DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Дорога длиною в десять лет

Вот уже как десять лет DARKER обозревает и рецензирует, хвалит и критикует кинематограф «темной» волны. Среди всего этого многообразия есть одна особо дорогая сердцу категория – отечественные фильмы ужасов. Сегодня мы предлагаем читателю шаг за шагом пройти все эти десять лет и вспомнить, чем же нас радовали и огорчали (куда без этого) российские хоррормейкеры.

На тот момент, когда первый выпуск DARKER увидел свет, отечественный хоррор-кинематограф находился практически в зачаточном состоянии. За предыдущие десять лет на широкие экраны выбивались лишь редкие работы: «Ведьма» (2006), «Мертвые дочери» (2007), «ССД» (2008), «Юленька» (2009), «Фобос. Клуб страха» (2010). Фактически по одному фильму в год, что само по себе негусто, так еще и качество самих историй, их режиссура и актерское исполнение зачастую оставляли желать лучшего. Но оптимистично настроенный зритель знал: если есть попытка – есть и шанс.

Увы, год рождения DARKER оказался совершенно не примечательным в этом плане, как будто отечественный хоррор решил взять передышку. Единственные работы, которые можно выделить, это «Фантом» Криса Горака и «Споры» Максима Дьячука. Оба фильма сняты в кооперации с американцами. И если первый фактически является фантастикой и пытается удивить зрителя передовыми на тот момент спецэффектами на фоне городских пейзажей Белокаменной, то второй – низкосортный треш, которому этих самых спецэффектов попросту не хватает. Неудивительно, что дальше «Спор» карьера Дьячука так и не пошла.

2012

В следующем году отечественный хоррор слегка набирает обороты, но довольствоваться по-прежнему приходиться лишь малобюджетным и не очень качественным во всех отношениях продуктом. Российско-финский проект Михаила Брашинского «Шопинг-тур» открывает зрителю страшную тайну: оказывается, каждый финн раз в год становится людоедом. Так группе туристов – наших земляков – предстоит кровавая борьба за жизнь с неожиданно свихнувшимися скандинавами.

Николай Пигарев снимает фильм «Зима мертвецов: Метелица» с похожей концепцией. Отличие лишь в том, что кровавая баня происходит в Москве, а вместо «проголодавшихся» финнов выступают классические зомби.

Примечательно, что нехватку финансов и кривые спецэффекты создатели картин упорно маскируют под мокьюментари. Тот же «Шопинг-тур» подан как история, снятая на мобильный телефон. Аналогичным приемом пользуется и Максим Игнатов в своем единственном и по сей день фильме «Пленки из преисподней». Назвать эту работу серьезной и качественной сложно, но, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Так что не будем долго задерживаться в году, когда индейцы Майя пророчили конец света, и поскорее двинемся дальше.

2013

В этом году впервые о себе как о хоррормейкере заявляет Святослав Подгаевский. Это сейчас его имя фактически ассоциируется с фильмами ужасов «made in Russia», а тогда, 8 лет назад, на экраны только выходил его полнометражный дебют «Владение 18», и мало кто догадывался, к чему это приведет. Классическая для ужасов история о «плохой» квартире не стала ни заметным прорывом, ни откровенным провалом. У молодого режиссера появились первые поклонники и благосклонные критики, так что «Владение 18» сыграло роль фундамента для его дальнейшей карьеры.

Помимо «Владения», в этот год на экраны выходит еще один дебютный проект: комедийный фильм ужасов «Zомби каникулы» Кирилла Кемница, в котором засветилась солистка группы «Тату» Юлия Волкова. И вот здесь нас как раз ждет оглушительный провал. Плохо в этом фильме буквально все: актерская игра и режиссура, грим и спецэффекты, сюжет и примитивный юмор. Так что на тот треш, что в итоге получился, едва ли найдется свой ценитель.

Тайна гибели группы Дятлова будоражит умы до сих пор и не только в нашей стране. В 2013 году свой вариант трагических событий тех лет предложил режиссер Ренни Харлин в фильме «Тайна перевала Дятлова». Наши соотечественники принимали участие в работе над сценарием, продюсировали картину, а так же исполнили несколько ролей, так что лента справедливо идет в наш актив. Естественно, что история, рассказанная в фильме, совершенно не претендует на реалистичность – это чистой воды фантастика на заданную тему, которая не прольет свет на события прошлого, а предложит зрителю любопытную и, конечно же, страшную альтернативу.

