Доктор Сон / Doctor Sleep (роман)
Автор: Стивен Кинг
Жанр: фантастика, триллер, хоррор
Издательство: Scribner
Год: 2013
Похожие произведения:
- Стивен Кинг «Воспламеняющая взглядом» (роман)
Новый, долгожданный роман Стивена Кинга наконец-то увидел свет. Долгожданный, потому что «Доктор Сон» — это продолжение одной из наиболее заметных и влиятельных книг жанра ужасов, одной из важнейших в литературе XX века, одной из самых пугающих в мировой истории. «Доктор Сон» — это продолжение «Сияния».
Ни одна другая работа Кинга, пожалуй, не снискала настолько широкого признания, как история о семье Торрансов, запертой в пустом отеле с недоброй славой. Почти сорок лет минуло с момента выхода романа, но он до сих пор занимает первые места по популярности среди многочисленных произведений «короля ужасов» и считается, пожалуй, главным его шедевром, краеугольным камнем всего творчества — несмотря даже на многократные попытки автора возвести на этот пьедестал «Темную Башню».
Можно не сомневаться: большая часть поклонников Кинга ожидала продолжения «Сияния» не только с предвкушением, но и со страхом. Посудите сами, часто ли сиквелы удаются лучше своих предшественников или хотя бы удерживают марку? И чем сильнее оригинальное произведение, тем большая ответственность ложится на его последователя. Да, конечно, тут у нас Кинг, один из лучших рассказчиков современности и величайший сочинитель страшных историй со времен Эдгара По — но ведь это же тот самый парень, которого угораздило написать невнятную «Розу Марену» или тягомотный «Под Куполом»! Эй, а можем ли мы вообще ему доверять?
Оказывается, что да, можем. Пусть и с оглядкой. Потому что «Доктор Сон» является продолжением «Сияния» лишь формально. Конечно, все необходимые условия соблюдены: в небольшом прологе рассказывается, как жил мальчик Дэнни после событий в «Оверлуке», как защищал мать от того, что мог увидеть лишь он, как общался со старым поваром, живущим на другом конце страны. А потом — бац, и перед нами взрослый Дэн Торранс, мотающийся по стране мужчина средних лет, имеющий некоторые сверхъестественные способности и серьезные проблемы с алкоголем. Его могли бы звать как угодно иначе, это ничего бы не изменило. На протяжении всего текста то тут, то там всплывают воспоминания о событиях в отеле, обязательные разговоры об отце («он впадал в ярость, когда выпивал» и т. д.) и матери, упоминания о сломанной руке и номере 217. Дэн общается с духом умершего Холлорана, на пути к финальной битве посещает дом, в котором жил с родителями до переезда в «Оверлук», а кульминация происходит на том самом месте, где некогда стоял зловещий отель — и некоторые его обитатели принимают в ней непосредственное участие. Кинг нанял Роки Вуда, наиболее известного и дотошного исследователя своего творчества, для установления этих связей и сделал это не зря. Роман полон отзвуков «Сияния», но, тем не менее, все они — лишь виньетки, бессмысленные украшения на масштабном полотне, которое повествует о других людях, других проблемах и других конфликтах. По сути, перед нами вполне самостоятельный роман, который Кинг с помощью Роки Вуда насильно превратил в продолжение «Сияния». Наверное, он мог бы проделать подобное и с любым другим, если бы захотел: с «Дьюма-Ки», например, или тем же «Под Куполом». Поэтому, если позволите, дальше мы не будем говорить о книге как о второй части «Сияния». Ее не существует. Есть самодостаточный и самостоятельный роман «Доктор Сон», роман хороший, интересный, с фирменными кинговскими приемами и столь же фирменными недостатками.
Дэн Торранс — медбрат и алкоголик. Он путешествует по стране, трудится в хосписах и раз за разом лишается работы из-за пристрастия к алкоголю и буйного нрава. В детстве Дэн пережил немало жуткого, но пьет не поэтому. Пьет он потому, что спиртное помогает заглушить «сияние» — сверхъестественную способность читать мысли других людей, видеть мертвецов и предугадывать будущее. Однажды Дэн совершает поступок, о котором будет жалеть многие годы, и понимает, что пора завязывать с таким образом существования. Он решает осесть в маленьком городке посреди Нью-Хэмпшира, вступает в общество Анонимных Алкоголиков, обзаводится друзьями. В хосписе, где он теперь трудится, его уважают и ценят за уникальный талант облегчать смертельно больным переход в мир иной. Короче говоря, жизнь начинает налаживаться — и налаживается до тех самых пор, пока на контакт с Дэном не выходит Абра Стоун, двенадцатилетняя девочка из соседнего городка. Она тоже «сияет», причем гораздо (гораздо, как написал бы старина Кинг) сильнее Торранса. И у нее проблемы.
