического транса, цирковой уровень уж слишком затягивал и в какой-то степени… пугал? Выворачивая наизнанку образ артистов, пребывающих в декорациях меланхолии и упадка от недавно пришедшего бедствия, «Sanitarium» активно использует чувство той самой трагедии, о которой говорилось в начале статьи, которая то ли уже случилась, то ли наступит совсем скоро.

Но помимо квестов, у которых было значительное преимущество в нагнетании и передаче атмосферы, в эти годы вышли «Blood» (1997) и «Kiss: Psycho Circus» (2000). Первая, кстати — детище Monolith Productions, позже подарившей игрокам «F.E.A.R». Две эти игры были похожи и мало чем отличались от «DOOM» и «Quake», кроме тонкостей движков и некоторых функций, хотя «Kiss: Psycho Circus» к моменту своего выхода сумела обзавестись полноценными 3D-моделями. Цирк в них, конечно, явление посредственное, но твердо занимающее свое место. В «Blood» это полчища мимов, а также два тематических уровня: «Темный карнавал» и «Дом ужасов». А «Kiss: Psycho Circus», базирующаяся на комиксе про известную музыкальную группу, вовсе применила образ демонических клоунов как важную часть антуража — как, собственно, и оригинальный саундтрек.

С развитием игровой индустрии расширились и возможности, а главное — способы раскрыть ту или иную тему. Наверняка каждый из наших читателей так или иначе слышал о серии «Manhunt», считающейся одной из самых жестоких видеоигр. В ней нет чистокровных циркачей и шутов, зато в избытке убийц-психопатов в жутком клоунском гриме, а все происходящее сильно похоже на адское представление, где в роли смертельного фокусника выступает сам игрок. Или еще один не менее известный проект, где «ад» уже как данность – «Painkiller: Battle out of Hell» (2004). Многие запомнили весьма колоритный уровень «Луна-парк», где отстрел безумных клоунов прекрасно сочетается с жуткими аттракционами и тяжелой музыкой.

Редкие и не очень элементы цирка используют многие проекты в жанре ужасов и триллера. Где-то это выглядит более органично, где-то — менее, но важным остается одно: этот прием работает. А значит, действительно есть во всем этом нечто враждебное, вызывающее иррациональную тревогу, ведь как иначе объяснить то, что игроку доставляет искреннее удовольствие отправлять в мир иной цирковую нечисть?

Можно долго перечислять подобные проекты, которых, поверьте, немало. Однако все их объединяет одна идея: цирк — это опасность. Но не та, что поджидает вас в темноте или за углом, нет. Это агрессивная, не пытающаяся спрятаться и будто бы издевающаяся над игроком угроза. Именно от этого и становится дурно — но это же и приводит к катарсису при уничтожении очередного клоуна на паучьих лапах.

Интересно, что пик циркового ужаса приходится на девяностые годы, тогда как позже количество видеоигра, связанных с этой темой, значительно уменьшается. «Nightmare Circus» (1996) – один из примеров того, насколько безумны были цирковые сюжеты. Казненный, а позже восставший из ада шут и борющийся с ним индеец, одержимый местью за погибших близких, —чем не противостояние века? Возможно, разработчиков того времени отчасти вдохновил вышедший в начале девяностых сериал по роману Стивена Кинга «Оно», который запустил новую волну страхов, связанных с клоунами и серийным убийцей Джоном Гейси.

Однако отдельного упоминания заслуживает проект, породивший целый фэндом, — «Five Nights at Freddy's». С цирком здесь связь, конечно, косвенная: технология аниматроников, вокруг которой построена игра, пришла из кинематографа и изначально предназначалась для того, чтобы выполнять рискованные действия вместо актеров или заменять не существующего в действительности персонажа. Представленные в «FNAF» аниматроники пугают по схеме клоунов — это одновременно и жуткие, и нечитаемые существа, чья роль изначально была весьма безобидной. Игрок не может в полной мере понять мотивацию этих роботов, как не может следить за действиями непредсказуемых клоунов. Но предугадать действия этих существ — для героя вопрос жизни и смерти.

Играя в цирковой хоррор, мы подсознательно понимаем, что трагедии не избежать. Но когда она случится? В какой момент за улыбкой покажутся острые зубы?.. А может, непоправимое уже произошло и последствия не заставят себя ждать? Так или иначе, подобные уровни пугают нас неопределенностью: только от больной фантазии разработчика зависит, получим ли мы небольшую передышку или окажемся в самой фантасмагоричной части всего повествования.

Важно одно: безумие, трагедия, комедия, магия, страх — все это находит воплощение как в цирковых представления, так и в нас самих. Это можно любить, ненавидеть или даже оставаться равнодушным, но не считаться с происходящим нельзя. Запустив «Painkiller», «Kiss: Psycho Circus», классическую в США хэллоуинскую «CarnEvil» или что-то еще, возьмите крепче в руки либо пушку, либо себя самого и, не поддаваясь страху, воскликните: «Цирк какой-то!»

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)