2014

Еще один бедный на русские ужасы в кино год. И снова кооперация с Соединенными Штатами, в результате которой родился оригинальный зомби-хоррор «Кутис», где затюканные учителя вынуждены отбиваться от пораженных вирусом подопечных. Собственно, ничего «родного» в кадре, да и в самой истории зритель не увидел. Режиссерами картины выступили Джонатан Милотт и Кэри Мернион, а на экране неистово боролись за жизнь Элайджа Вуд, Рэйн Уилсон и Элисон Пилл. Единственное, что относит «Кутис» в категорию отечественного хоррора, это наличие в продюсерах картины Сарика Андреасяна, уже известного на тот момент широкому зрителю по множеству комедий с актерами из Comedy Club.

В итоге фильм вышел неплохим: оригинальным, свежим, с забавным черным юмором и даже смыслом. Но есть ли в том заслуги нашей с вами Родины – большой вопрос.

2015

Кто из нас в детстве не пробовал вызывать Пиковую даму? Легенду о темном призраке из карточной колоды передавали из уст в уста за гаражами, в подъездах, да где угодно. Естественно, что такая перспективная и широко известная крипипаста не могла остаться незамеченной у отечественных хоррормейкеров. За ее реализацию взялся уже знакомый нам Подгаевский. Фильм «Пиковая дама: Черный обряд» исказил легенду на свой лад, обрив жестокого призрака наголо. В целом вышло интересно, но далеко не идеально.

В том же году Тимур Бекмамбетов продюсирует фильм ужасов «Убрать из друзей», где с помощью мистики поднимает проблемы взаимоотношений подростков в Интернете. Когда-то революцию в жанре сделала псевдодокументалка «Ведьма из Блэр» (1999). Нечто подобное попытался сделать и Леван Габриадзе. Лента, по сути, построена на способе подачи: зритель как будто бы подключен по скайпу к общему чату. В итоге эффекта «вау» не произошло, но способ повествования прижился, и тот же Бекмамбетов использовал его еще раз в детективном триллере «Поиск» (2018).

Кроме этого, 2015-й подарил зрителю экранизацию легенды о жестокой графини Эржебет Батори. Роль венгерской серийной убийцы в «Кровавой леди Батори» исполнила статная Светлана Ходченкова. А Ирина Старшенбаум снялась у Романа Каримова в мистической драме «Черная вода».

2016

И вновь неурожайный год, как в количестве, так и в качестве. От режиссера с опытом, Олега Асадулина, того самого что снял «Фобос. Клуб страха» и «Темный мир: Равновесие», мы получили «Маршрут построен». История о мстительном призраке, засевшем в машине, с одной стороны, кажется атмосферной и интригующей, но быстро разочаровывает набившими оскомину скримерами и непроработанным сюжетом.

Примерно та же беда с дебютным ужастиком Тихона Корнева «Диггеры». История в духе «Крипа» (2004), который, кстати, также является полнометражным дебютом английского режиссера Кристофера Смита, о борьбе за жизнь в подземных лабиринтах метро. Но в отличие от Смита, Корнев не смог вдохнуть в мрачные туннели реальной жути. А «кукольный» монстр и «картонные» персонажи буквально не дают проникнуться историей.

2017

Этот год запомнился нам появлением на экранах Николая Васильевича Гоголя, чьи бессмертные произведения, как и сам окутанный ореолом тайны образ писателя, легли в основу фильма «Гоголь. Начало». Проект постарался убить двух зайцев: сначала попасть в прокат на широкий экран, а потом обосноваться на телевидении в качестве многосерийного фильма. Несмотря на это, к созданию фильма подошли со всей ответственностью. Работа с деталями, атмосфера и хороший актерский каст пришлись по вкусу большинству зрителей.

Святослав Подгаевский продолжил набирать обороты и порадовал зрителя очередным ужастиком. Его «Невеста» держит марку крепкой мистической жути, хоть и не брезгует типичными американскими штампами, чем закономерно и навлекает на себя массу критики. А Владимир Марков в фильме «Конверт», напротив, постарался пойти своим путем. История его случайного почтальона не столько пугает, сколько интригует и настраивает на некий философский лад.