За девочкой охотятся люди (по крайней мере, они выглядят как люди), называющие себя «Истинным Узлом» (пока не известно, как наши мастера переведут словосочетание «True Knot» на русский; будем надеяться, не «Правдивый Свищ»). Это своего рода вампиры, которые вместо крови питаются «сиянием» (сами они именуют его «паром») и благодаря этому получают практически вечную жизнь и различные сверхъестественные способности. Истинный Узел бороздит дороги Америки в прицепных фургонах и домах-на-колесах в поисках «пароголовых» детей, похищает их, пытает для максимального извлечения «пара», а затем убивает и хоронит в неприметных местах. Заведенный порядок не менялся уже сотни лет, разве что комфортабельные «виннебаго» пришли на смену гужевым повозкам, но в последние годы дела идут все хуже: количество «пароголовых» уменьшается, находить новых становится все труднее, запасы «пара» (да, эти ребята умеют хранить его в канистрах, как бы бредово это ни звучало) подходят к концу. И вдруг такой подарок судьбы — девочка, которой хватит на то, чтобы накормить десять жаждущих до отвала!
Дабы усилить напряжение и вынудить членов Узла действовать активнее, Кинг ставит их на край пропасти: предыдущая жертва, десятилетний любитель бейсбола, не был привит от кори, и вампиры, пожрав его «пар», подхватывают и болезнь, которая оказывается для них смертельной. Логики в этом, конечно, никакой нет — судя по тексту, Истинному Узлу многие сотни лет, а значит, они должны были питаться «пароголовыми» детьми задолго до изобретения вакцин и неоднократно сталкиваться с самыми разнообразными заболеваниями. Но ведь логика не важна, верно? Важнее всего то, что теперь странствующие вампиры просто обязаны схватить Абру Стоун, ибо надеются, что ее грандиозные запасы «пара» помогут им излечиться.
Абра невероятно мощна. Это — Кэрри, которой повезло с родителями. Ее разум представляет собой крайне мощное оружие, но она прекрасно умеет скрывать свои способности и контролировать их. Однако справиться с Истинным Узлом в одиночку ей не удастся — несмотря ни на что, Абра всего лишь ребенок, которому не одолеть столь опасных и хитрых противников.
И вот тут на помощь приходит Доктор Сон. И пусть их «сияния» несравнимы («Если я — фонарик, то она — маяк», — говорит Дэн о своей ученице), зато на его стороне жизненный опыт, мужская решительность и парочка темных секретов, которые могут застать Истинный Узел врасплох. По ходу сюжета выяснится, что Дэна и Абру объединяет далеко не только «сияние», но, пожалуй, не станем раскрывать карты, читайте сами.
А читать определенно стоит. Здесь есть все, за что мы любим дедушку Кинга: лихо закрученный, драматичный сюжет, харизматичные персонажи, в которых веришь сразу и безоговорочно, выразительные злодеи, потрясающе достоверные описания сверхъестественного и слегка саркастический взгляд на общепринятые нормы существования и поведения.
Да, перед нами не «готический ужас», да и вообще, если честно, не «ужас» — это больше похоже на легкую, скажем так, гуманитарную научную фантастику с увесистыми элементами саспенса и триллера. Да, здесь автор снова, как уже не раз с ним случалось, скомкал финал. Что поделать, история изжила себя страниц за сто до окончания, и кульминация оказалась мертворожденной и скучной. Но в данном конкретном случае это вряд ли имеет особое значение: «Доктор Сон» ценен не завершением, а дорогой к нему. И на этой дороге Стивен Кинг сделал все, что было в его силах, чтобы читатели на несколько дней забыли о привычной реальности и пережили множество опасных, но увлекательных приключений вместе с чудо-девочкой Аброй Стоун и ее друзьями. У него получилось. А большего мы требовать не вправе.
1 Мельник 27-10-2013 01:59
Отлично, судя по рецензии, роман получился что надо. Жду его выхода на русском (или украинском).
