DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Дня рождения не будет

День рождения мертвецов / Birthdays For The Dead (роман)

Автор: Стюарт Макбрайд

Жанр: триллер, детектив

Издательство: РИПОЛ Классик

Серия: Национальный Bestселлер

Год издания: 2015 (в оригинале — 2012)

Перевод: В. Носов

Похожие произведения:

  • Джеймс Паттерсон «Целуя девушек», «И пришёл паук» (романы)

  • Томас Харрис «Молчание ягнят» (роман)

Скромная обложка спокойного кофейного цвета — именно под такой должны укрываться триллеры про маньяков-убийц. В самом деле, маньяк — не брызжущий слюной сумасшедший, а ничем не примечательный гражданин. Поэтому оставим бордовые потёки, изломанные ногти и глаз с кровоизлиянием в конъюнктиву для оформления низкопробного чтива «в дорогу», и раскроем книгу.

Автор последовательно размещает фигуры на игровой доске. Вот четырнадцать привязанных к стульям девочек — их похищали по одной в год на протяжении четырнадцати лет. На соседней клетке застыл маньяк по прозвищу Мальчик-день-рождения с клещами в одной руке и фотоаппаратом в другой. А вот главный герой — Эш Хендерсон, отец одной из девочек, по иронии судьбы — детектив. Вдобавок ко всем своим бедам, он задолжал большие деньги мафии. Рядом «ферзь» — странная девушка с дипломом криминалиста-психолога. В дальний угол доски задвинута бывшая жена, та ещё истеричка.

Теперь время выстроить пешки. Быковатый коп-карьерист, который мешает следственной работе, по совместительству — стукач на довольствии службы внутренних расследований. Терзающийся из-за давней ошибки профайлер на пенсии. Змея-журналистка, готовая залезть в чужую постель ради сенсационного материала. Непутёвый родственник главного героя, неизменно пьяный или обдолбанный. Вальяжный мафиози, ссудивший Эшу двадцать тысяч фунтов в долг.

Каждая фигура — на своей позиции. Можно начинать партию.

В принципе, мы видим стандартный набор персонажей. Перечисленные характеры использованы в таком великом множестве книг и фильмов, что приводить примеры бессмысленно.

Относительно свежим среди прочих выглядит образ борющейся с преступностью психически нездоровой женщины — фрика, не так давно введённый в обиход шведско-датским детективом «Мост» (Bron/Broen) и подхваченный удостоившейся телеадаптации в ряде стран франшизой «Родина» (Homeland). Чудаковатая, одержимая множеством мелких фобий Элис Макдональд, верная помощница Эша Хендерсона, нисколько не уступает в харизме и эксцентричности обладательнице синдрома Аспергера Саге Норен или страдающей биполярным расстройством Кэрри Мэтисон.

Осуждать Стюарта Макбрайда за использование архетипичных для современного детектива образов нельзя. В конце концов, набор шахматных фигур не меняется столетиями, но ни одна партия не похожа на другую.

А что же игровое поле? Шотландия. Туристический кластер: старинные замки, лучшие в мире поля для гольфа и мифическое «лох-несское чудовище». Два с половиной миллиона туристов каждый год. Ха! Это — другая Шотландия! Город-спутник Абердина — Олдкасл. Воздух и почва, отравленные выбросами хлорных фабрик. Близкородственные связи на протяжении ряда поколений. Высочайший уровень психических заболеваний по стране. Как результат — пятнадцать маньяков за последние три десятка лет.

Рука автора занесена над доской. Наконец, следует классический Е2-Е4. Переместилась фигурка почтальона. В доставленном конверте — фотография подвергнутого пыткам ребёнка. Ужасные снимки будут приходить в дни рождения жертвы — через год, два, спустя все десять лет. Если родители девочек переезжают, маньяк узнаёт новый адрес и продолжает терроризировать несчастных.

И тут читателю попадается первая изюминка: детектив скрыл факт похищения и смерти собственной дочери, чтобы продолжить работу в следственной группе. Уже пять лет он получает и прячет ужасные снимки. Все кругом уверены, что девочка сбежала — прельстилась вольной жизнью в леденцово-карамельном Лондоне, этом «новом Вавилоне». Это первый из череды тех удачных авторских ходов, что придают роману оригинальность. Автор создал возможность для эксплуатации чувств главного героя, но занимается этим умеренно. Всё-таки Эш Хендерсон — крепкий мужчина, такие не способны сломаться.

Но вот пропадает и младшая дочь, к ужасу героя — за пару дней до своего дня рождения. Вскоре приходит первая фотография. Очевидно, девочка в руках у маньяка, ещё живая. Эша Хендерсона всё-таки отстраняют от следствия по причине личной заинтересованности. Он, впрочем, не собирается дожидаться, когда сослуживцы заявятся выразить соболезнования. Дедуктивный метод подсказал, что маньяк приступает к пыткам после шести вечера, придя с работы. Начинается обратный отсчёт. Вся вторая половина книги — погоня наперегонки со временем. Эш хочет быть спринтером — во всех смыслах, но у него как на зло прострелена стопа. Близится конец рабочего дня. Счёт идёт буквально на минуты. Темп ускоряется. Эш Хендерсон сходит с ума от чувства собственной беспомощности. Во второй раз на собственной шкуре он убеждается в правоте Ивана Карамазова: «Мир не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребёнка». Для него уже нет виновных и невинных, праведников и грешников, — презумпция невиновности отброшена, «общественный договор» расторгнут в одностороннем порядке: Эш готов до смерти запытать всякого подозрительного субъекта, лишь бы спасти свою дочь. Стандартная профессиональная деформация полицейского перерастает в запредельные безжалостность и жестокость. Да что там, герою попросту срывает резьбу!..

Говорят, что утопающий хватается за соломинку, вот и герой судорожно хватается за крохотные зацепки, использует любой мизерный шанс, чтобы опередить и остановить убийцу. Маньяк — этот мутный обыватель. Или нет, вон тот. Что там у него под домом? Винный погреб? Ждать, когда прокурор соизволит выписать ордер на обыск? Зря тратить время! Лучше вломиться через окно и залить перепуганному человеку в глотку пять литров коллекционного шардоне!.. Что? Надежнейшее алиби? В самом деле... Извините, ошибочка вышла. Значит, вот тот. Опять мимо! Ну теперь уж точно этот!.. Ложная наводка. Время на исходе! Действие закольцовывается. Не будет спойлером, если сказать, что хэппи-энда ждать не стоит — история с самого начала к таковому не располагала. Развязка — страшна.

«День рождение мертвецов» — крепкий «высоковольтный» триллер и пособие по вопросам мщения, которое прочтут многие, но не воспользуется никто.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)