Advertisement

DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Десять негритят и один оборотень

Оборотни внутри / Werewolves Within

США, 2021

Жанр: хоррор, комедия, детектив

Режиссер: Джош Рубен

Сценарий: Мишна Вулфф

В ролях: Сэм Ричардсон, Милана Вайнтруб, Джордж Бейзил, Сара Бернс

Похожие фильмы:

Перед началом обзора нужно сразу констатировать один неприятный факт: с 2000-х годов и по настоящее время в Голливуде, к величайшему сожалению, пропали фильмы категории «Б». Рынок, поделенный между мегакорпорациями (привет, эпоха киберпанка) перенасыщен либо блокбастерами, которым кровь из носу нужно собрать 300 миллионов, чтобы просто окупить затраты на производство, либо совсем уж инди-проектами и копеечным мусором. Исчезла именно категория «Б» – с небольшими, но вполне приличными бюджетами, парой-тройкой узнаваемых, но не звездных актеров (вроде Лэнса Хенриксена), изобретательными спецэффектами, безумными идеями, юмором и кровищей. Что-то типа «Ночи страха» или «Тыквоголового». Тем большей приятной неожиданностью становится тот факт, что именно эту категорию бодрого хоррор-веселья из 1980-х больше всего напоминают «Оборотни внутри».

Сюжет максимально прост. В отрезанном непогодой отеле собираются 11 максимально непохожих друг на друга людей, каждый со своими тараканами (размером с инопланетянина из «Людей в черном»), которых начинает преследовать загадочный убийца, который может быть, а может и не быть оборотнем. Естественно, в такой ситуации из шкафов вылезают многочисленные скелеты, а грязное белье выносится на всеобщее обозрение. Тут и конфликт вокруг прокладки нефтепровода, и гендерные/расовые/социальные предрассудки, и личная жизнь. Сразу понятно, что до утра доживут не все.

Уже из трейлера можно сделать вывод, что «Оборотни» – это крепкий коктейль из 50% комедии абсурда, 25% детектива и 25% ужастика. Именно так, потому что комедия однозначно перевешивает. Завязка очень здорово напоминает «Типа крутые легавые» Эдгара Райта: неприспособленный к нормальной жизни служитель закона переезжает в маленький город с неадекватным населением, что дает создателям возможность вдоволь поржать над законами жанра. Масштабы талантов, конечно, несопоставимые, но все равно приятно.

Подобные фильмы живут и умирают за счет своих персонажей, и «Оборотни» (в лице режиссера Джоша Рубена и сценаристки с подходящей фамилией Вулфф) прекрасно об этом осведомлены и подходят к данному аспекту с максимальным вниманием. Каждый из 12 центральных персонажей (к запертым в отеле добавляется жуткий отшельник Флинт) набросан без особой глубины, всего парой отличительных черточек, зато перепутать их точно не получится и пару характерных смешных шуток получает каждый.

Тащит фильм на себе Сэм Ричардсон в роли излишне добродушного лесного рейнджера, который переводится в город Биверфилд (буквально – «Бобруйск», или, если учитывать американский сленг, «Усть-Перепи…йск») и оказывается самым (условно) адекватным человеком в округе. Заслуга актера в том, что его большой «шоколадный мишка» Финн получился не скучным и пресным хорошим парнем, его скромность и неуверенность в себе регулярно работают и в плюс, и в минус для персонажа, становясь причиной как комичных сцен, так и многочисленных человеческих жертв, но поддержку зрителей он имеет от начала и до конца. Аналогично идеально-обаятельный образ местной почтальонши Сесиль создает Милана Вайнтрауб – это настолько карикатурная «маниакальная девочка-мечта» в духе Зои Дешанель из «Новенькой», что уже вызывает улыбку.