2 Roland 21-10-2013 21:52
Александр Щеголев- даже гуглить не буду.Но вот опять же,до чего же скудный выбор,о Кронине и его "баааальшооом" романе читал в журнале МФ, по аннотации как то смутно,да и объем тревожит,у Кларка читал "кровавую купель",неровный роман(хотя может я не эстет),но в "Откровение" Литтла не стало откровением для меня,да и опять же,без отзыва Кинга его творчество застопорилось бы на 2-3 романах.Так что все держится на старине Стиве,да.
3 Парфенов М. С. 21-10-2013 21:58
Мне вот просто интересно, сколько ярких шедевров и авторов столь же популярных и влиятельных как Кинг, вы назовете в других жанрах, все равно в каких. Вам тут уже десятка два имен назвали, но вам все не так и не то. Все у вас "все держится на Кинге". Я сам считаю Кинга великим человеком, но если бы было 100, даже 10 Кингов - он бы не был уже столь велик. И ни о каком кризисе жанра это никак не свидетельствует.
4 Roland 21-10-2013 22:10
Мог бы пожанрово назвать любимых писателей фэнтези,научной фантастик,детектив.Вот там вот конкуренция и одним именем не ограничишься,а в литературе ужасов всегда процветала монархия.Может литературы ужасов и хоррора завались и шедевры там встречаются часто,но это для тех,кто знает бусурманский,остальные же (как я) довольствуются Кингом.
5 Парфенов М. С. 21-10-2013 22:17
Вы не "мог бы", вы давайте называйте. Столь же популярных и влиятельных, как Кинг.
Да вы что? А Лавкрафт, Стокер, По, Мэйчен, Брэдбери, Матисон, Баркер, Херберт, Фаулер, Лаймон, Ламли, Блох - и сотни других - и не в курсе.
Вы за всех не судите. С вами тут в комментариях пока нет ни одного согласного, а из тех, кто отвечал - ни один не читает книг на языке оригинала, насколько мне известно.
И да, я повторю еще раз свой вопрос.
Давайте, вперед. Где там забубенная конкуренция в детективе, фэнтези или фантастике, расскажите нам.
6 Roland 21-10-2013 22:27
Как я понял у вас тут своя атмосфера и своим присутствием я порчу Вам карму.
Детективы,возьмем современность-Ю.Несбё,Стиг Ларссон,Джон Сэндфорд.
Фэнтези - Гейман,Мартин,Чайна Мьевилль,Джонатан Страуд.
Фантастика- про современных авторов не скажу,вроде считается,что в этом жанре упадок.Но из прошлых лет -Азимов,Герберт,Лем,Саймак,Шекли,Дик,Хайнлайн.
7 Парфенов М. С. 21-10-2013 22:37
По детективам и фэнтези - вы ВСЕРЬЕЗ считаете, что перечисленные авторы столь же популярны и влиятельны как Кинг?
(я уж умолчу о том, что Гейман и Мартин отметились и в хорроре неслабо)
Кунц, МакКаммон, Симмонс, Баркер, Хилл - вот вам навскидку такой же набор сопоставимых имен от хоррора. Про "прошлые года" вообще молчу уже. Да и вообще тут Илья Пивоваров уже перечислял десятки имен.
Насчет атмосферы - это у вас какая-то своя персональная, отчего вы убеждены, что с вами должны соглашаться, чтобы вы тут не понаписали.
8 delfin-mart 21-10-2013 22:40
Да нет, единственное, что вы портите - это удовольствие самому себе от чтения интересных книг. )
9 Roland 21-10-2013 22:49
Один из моих любимых писателей(это подкрепляется тем,что почти все его работы переведены на Русский),
и это еще не не цельное мнение о его творчестве,т.к я не прочел его главные вещи вроде "лебединой песни" и "Жизнь мальчишки". Но такой ли он влиятельный как Кинг? Нет,как я помню он отошел от ужасов в сторону детективной серии(аналогов,которой нет).
Отметиться и писать об этом на протяжении долгих лет-две разные вещи.
И в мыслях не было,можете остаться при своем мнение,никто вас не заставляет соглашаться с моим,я просто оставил здесь свой пост,а дальше...это совсем другая история.
