DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ЗАКЛЯТЬЕ. 13-Й ЭТАЖ

Диалог с богом

Великолепный / Glorious

США, 2022

Жанр: ужасы, комедия

Режиссер: Ребека МакКендри

Сценарий: Джошуа Халл, Дэвид Йен МакКендри, Тодд Ригни

В ролях: Райан Квантен, Дж.К. Симмонс, Торди Кларк, Сильвия Грэйс Крим, Андре Ламар

Похожие фильмы:

Ребека МакКендри — уже давно не режиссер-дебютант и далеко не последний человек в жанре (не просто так, например, она даже принимала участие в передаче «История хоррора с Элаем Ротом»). Раскусить ее последний фильм — задача неблагодарная, так как его непоследовательный и сумбурный сюжет требует подобного хода размышлений от зрителя. Людям все-таки свойственно все упорядочивать, вгонять неструктурируемый материал в какие-то рамки. А фильм «Великолепный» — самая настоящая головоломка, провоцирующая зрителя на индуктивные умозаключения. Это, в свою очередь, означает, что в ходе обсуждения фильма обойтись без раскрытия важных сюжетных поворотов никак не получится, посему дальше будут присутствовать спойлеры в большой концентрации.

Что мы имеем в общем? Главный герой, некий мужик по имени Уэс (назвать эту кучу-малу мужчиной нельзя), алкоголик и психопат с расстройством личности, проходит через стадию принятия разрыва отношений с любимой девушкой Брендой. Полную предысторию нам сразу не раскрывают, лишь дают размытые намеки — очевидно только, что герой страдает и не может отпустить воспоминания, тщетно пытаясь связаться с девушкой по телефону и найти покой на дне бутылки. Показательно, что задние сиденья его автомобиля заняты даже не его вещами — какими-то розовыми тряпками и шелковыми платьями (подержите в уме, к этому мы еще вернемся).

Остановившись у одинокого, почти заброшенного здания, Уэс проводит ночь на улице, перед этим изрядно напившись и предав огню весь свой багаж, в том числе содержимое таинственной красной коробки, на которой режиссер намеренно акцентирует зрительское внимание (запоминаем чеховское ружье, оно тоже выстрелит, но много позже). Наутро герой закономерно забегает в общественный туалет, где с ним заводит беседу загадочный незнакомец, любезно делающий замечания и представляющийся как Гатанотоа, «очень одинокий и очень старый бог».

Не надо быть знатоком литературы, чтобы понять, что мы имеем дело с существом из лавкрафтовского цикла. Действительно, это древнее чудовище впервые описывается в рассказе «Вне времени» 1935 года типично лавкрафтовским языком: «нечто невообразимое и непереносимое», «полуаморфное, частично плоское и морщинистое». Если углубиться в лор Гатанотоа, можно заметить, что режиссер довольно вольно обращается с первоисточником, значительно переделав предысторию этого бога — теперь он далеко не однозначное зло, а создание, от которого зависит спасение человечества. Гатанотоа в течение всей картины настаивает, чтобы Уэс выполнил свое предназначение и скормил ему свою печень, мол, чтобы удовлетворить его человечность и дать возможность скрыть человечество от еще большего зла в виде существа из чистой энергии (как выяснилось, это «отец» Гатанотоа), от которого и произошла жизнь во всей вселенной. Такую экспозицию, конечно, не каждый день увидишь.

В общем-то, лавкрафтианские мотивы здесь выступают скорее в качестве абсурдного прикола, призванного лишь больше запутать зрителя. Фабула могла быть куда проще — человек, попавший на самое дно, встречает в самом неожиданном месте бога, и между ними завязывается беседа. Диалоги, надо признать, совершенно не основательные и не сильно раскрывают двух основных персонажей фильма: главный герой постоянно теряет связь с реальностью либо совершает откровенные глупости, а великий монстр из глубин космоса, в общем закономерно, никак не меняется после малоинтересного времяпрепровождения с протагонистом. Уэс в конце истории горделиво называет себя героем, но монстр констатирует, что его вполне заслуженно забудут. Возможно, в этом и скрывается основной месседж: некоторых людей не изменит даже встреча с потусторонним и всесильным.

По ходу фильма раскрывается неожиданный поворот: главный герой, как оказалось, самолично убил свою девушку Бренду, так как она обнаружила, что в той самой красной коробке хранятся фотографии всех его бывших дам сердца, сделанные прямо в момент убийства. Таким образом все становится на свои места — Уэс сжигает женскую одежду и фотографии всех своих жертв, чтобы «замести следы», оставляя при этом только фотографию Бренды, которую он никак не может забыть. Тут-то и открывается очень интересная черта характера главного героя, ведь он совершенно неожиданно для себя понял, что не представляет себе жизни без Бренды. Безнадежно влюбленный в свою жертву маньяк — какой странный и необычный персонаж. Уэс идет на отчаянный шаг — отдает существу свою печень, чтобы тем самым своеобразно воспеть память о безвременно потерянной Бренде. Он до самого конца не желает спасать человечество, пока монстр не нажимает на его «болевую точку» и не вторгается в его воспоминания.

Резюмируя, можно сказать, что фильм во многом пострадал из-за неудачной реализации. В центре всего стоял именно диалог с богом, но режиссер зачем-то решил увести повествование в другую степь, смешав все в одну кучу. Хоррорная составляющая выполнена предельно скудно и даже карикатурно, а лавкрафтовский материал, как уже было сказано ранее, подвергся существенным изменениям, посему у зрителя могут даже возникнуть вполне оправданные сомнения в его необходимости в рамках общего сюжета. Не работает фильм и как драматическое произведение — ни главный герой, ни Гатанотоа ничего не вынесли для себя из беседы, растянувшейся на весь хронометраж, да и сам разговор оказался не сильно интересным. Великому божеству, наверное, даже было бы логичнее оскорбиться из-за недостойного поведения столь презренного представителя рода людского и отказаться от миссии по спасению человечества, воссоединившись со своим отцом.

Стоит ли смотреть «Великолепного»?Концептуально вещь интересная, но, как оно обычно и бывает, посредственное воплощение обесценило оригинальную задумку. А жаль!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)