Кстати, о карикатурах. Остальные персонажи – это источник одновременно основной части юмора «Оборотней» и их непригодности для русскоязычной аудитории, ибо, по аналогии с «Достать ножи», значительная часть шуток основывается на высмеивании актуальных для Америки стереотипов, соответственно большинство персонажей и играют либо классических реднеков (местный механик и ее перманентно обдолбанный парень-недоумок), либо агрессивно-консервативный электорат Трампа (хендмейкерша с собачкой и мужем-бабником), либо либеральных геев. Единственные, кому не досталось от сценаристов, это BLM – но в таком случае, фильм просто не пропустила бы моралфажная цензура. Плюсом идут злобный нефтяник и откровенно криповая тетенька-эколог (источник шикарного гэга, когда любое ее появление на экране становится пародией на хоррор-штампы и скримеры – то бесшумно возникнет за спиной у героя, то высунет жуткую руку из-за занавески). Еще хорош отшельник, но его преступно мало – три сцены на весь фильм. В результате все актеры прекрасно представляют, в каком балагане они оказались, поэтому отыгрывают персонажей с огоньком и дуракавалянием.

Для рецензии фильм отсматривался в оригинале, поэтому о качестве официального перевода судить сложно, но уже можно понять, что шутки про «Lock Her Up» (единственный адекватный вариант перевода меметичного политического лозунга под российские реалии – это что-то типа «Мы здесь власть!») и «Mexican standoff» («Сладенький, никаких мексиканцев, просто дуэль») явно будут непонятными или несмешными для русскоязычного зрителя. И, учитывая, что о культовом персонаже американского телевидения мистере Роджерсе у нас в стране знают в лучшем случае по не шедшему в кинотеатрах фильму «Прекрасный день по соседству» 2019 года с Томом Хэнксом, то большинство упоминаний о нем и его «духе доброго соседства», столь важных для центрального конфликта, вообще вызовут недоумение. Судя по прочитанным отзывам и оценкам в интернете, многие зрители сочли «Оборотней» тупыми и несмешными, и, хотя юмор для каждого индивидуален, в этом явно процентов на пятьдесят виноват культурный барьер.

К счастью, выстебывание политкорректности и неполиткорректности – это лишь один источник шуток, поэтому юмора в фильме все равно много. Это и комедия положений, и игра слов, и физические гэги, и просто диалоговые шутки – и большинство из них эффектны и смешны именно из-за того, что завязаны на персонажах.

Элементы классического герметичного детектива тоже оказались к месту и вполне рабочими. Опять же, о правдоподобии речь не идет, мотивы героев гипертрофированы, количество совпадений зашкаливает – но, пардон, этим и Агата Кристи славилась. Зато, когда личность убийцы-оборотня в финале становится известна, внезапно понимаешь, что на все действия и слова этого персонажа можно посмотреть в новом свете, да и вопроса «А как преступнику удалось это сделать?» не возникает: несмотря на царящее на экране безумие, нельзя сказать, что детектив принесен в жертву комедии – логика и внимание вполне позволяют сделать правильные выводы. Хотя, конечно, внимательный зритель определит злодея слишком быстро.

А вот с чистыми ужасами в результате выходит заминка. Абсурдный юмор и стереотипность персонажей не позволяют в полной мере переживать за то, кто же в итоге останется в живых, а это резко лишает напряжения происходящее на экране. С кровищей тут все куда скромнее, чем в упомянутых ужастиках из 80-х (пара брызг да отгрызенные пальцы, в остальном самое мясо остается за кадром). Ну и, как уже говорилось, «Оборотни» слишком увлекаются издевательством над штампами жанра и клишированными персонажами, чтобы начать в полную меру пугать.

«Оборотни» – это еще и пример того, как итоговый фильм на 100% соответствует своему трейлеру. Если тот привлек вас своим странным юмором, неадекватными персонажами, зимней атмосферой и множеством трупов – то именно это вы и получите от фильма (по крайней мере, в оригинале). Если сравнивать его еще с одним недавним зимним комедийным ужастиком об оборотнях «Волк из Снежной лощины», то сегодняшний пациент не претендует на синефильские изыски и подробную деконструкцию психологии главного героя. Это максимально веселый, глупый, безбашенный аттракцион на полтора часа с симпатичным главным героем в окружении странных и весьма отмороженных персонажей. Если возможность и знание языка позволяют – обязательно смотрите на английском. В остальном же – попробовать однозначно стоит, главное – не ожидать от фильма многого. Это именно классический представитель класса «Б», не претендующий ни на что, кроме мимолетного развлечения зрителя. Мелочь – а приятно!

P.S. Можно было бы упомянуть, что фильм является экранизацией игры для виртуальной реальности в духе классической настольной «Мафии», но это знание вообще никак не влияет от удовольствие/неудовольствие от просмотра.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)