10 Парфенов М. С. 21-10-2013 22:57
А я и не говорил, что он или кто другой такие же влиятельные. Если вы не поняли, то я привел имена, которые в хорроре сопоставимы с теми, кого вы перечислили в фэнтези и детективах.
Безусловно, вот только тогда как минимум Мартина из фэнтези-списка исключайте, т.к. писал он и научную фантастику, и хоррор, и много чего еще, фэнтези для него не так уж и давно стало основным жанром))) Да и насчет Геймана у меня не меньше сомнений в плане того, что вот прям пишет он сплошняком фэнтези "на протяжении долгих лет")))
11 Roland 21-10-2013 23:07
Гейман вообще мало пишет- и это плохо- но в его творчестве в большинстве своем преобладает фэнтезийные мотивы,хотя он скорее сказочник."Американские боги" ,"Задверье" так вообще городское фэнтези.Да и зачем сковывать себя в пределах жанра.Даже тот,кого нельзя называть писал настолько тонкие драмы,что дух захватывал,не хоррором единым.
12 Roland 21-10-2013 22:56
У меня нет столько свободного времени.Все книги не перечитаешь,приходится отсеивать.Поэтому и создается впечатление,что я якобы сноб, и то плохо и это", и кроме Стиви все отстой.На самом деле я не читал Кинга 2 года и только на прошлой неделе взялся за его новый сборник повестей.Но я рад,что провел сей чудный осенний вечерок в обществе таких светлых людей на сайте Darker.
13 Парфенов М. С. 21-10-2013 23:00
Ну вот для экономии времени можно просматривать те же рецензии на книги в DARKER'е - вполне может глаз зацепиться за что-то, откроете что-то хорошее для себя. Ведь рецензии и пишутся по идее в первую очередь для того, чтобы читатели могли узнать о книгах и авторах и сделать где-то в каких-то случаях для себя заметку на будущее, что вот, мол, это и то стоит глянуть поближе, вроде как книга под мои вкусы подходит.
14 delfin-mart 21-10-2013 22:27
остальные же (как я) довольствуются Кингом Ну, это вы чисто по незнанию. )
15 delfin-mart 21-10-2013 22:22
Поведайте еще откровений о том, как мир стоит на черепахе, черепаха на трех слонах, слоны на трех китах, а киты - НА КИНГЕ?! Занимательная космогония амебы. ))) Браво! ))
Кинг замечательный автор, и тут многие его любят, но это не значит, что мы будем его книги, НЕ ЧИТАЯ, отливать в бронзе. Уверена, что и сам Кинг был бы чрезвычайно удивлен, если б кто-то вздумал ставить его на пьедестал, вместо того, чтобы читать его произведения.
16 Roland 21-10-2013 19:48
Заметил что,на данном сайте то ли недолюбливают Кинга или просто принимают его книги как данность и заставляют себя тратить время на написание рецензий к его творениям, т.к оные получаются довольно пресными и довольно негативными.Я конечно книгу не читал,но уверен в том,что уж скучно быть не может.А по части ужасов-кто из современных авторов способен хоть немного напугать? Хоть конечно ложка дегтя здесь присутствует- в большинстве своем сиквелы пишутся от недостатка идей,лично я неоднозначно принял новость о том,что Кинг решил писать продолжение "Сияния", на мой взгляд оригинал был полностью завершенным.
17 delfin-mart 21-10-2013 20:18
О да! А вы воспринимаете книги Кинга как божественное откровение и, не читая их, уверены в их (а заодно и своей, видимо) непогрешимости. Свят-свят-свят!
))))))))))))))
18 ilya_pivovarov 21-10-2013 20:30
19 Roland 21-10-2013 20:56
Если вы можете позволить себе читать зарубежные книги в оригинале,то спектр велик,спору нет.А для тех кто скован в рамках одного языка спектр ограничивается лишь парой имен.Хоррор и литература ужасов вымирает и по сути держится на Кинге,других больших имен в этой нише не наблюдается.Если опираться на ваш список авторов,то вообще становится грустно: Кунц отписался..хотя нет,не так,он и хорошим писателем то никогда и не был,вот уж где новизной не пахнет,о Лейси вообще не слышал,Баркер ушел в сказки,а Лаймон..тот факт,что его роман про цирк вампиром не нашел отклика от российский издателей, а на перевод данного романа скидывалась группа энтузиастов о чем то говорит.Так что в скором времени нам придется довольствоваться оттенками серого,белого,коричневого.
