DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Другие шесть осколков «Черного зеркала»

Черное зеркало / Black Mirror (4 сезон)

США, Великобритания, 2017

Жанр: фантастика, антиутопия, триллер

Режиссеры: Тоби Хейнс, Джоди Фостер, Джон Хиллкоут, Тим Ван Паттен, Дэвид Слейд, Колм Маккарти

Сценарий: Чарли Брукер

В ролях: Джесси Племонс, Джимми Симпсон, Кристин Милиоти и др.

Похожие сериалы:

  • «H+: цифровой сериал» (2011-2013)
  • «Электрические сны Филипа Дика» (2017)
  • «Хроники будущего» (2007)

Черное зеркало 

«Черное зеркало», как много в имени твоем... С момента появления на свет сериал стал настоящим культурным явлением. Любую работу, будь то фильм «Она» Спайка Джонса или клип Enter Shikari на песню «Live Outside», нет-нет, да и сравнивают со знаменитым творением Чарли Брукера.

Если британский канал Channel 4 выпустил всего лишь два сезона по три серии (плюс рождественский спешл), то сотрудничество с Netflix позволило снять целых шесть эпизодов, о которых мы рассказывали в прошлом декабрьском номере. Остались ли они качественными, интересными? Однозначно, да. И вот год спустя выходит новый, четвертый сезон. И мнения о нем разделились. Одни будут хвалить жанровые эксперименты Брукера, другие — ругать за вторичность. Но обо всем по порядку.

И да, без спойлеров тут не обойтись, так что дальше читайте на свой страх и риск.

1. «USS Callister»

Первая серия пародирует «Стар Трек», а именно классический сериал Джина Родденберри. «USS Callister» — звездолет, чья команда во главе с отважным капитаном Робертом Дейли пытается одолеть космического пирата Валдака. Играет героическая музыка, на экране мелькают «состаренные» кадры, капитан Дейли целуется с несколькими женщинами подряд... стоп, какое отношение это имеет к «Черному зеркалу»?

Черное зеркало 

Все проясняется на следующий день, когда мы видим Роберта Дейли в реальном мире. На самом деле, он технический директор фирмы «USS Callister», тихий ботаник, жизнь которого не задалась. Подчиненные не слушаются, начальник ругает, прекрасный пол обходит Роберта стороной. И, несмотря на то, что Дейли разработал уникальную игру, наживаются на ней другие. Но не спешите делать этого парня жертвой. Все меняется, когда он возвращается домой и запускает авторский патч.

Дело в том, что в игру можно перенести свое сознание... или личность другого человека, скопировав его ДНК. И в дополнении, а именно на борту «Каллистера», Дейли — царь и бог, который отыгрывается на подчиненных. А его командой (спойлер!) оказываются копии коллег с работы.

Отвлечемся от сюжета. Скопировать ДНК, чтобы сделать виртуальную копию личности? Серьезно? Как это работает? Более того, двойники помнят все, что с ними происходило в реальной жизни, а это глупость даже для фантастического сериала. Можно было вспомнить изобретения из прошлых серий и смоделировать команду «Каллистера» из профилей в соцсетях, как в «Скоро вернусь» (первый эпизод второго сезона – прим. ред.) или, использовав метод переноса сознания, как в «Сан-Джуниперо» (четвертый эпизод третьего сезона – прим. ред.), создать цифровую копию каждого из сослуживцев. И в том, и в другом случае пришлось бы переписать часть сценария, но основной сюжет бы сохранился и выглядел более органичным.

Так или иначе, «USS Callister» — одна из лучших серий четвертого сезона.

Черное зеркало 

2. «Архангел»

Мэри души не чает в дочери Саре. Роды прошли нелегко, и молодая мама панически боится потерять свое чадо. После того, как Сара ненадолго пропадает во время прогулки, Мэри становится участницей программы «Архангел». Девочке вживляют чип, благодаря которому мама может видеть глазами дочери через планшет. Отныне Мэри будет знать о Саре все: с кем та болтает, что видит, кого боится. Более того, «Архангел» блокирует негативный контент, из-за чего начинаются неприятности...

Режиссером этой серии стала Джоди Фостер, которая внесла правки в сценарий и пригласила на главную роль подругу Розмари Девитт. Благодаря этому, Мэри получилась невероятно убедительной. Каждая мать желает оградить ребенка от бед и искушений мира, поэтому главную героиню сложно судить за ее поступки. Вот только с определенного возраста человек начинает познавать мир самостоятельно, и в этот период жизни родителям лучше не вмешиваться. В противном случае события могут выйти из-под контроля, и открытая концовка «Архангела» не худший вариант развития событий.

Поклонники сериала относят «Архангела» к «классическому» «Черному зеркалу». Серию портит предсказуемость: почти с самого начала зритель поймет, чем все кончится. Значит ли это, что Брукер выдохся как сценарист? Скорее всего, нет, просто ему интересно играть с формой. Это заметно еще по прошлому сезону, который был представлен и мелодрамой, и бадди-муви, и даже хоррором.

Черное зеркало 

3. «Крокодил»

Перед нами нордический детектив в стиле произведений Ю Несбё и Питера Хега. Действие разделено на две сюжетные линии, которые до поры до времени идут параллельно. В первой из них молодая пара, Миа и Роб, возвращаясь домой, сбивает неизвестного мужчину. Недолго думая, они избавляются от трупа. Проходит несколько лет. Миа, уже успешная замужняя женщина, отправляется в командировку, где ее находит Роб. Тот хочется признаться в убийстве, но Миа против. После ожесточенного спора Миа убивает Роба.