Еще дальше от мейнстрима оказался Вадим Валиуллин. Снятая им всего за полмиллиона рублей лента «Мертвым повезло» рассказывает историю бандитов нарвавшихся на опасного маньяка. Кино не претендует на звание шедевра, но отлично играет на поле комедийно-кровавого треша.

2018

2018 год по праву можно назвать самым богатым на продолжения. Свое в целом удачное шествие по кинотеатрам, продолжил Николай Васильевич, зазывая зрителя сначала на «Вия», а затем на «Страшную месть». Сиквел получил и фильм «Убрать из друзей», где главный герой попадает в еще более ужасную паутину даркнета. А Александр Домогаров-младший вновь провел запретный обряд и вызвал Пиковую даму в своем дебютном полном метре «Пиковая дама: Зазеркалье».

Из оригинальных историй зрителя угостили легким и не совсем логичным ужастиком «Фото на память», где группа молодых людей самым жестоким образом гибнет после попадания в объектив старинной камеры. Александра Бортич в дуэте с Евгением Цыгановым пообщалась с призраками и раскрыла тайну серийного маньяка в мистическом триллере «Проводник». Надежда Михалкова пригласила всех в проклятый кинотеатр в детективном фильме ужасов «Проигранное место». А Святослав Подгаевский продолжил сотрудничество с Викторией Агалаковой и Игорем Хрипуновым и явил зрителю историю под названием «Русалка. Озеро мертвых».

2019

После пресыщенного ужасами 2018-го, «напуганному» зрителю дают лишь слегка передохнуть. На экраны выходит фильм ужасов «Гости» где разыгрывается довольно старый и избитый сюжет с молодой компанией и проклятым домом, в который их угораздило наведаться. Молодой режиссер Павел Сидоров дебютирует на большом экране с фильмом «Рассвет». Хоррор о несчастной девушке, борющейся с ночными кошмарами, обещался быть амбициозным и зрелищным, но на деле оказался большим разочарованием. Из классной идеи получилось абсолютно предсказуемое действо с оборванным финалом. Ждем продолжения или, вернее сказать, приквела – но дождемся ли?

И наконец, таинственный Петербург решил напомнить о себе как о мистическом месте, где могут разыгрываться самые жуткие события. Детективный триллер Николая Хомерики «Девятая» отлично воссоздает атмосферу конца XIX века и предлагает зрителю вместе с харизматичным персонажем Евгения Цыганова расследовать серию загадочных убийств.

2020

Начало нового десятилетия – это если не пик отечественных фильмов ужасов, то однозначно заметная его веха. Здесь можно порадоваться и качеству, и количеству. То, что в России все-таки могут делать хорошие и даже отличные спецэффекты, доказал и «Спутник» Егора Абраменко, и «Кольская сверхглубокая» Арсения Сюхина. Оба фильма получились зрелищными и не уступают по визуалу заокеанским собратьям. Другое дело, что в Штатах это уже давно в ходу и фактически поставлено на поток.

Не обошелся этот год и без Подгаевского, который продолжил развивать старые легенды на новый лад. На этот раз режиссер взялся за известный старому и малому образ Бабы Яги. Попытку мы засчитали, но свою планку Святослав выше не поднял. А красиво сотканный из нитей образ главной злодейки оказался именно красивым, но не страшным. Тот же «Побочный эффект» от Алексея Казакова смотрится гораздо интереснее и живее при том, что это первая самостоятельная работа молодого режиссера.

Еще один дебютант – Иван Минин – понадеялся повторить успех все той же «Ведьмы из Блэр». Но, как известно, в одну реку дважды не войти. Его «Вдова» спекулирует на реальных и таинственных случаях исчезновения людей в лесах Ленинградской области. Интрига есть, а вот исполнение подкачало.

Куда более лестных отзывов удостоился сериал «Не бойся» в котором режиссер и сценарист Евгений Колядинцев сделал фактически невозможное. За считанные минуты его истории увлекают, пугают и заставляют с нетерпением ждать продолжения. Это ли не мастерство?

2021

Новый год уже успел порадовать зрителя неплохими премьерами. Не зная отдыха, Святослав Подгаевский вновь штурмует большие экраны, на которых в феврале можно было полюбоваться его свежей работой – «Приворот. Черное венчание». В целом можно сказать, что за все эти годы Подгаевский остался верен себе и продолжает гнуть свою линию как в плане сюжетных ходов, так и в плане их визуального решения. Его отечественный хоррор выглядит уж слишком американизированным, и «Черное венчание» – лучшее тому подтверждение.