20 Парфенов М. С. 21-10-2013 21:12
Ага, примерно так века с 18-го все вымирает, никак вымереть не может)
Даже если просто рассказы в DARKER почитать (из новых, не обязательно классиков) - наверняка найдете N штук, которые произведут на вас нужное впечатление.
Не паникуйте. И сейчас еще выходят толстые хоррор-романы на русском, которые становятся хитами: Джо Хилл, "Террор" и др. вещи Симмонса. Все идет своим чередом, с временными спадами и всплесками.
21 Roland 21-10-2013 21:36
Реклама-двигатель торговли,а для рашки так вообще превыше всего.По поводу Джо Хилла- повезло ему родится в семье прославленного писателя,я уверен,что не будь он отпрыском Кинга его романы не попали бы в руки к издателям,пишет он хорошо,но для этого нужно быть в комфортном положении и удачно стартануть,использовав для этого "блат".Ну а Террор так вообще-международный бестселлер,даже наши "прости господи" издатели не могли такое пропустить.В нашей стране переводят только разрекламированные книги и Брауна. Литературу ужасов трудно рекламировать,а Браун хоть и пишет ужасы,но не те.
22 Парфенов М. С. 21-10-2013 21:40
Ок, но касается это не только хоррора. Да и не только нашей страны - ведь Роулинг со своим Поттером облазила несколько десятков издательств прежде, чем ее книжку опубликовали. Т.е. это не проблема конкретного жанра или конкретной страны. Конечно, какие-то нюансы существуют, но к общему состоянию дел в жанре они имеют весьма слабое отношение)
23 delfin-mart 21-10-2013 21:46
Наверное, у вас русский второй язык? Что-то много непонятных слов встречается в ваших постах, не говоря уж о правилах пунктуации. Что есть "рашка"?
24 ilya_pivovarov 21-10-2013 22:37
25 Roland 21-10-2013 22:03
По моему,это просто пиар,люди бы не так восприняли ее успех если бы им сообщили,что первое же издание умоляло ее на коленях заключить с ними контракт.Да и литература стала рекламозависимой.На примере той же Роулинг-вы наверное знаете,что она под псевдонимом написала детективный роман "зов кукушки",так вот пока не открылось настоящее имя автора, эта книга плелась на последних местах рейтингов,но после "разоблачения" сразу стала №1 Бестселлеров,так что всем сейчас рулит реклама и соответственно от этого фактора зависит-переведут книгу на Великий и могучий иль нет.
26 Roland 21-10-2013 21:55
Не берите в голову.Я малограмотная амеба,это все Кинг виноват,его же читают как принято,люди недалекого ума.
27 Парфенов М. С. 21-10-2013 21:59
У человека заведомо предвзятое отношение к русскоязычным авторам, да и вообще ко всем кроме Кинга)
28 Al-Axe 21-10-2013 23:03
Очередной звёздно-полосатый эстет учит нас правильному порядку вещей.
"Рашка". Не сдержался господин, сочувствую.
29 delfin-mart 21-10-2013 23:49
+1
30 ilya_pivovarov 21-10-2013 21:22
31 Pickman 22-10-2013 08:14
32 dr_Fade 21-10-2013 17:24
"Сияние" читал взахлеб, и получил кучу "положительных" эмоций)) Правда, как по мне, Кинг слишком уж разбавляет свои книги всякими "соплями" (как, например, это было в "Худеющем", который при желании можно ужать до рассказа).
"Доктор Сон", скорее всего, обойду стороной, хотя годик назад я дико радовался, узнав о продолжении "Сияния".
Спасибо за рецензию!
33 MercyfulFate 20-10-2013 20:22
Собственно, как и в "Чёрном доме", продолжении "Талисмана". Ничего общего, кроме героев. К тому же, помимо прочего, похоже, что у Кинга основательно заклинило пластинку. Опять какое-то братство охотится за сверхспособностями героя. Ну ладно бы по-старому, по хардкору, как в "Фаерстартере". Но нет, и тут нужно было добавить соплей, в стиле "Дэнни теперь работает в хосписе и помогает безнадёжно больным уходить из жизни".
Естественно, сужу по рецензии (она хорошая). Будет время - доберусь и до оригинала.
34 delfin-mart 20-10-2013 17:47
Интересно )
35 OldFisben 20-10-2013 13:15
Поддерживаю.