DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

«DARKER в лицах» №17. Дмитрий Лазарев

Признаюсь честно, выбирать лучшего критика ЧД всё сложнее и сложнее. Многие участники пишут развернутые отзывы, в которых, раскладывая рассказы на составляющие, грамотно аргументируют своё мнение по ним. Выделить кого-то одного – задача нелёгкая. Поэтому приходится искать того, кто в своих отзывах сможет выделиться сам. И выделиться, желательно, в хорошем смысле слова.

Сегодня прошу всех любить и жаловать: Дмитрий Лазарев — лучший критик конкурса «Чёртова дюжина 2016».

Традиционный блиц-опрос.

Худшее хоррор-произведение, которое ты читал?

Пожалуй, «Дикий пляж» А. Варго. Если оставить за скобками десятки откровенно слабых рассказов, у которых я и названий-то не помню...

Если бы ты мог перенять литературный дар любого писателя, то это было бы...

Стивен Кинг, ясен пень. А из отечественных — Андрей Рубанов.

Кем должен быть главный злодей лучшего в мире хоррор-романа?

Отъявленным мерзавцем (улыбается) или вопрос о профессии? Тогда политиком.

Самый лучший рассказ из победителей ЧД?

«Зайчик», конечно.

Для тебя DARKER — это...

Площадка, предоставляющая авторам хоррора возможность поделиться своим творчеством с читателями. Ну и, конечно, источник отменного чтива на каждый месяц.

Расскажи о том, почему ты начал писать? Под влиянием кого и чего ты взялся за перо?

Было это давно... читать научился в четыре года, писать первый раз попробовал в шесть лет. До сих пор где-то лежит та тетрадка... Какие мотивы побудили меня взять в руки ручку тогда, точно не помню, однако осознанное желание стать писателем появилось после знакомства с произведениями Стивена Кинга четыре года спустя.

Как в твою жизнь пришёл жанр ужасов? Как ты думаешь, какой фактор сыграл решающую роль в том, что он тебе полюбился?

У нас дома была богатая коллекция фильмов ужасов на VHS, и мы часто собирались в друзьями пощекотать себе нервишки. Это были суровые девяностые, видаки были не у всех, так что наш дом стал естественным местом притяжения... тогда и втянулся.

Когда и как ты наткнулся на отечественное хоррор-сообщество? Как отнесся к его существованию поначалу?

О, это любопытная история. Долгое время я писал в стол и пребывал в полной уверенности, что русского хоррора не существует в природе. А потом однажды наткнулся на DARKER — в то время совсем недавно появившийся в сети. Кажется, я заслал пару своих нетленок и был отвергнул неким А. Подольским за излишне раздутый объем и американщину. Я, само собой, решил что редактор сам дурак (помним о моей тогдашней уверенности в том, что русский хоррор это миф) и благополучно забыл о существовании журнала, после чего мои контакты с этим самым сообществом русского хоррора прекратились вплоть до участия в отборе в ССК-2015 (и вот там уже все завертелось). Было приятно найти столько единомышленников в одном месте!

Как ты считаешь, какие сегодня перспективы у жанра в России? Что должно произойти, чтобы наметился серьёзный положительный сдвиг?

Мне кажется, перспективы довольно неплохие. Для качественного сдвига требуется издать несколько по-настоящему страшных романов, возможно, снять три-четыре крутых фильма, сделать им хороший пиар — и российский хоррор хлынет в широкие массы.

Расскажи о своей первой «Чёртовой дюжине»? Насколько успешной она была? Что запомнилось больше всего?

Впервые участвовал в ЧД-2014 с рассказами «Бабуля» и «7:45» (в то время еще «7:40») — в целом успешно, прошел во второй тур, получил много полезных отзывов. Оба рассказа позже были опубликованы (один из них — тут же, в DARKER). Конкурс запомнился отличной организацией и высоким уровнем работ (победителя того захода «Зайчика» считаю сильнейшим из всех рассказов, когда-либо участвующих в конкурсе).

При выборе лучшего критика ЧД меня подкупил стиль твоих отзывов: разложение по полочкам. Когда ты пишешь, тоже раскладываешь будущий рассказ на составляющие? Или как это вообще происходит?

Хороший вопрос. (Улыбается) Как правило, я пишу по два рассказа. Первый досконально продумывается — что, когда, почему? Пишется подробный синопсис, затем на него, как на скелет, наращивается сам рассказ. Работа занимает до двух-трех недель. Второй рассказ пишется на одном дыхании, как правило за 12-16 часов (иногда в два дня, иногда вовсе без перерыва). Здесь все иначе: герой помещается в начальную ситуацию, а дальше я просто смотрю, как он будет действовать. Смешно, но вопреки логике большим успехом пользуются не продуманный и обкатанный со всех сторон первый тип, а лихой и динамичный второй тип (как правило, по результатам конкурсов и отборов рассказы второго типа оказываются выше рассказов первого, порой значительно). Разумеется, я внимательно слежу за матчастью, физикой и мотивациями персонажей. Все происходящее должно укладываться в определенные рамки, иначе рассказ превратится в фарс.

Что, по твоему мнению, нужно изменить в ЧД, а чего трогать нельзя и нужно оставить как есть?

Здесь у нас тот случай, когда менять — только портить. Хотелось бы лишь выразить надежду, что в следующем заходе мы вновь увидим темных судей — эксперимент с их приглашением считаю чрезвычайно удачным.

Что бы ты сказал, всем авторам, которые сочли обидными твои отзывы на их рассказы?

Сорян, пацаны! (Улыбается) А если серьезно, у меня заготовлена целая история в ответ на этот вопрос. Я начал свой путь в литературных конкурсах с участия в седьмом «Пролете фантазии», где получил весьма кислотный отзыв от одного из завсегдатаев. Отзыв меня просто взбесил. Настолько проняло, что я решил показать наглецу, чего стою... и в следующий заход выиграл конкурс. Мораль сей басни такова: как правило обидные отзывы несут больше пользы, чем хвалебные. Хорошему рассказу, бывает, и написать нечего — ну разве что «автор молодец, пиши исчо». Какой толк автору с этого отзыва? Он и так знает, что молодец. А вот когда тебе указывают на ошибки — тут дело другое...

Как относишься к критике своих произведений? Часто ли тебя обижали или расстраивали чьи-то рецензии на твоё творчество?

Как я отношусь к критике своих произведений? Отлично отношусь, люблю всем сердцем! Самое плохое, когда кто-нибудь оставляет комментарий вида «ну, норм». А если отзыв большой, подробный — значит, что-то в рассказе рецензента да зацепило. Значит, не зря садился за клавиатуру! Что же по поводу обиды... поначалу было обидно, да. Но за пять лет участия в литконкурсах нарастил броню — не пробьешь! Над первым плохим отзывом на мой рассказ скрежетал зубами от злости, а получи его сейчас — максимум, пожал бы плечами.

Какими, как тебе кажется, должны быть отзывы на конкурсе, чтобы они оказали положительный эффект на автора?

Как уже говорил выше, едкими. Но справедливыми! Это важно. Бомбить рассказы за просто так, конечно же, не стоит.

Расскажи о себе в стороне от творчества? Кто ты в обычной жизни?

Я — технический директор веб-студии, и мне нравится моя работа. Так что работаю я очень много... в свободное время читаю или пишу, а если есть возможность — путешествую. Болею за московский «Спартак», играю блицы в шахматы с индусами. (Улыбается)

Пожелай что-нибудь DARKER.

Издания на бумаге, естественно! Когда-нибудь. Это было бы здорово!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)