Вторая сюжетная линия посвящена Шазии, следователю из страховой компании, расследующей дело мужчины, которого сбил грузовик, развозящий пиццу — как раз под окнами отеля, где остановилась Миа. Шазия пользуется прибором, позволяющим увидеть воспоминания. С того момента, как мы узнаем принцип работы этого устройства (воспоминания транслируются на планшет следователя), финал истории становится очевиден. Правосудие восторжествует, но какой ценой? Помогут ли технологии вычислять преступников или приведут к новым, еще более чудовищным беспорядкам?

«Крокодил» наверняка понравится поклонникам хоррора. Здесь нет скримеров, как в «Тестировании игры» (второй эпизод третьего сезона – прим. ред.), да и крови совсем чуть-чуть, но концовка гарантированно испортит настроение. И да, Интернет утверждает, что хомяки обладают долговременной памятью, так что с матчастью у серии все более-менее в порядке.

Черное зеркало 

4. «Повесь диджея»

Фрэнк и Эми вступили в возраст, когда необходимо искать партнера для отношений. Многие ищут человека, с которым можно прожить всю оставшуюся жизнь, но как обрести свою любовь в бескрайнем человеческом море? К счастью, у влюбленных будущего есть Система. Программа, спрятанная в устройстве наподобие карманного зеркальца, определит партнера, а также установит время, которое отведено паре. Но права ли программа или человеческие чувства все же сильнее?

Многие сравнивают «Повесь диджея» с «Сан-Джуниперо» из прошлого сезона. Действительно, обе серии — это мелодрамы с хэппи-эндом. Однако посыл первой истории кардинально иной. Бездушная программа здесь оказывается все-таки права — спорное решение для сериала, предупреждающего о возможном вреде технологий.

5. «Металлоголовый»

Трое грабителей находят пустующий склад. При попытке вынести коробки с неизвестным содержимым выясняется, что обитатель в здании все же есть. Маленькое металлическое создание, похожее на карликовую собачонку, убивает двоих нарушителей и начинает охотиться за единственной выжившей по имени Белла.

Эпизод, выполненный в черно-белой стилистике, рассказывает о вполне реальной разработке. Прототипами «металлоголовых» выступили роботы BigDog компании Boston Dynamics. Правда, в отличие от своего реального собрата, «собачка» обладает еще внушительным арсеналом и почти неограниченными возможностями, позволяющими вычислить жертву. Противостояние человека и безмолвной машины заставляет вспомнить классическую «Дуэль» Стивена Спилберга (или отечественный «Дважды рожденный» 1984 года). Каждый раз, когда Белле в исполнении Максин Пик удается обхитрить преследователя, тот все равно находит женщину, преследует ее, словно злой рок. К финалу напряжение достигает пика, и хотелось бы объявить «Металлоголового» одной из лучших серий в сезоне... если б не последние кадры, демонстрирующие, ради чего трое людей рисковали жизнями. Спасибо режиссеру Дэвиду Слейду – благодаря его инициативе мрачный постапокалипсис стал напоминать треш а-ля «Турбо Кид».

Черное зеркало 

6. «Черный музей»

Название серии – отсылка к «Белому рождеству», этакой мини-антологии, уместившейся в рождественский спешл. Еще «Черным музеем» в Великобритании называют музей преступлений. И именно туда отправляется темнокожая девчушка по имени Ниш.

Здание стоит посреди пустыни, внутри ни единого посетителя, лишь только владелец заведения, Роло Хейнс – безобидный толстячок, готовый рассказать о любом экспонате. Скоро оказывается, что к большинству злодеяний, о которых расскажет Роло, причастен он сам.

Согласитесь, задумка первоклассная. Историй о преступлениях недалекого будущего хватило бы на телевизионный спин-офф, этакие «Байки из склепа». Однако сценарий «Черного музея» вызывает множество нареканий.

Взять хотя бы первую историю о хирурге Питере Доусоне, который стал использовать устройство, позволяющее ощутить то, что чувствуют другие. Когда его пациент умер на операционном столе, Питер стал чувствовать тягу к боли. Да, история жуткая, но как связано ощущение от чужой смерти с сексуальным возбуждением? Когда человек умирает, отключаются его органы чувств, память, мысли, пока личность не стирается из реальности. Всепоглощающий страх перед пустотой, которая настигнет каждого – вот что мог ощутить Доусон. Но похоть? От чужих страданий? Авторам сплаттерпанка надо взять идею на заметку.

Вторая история – о муже, в сознание которого вселили разум жены. Две личности вынуждены делить одно тело, что приводит к конфликтам. Отметим, что в голову мужчине не ставили имплант, просто перенесли чужое сознание внутрь его собственного. То есть смешали воспоминания и потоки мыслей воедино. Представляете, что у этого несчастного творится в голове? Личность жены, оказывается, так же легко извлечь, как и подселить. И перенести в неживой предмет, на сей раз уже в виде чипа.

Третья история завершает сквозной сюжет. И, раз уж экспонатами музея являются изобретения из прошлых серий, может красиво завершить сериал.

Черное зеркало 

Или, по крайней мере, подвести некую черту. После четвертого сезона контракт Брукера с Netflix заканчивается: обе стороны подписали договор на двенадцать эпизодов. Скорее всего, стриминговый гигант продлит шоу. Но пока «Черное зеркало» сдает позиции. Классические притчи вроде «Архангела» становятся предсказуемыми. Эпизоды вроде «Черного музея» и «Повесь диджея» ходят по тропкам, проторенным прошлыми сериями. Чтобы прикрыть скудность идей, приходится бить по зрительским эмоциям, как в «Крокодиле», или осваивать новые территории («USS Callister», «Металлоголовый»). Но лучше дать Брукеру время на то, чтобы детально проработать сценарий, потому что в четвертом сезоне сюжетные огрехи заметны, и это удручает.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)