В марте в прокат вышел мистический триллер «Бывшая». Фильм Евгения Пузыревского подкупает тревожной атмосферой, хорошей подачей сюжета и в целом дает надежду, что у режиссера есть будущее в жанре.

В конце года в качестве постановщика должен дебютировать продюсер многих отечественных фильмов ужасов Иван Капитонов. Будем надеяться, что его «Ледяной демон» сможет растопить сердца самых лютых критиков, ну и, естественно, попутно напугать их как следует.

Еще одна ожидаемая премьера – это сериал «После Чернобыля». К теме Припяти кинематограф возвращается с завидной регулярностью. Вряд ли создателям сериала удастся переплюнуть американо-английский мини-сериал 2019 года, который покорил зрителя не только историей, но и скрупулезным отношением к деталям. Хочется верить, что у этого, также многонационального, проекта есть свои козыри в рукаве.

* * *

10 лет – немалый срок. За эти годы через жернова авторов DARKER прошла не одна сотня фильмов и, несмотря ни на что, мы рады, что отечественного продукта из года в год становится все больше и больше. Количество постепенно переходит в качество? и будем надеяться, что эта тенденция сохранится еще не один десяток лет.

Комментариев: 9 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 24-04-2021 11:08

    Единственный жанр фильмов, которые в СССР/России хорошо получаются - драмы про войну.

    Всё остальное, увы, не тянет

    Учитываю...
  • 2 Eucalypt 20-04-2021 13:08

    Упоминание Кольской за спецэффекты заслужено. Монстр там, сделанный практическими эффектами и гримом, да и грим, хороши. Но это и всё, что можно хорошего сказать о фильме. Увы. Тем более, что этого хорошего там очень-очень мало.

    Учитываю...
  • 3 Парфенов М. С. 20-04-2021 12:55

    Пара ремарок.

    1. "Конверт" тоже снял Подгаевский, но потребовал убрать свое имя, поэтому режиссером указали Маркова, который это кино монтировал.

    2. "Пиковая дама: Зазеркалье" вышел не в 2018, а в 2019 году, уже после "Рассвета".

    Учитываю...
    • 4 Ник Кащеев 20-04-2021 17:50

      Парфенов М. С., а вот интересно, из каких соображений год производства указывается тогда? У того же Рассвета он заявлен как 2019-й, а у Дамы - 2018-й. Понятно, что Даму, судя по погоде в кадре снимали как раз тогда. А Рассвет-то в самом начале года вышел.

      Учитываю...
      • 5 Парфенов М. С. 20-04-2021 20:09

        Ник Кащеев, смотря кто указывает. Так-то та же "Бывшая" снята была еще до пандемии, но в прокат вышла только в 2021-м, т.к. никто особо не рвался выпускать ее в период проката. А "Зазеркалье" лично я видел в черновой версии еще в 2019-м, после чего ее сильно допиливали (добавляли много спецэффектов, графики), так что в 2018-м могли быть завершены съемки, но готов для проката фильм был точно только в 2019-м, когда и вышел.

        Учитываю...
      • 6 Артём Агеев 21-04-2021 10:01

        Ник Кащеев, обычно указывается по году премьеры. Это необязательно начало проката, может быть первый показ на фестивале.

        Странно, у "Зазеркалья" Кинопоиск ставит 2018, IMDB - 2019. При этом данных о показах в 2018 нет, в прокат фильм вышел в марте 2019. Возможно, Кинопоиск ошибся или не обновил данные.

        Учитываю...
        • 7 Парфенов М. С. 21-04-2021 11:34

          Артём Агеев, в 2018-м Зазеркалье точно не могли показывать, тот черновой вариант з 2019-г, о котором я говорю - это абсолютно неготовая для показа вещь была. Там, допустим, в кадре в зеркале четко видна была камера (ее потом "вырезали" с помощью компьютерной графики) - и такого навалом.

          Учитываю...
          • 8 Vlad Severtsev 18-05-2021 17:20

            Парфенов М. С., учитывая, что я сидел с Володей Марковым и Сашей Домогаровым на монтажах еще в декабре 2018, а "диснею" мы ее показывали 19 февраля 2019, "ПД2" никак не может быть фильмом 2018 года))

            Учитываю...